Маргарита Красных
Консультация «Как сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как же сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников?
Одной из важных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкального восприятия. Оно - часть эстетического и обладает свойствами, характеризующими восприятие искусства в целом, а также имеет некоторые особенности, обусловленные спецификой музыкального искусства.
Публикация «Консультация „Как сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников?“» размещена в разделах
Проблема восприятия музыки - одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на значительное количество освещающих ее наблюдений, специальных исследований, во многом еще не решена.
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить детей от современной, порой не высокохудожественной музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую, настоящую музыку. Детство является периодом наиболее благоприятным, сенситивным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.
Начну с того, что включает в себя восприятие музыки?
Это:
1. Восприятие, специально подобранной для слушания музыки
2. Восприятие музыки в связи с ее исполнением
3. Музыкально – дидактические игры для развития сенсорных способностей
Развитие восприятия музыки у дошколят происходит в процессе всех видов музыкальной деятельности.
Благодаря их использованию, дети приобретают знания общие и специальные, связанные в различными видами музыкальной деятельности.
Существует четыре вида восприятия музыки.
Это:
Образность - Совокупность средств музыкальной выразительности, используемых композитором для передачи содержания произведения и есть музыкальный образ.
Целостность. - Ребёнок воспринимает музыкальное произведение как единое целое, но в то же время на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи.
Эмоциональность. - Переживание красоты музыкального образа, настроения, которые пробуждает в нас музыка. Эмоциональность – неотъемлемая черта эстетического восприятия музыки.
Осознанность. - т. к. восприятие тесно связано с мышлением, то оно невозможно без осознания воспринимаемого нами содержания музыки
Восприятие (слушание, выделено в программе музыкального развития дошкольников в отдельный раздел, так как без него невозможно представить и другие виды музыкальной деятельности.
На современном этапе меняются подходы к организации слушания (восприятия) музыки.
Раньше предполагалось, что дети должны слушать музыку сидя на стульчиках, пассивно.
Сейчас же на современном этапе меняются подходы к организации слушания и восприятия, от пассивного в активное.
«Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу.
Это невозможно! К ней надо сначала привыкнуть!» Писал Одоевский.
Наблюдения за детьми показали, что многие из них невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему.
Зная потребность ребенка в движении можно добиться эмоционально - образного восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста через музыкально – двигательные импровизации. Практический метод является одним из эффективных в развитии музыкального восприятия и заключается в передаче характера музыки в движении.
Советский психолог Борис Михайлович Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями. Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). Таким образом, восприятие музыки требует различных методических приемов, активизирующих переживания детей и развивающих понимание особенностей музыкального языка.
1. Делиб «ПИЦИККАТО»
2. Чайковский П. И «Неаполитанская песенка» (бубны, колокольчики)
3. Д. Б. Кабалевский «Галоп» (стулья, клавесы)
4. К. Сен-Санс «Рыбки» «Карнавал животных» (резинки «рыбьи хвостики»)
5. Хабанера Ж. Бизе (Треугольник)
6. Иоган Штраус Марш Радецкого (Кляксы)
Все вышеизложенные элементы методики активного слушания музыки дают прекрасные возможности для формирования интереса к музыкальной деятельности воспитанников и воспитания внимательного слушателя, умеющего понимать, оценивать и любить настоящее.
С помощью активного слушания музыка станет ближе и осязаемее. Это важно, ведь она – одна из форм познания мира.