Лучший педагог года

Консультация «Как сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников?»

Маргарита Красных
Консультация «Как сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников?»

Как же сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников?

Одной из важных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкального восприятия. Оно - часть эстетического и обладает свойствами, характеризующими восприятие искусства в целом, а также имеет некоторые особенности, обусловленные спецификой музыкального искусства.

Проблема восприятия музыки - одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на значительное количество освещающих ее наблюдений, специальных исследований, во многом еще не решена.

Публикация «Консультация „Как сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников?“» размещена в разделах

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить детей от современной, порой не высокохудожественной музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую, настоящую музыку. Детство является периодом наиболее благоприятным, сенситивным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.

Начну с того, что включает в себя восприятие музыки?

Это:

1. Восприятие, специально подобранной для слушания музыки

2. Восприятие музыки в связи с ее исполнением

3. Музыкально – дидактические игры для развития сенсорных способностей

Развитие восприятия музыки у дошколят происходит в процессе всех видов музыкальной деятельности.

Благодаря их использованию, дети приобретают знания общие и специальные, связанные в различными видами музыкальной деятельности.

Существует четыре вида восприятия музыки.

Это:

Образность - Совокупность средств музыкальной выразительности, используемых композитором для передачи содержания произведения и есть музыкальный образ.

Целостность. - Ребёнок воспринимает музыкальное произведение как единое целое, но в то же время на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи.

Эмоциональность. - Переживание красоты музыкального образа, настроения, которые пробуждает в нас музыка. Эмоциональность – неотъемлемая черта эстетического восприятия музыки.

Осознанность. - т. к. восприятие тесно связано с мышлением, то оно невозможно без осознания воспринимаемого нами содержания музыки

Восприятие (слушание, выделено в программе музыкального развития дошкольников в отдельный раздел, так как без него невозможно представить и другие виды музыкальной деятельности.

На современном этапе меняются подходы к организации слушания (восприятия) музыки.

Раньше предполагалось, что дети должны слушать музыку сидя на стульчиках, пассивно.

Сейчас же на современном этапе меняются подходы к организации слушания и восприятия, от пассивного в активное.

«Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу.

Это невозможно! К ней надо сначала привыкнуть!» Писал Одоевский.

Наблюдения за детьми показали, что многие из них невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему.

Зная потребность ребенка в движении можно добиться эмоционально - образного восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста через музыкально – двигательные импровизации. Практический метод является одним из эффективных в развитии музыкального восприятия и заключается в передаче характера музыки в движении.

Советский психолог Борис Михайлович Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями. Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). Таким образом, восприятие музыки требует различных методических приемов, активизирующих переживания детей и развивающих понимание особенностей музыкального языка.

1. Делиб «ПИЦИККАТО»

2. Чайковский П. И «Неаполитанская песенка» (бубны, колокольчики)

3. Д. Б. Кабалевский «Галоп» (стулья, клавесы)

4. К. Сен-Санс «Рыбки» «Карнавал животных» (резинки «рыбьи хвостики»)

5. Хабанера Ж. Бизе (Треугольник)

6. Иоган Штраус Марш Радецкого (Кляксы)

Все вышеизложенные элементы методики активного слушания музыки дают прекрасные возможности для формирования интереса к музыкальной деятельности воспитанников и воспитания внимательного слушателя, умеющего понимать, оценивать и любить настоящее.

С помощью активного слушания музыка станет ближе и осязаемее. Это важно, ведь она – одна из форм познания мира.

Публикации по теме:

Как сделать детский праздник ярким и интересным. Методические рекомендации к оформлению детского праздникаКак сделать детский праздник ярким и интересным. Методические рекомендации к оформлению детского праздника «Как сделать детский праздник ярким и интересным». Методические рекомендации к оформлению детского праздника. Хороший праздник для детей.

Как знакомство с многозначными словами сделать интересным и увлекательнымКак знакомство с многозначными словами сделать интересным и увлекательным «Речевое развитие» - одна из самых важных областей в развитии и воспитании ребёнка. Мы знаем, что развитие речи детей во многом зависит.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников?»
Опубликовано: 14 июля 2024 в 12:36
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников?»» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Красных в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 июля. День Нептуна. Передвижка «Правила поведения на воде для детей»

15 июля — это середина лета или по-морскому, экватор. А значит, самое время отметить праздник повелителя морей и океанов, грозного Нептуна. 

12 июля. День косоворотки. Передвижка «Русская рубаха — косоворотка»

 В 2019 году общественные организации России выступили с инициативой празднования Дня косоворотки. Этот праздник призван продвигать положительный образ русской культуры — как в России, так и за...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД