Ковальчук Татьяна
Активная социальная позиция личности
▼ Скачать + Заказать документы
Активная жизненная позиция человека - это обусловленная конкретными социальными обстоятельствами устойчивая форма проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек, оказывающая регулирующее воздействие на его поведение и деятельность.
Активная жизненная позиция личности должна формироваться с детства. Она вырабатывается в течение продолжительного времени в процессе обучения и воспитания людей, в результате преодоления повседневных трудностей, овладения социальным опытом, профессиональным мастерством.
Публикация «Активная социальная позиция личности» размещена в разделах
Стержнем активной жизненной позиции, ее фундаментом является мировоззрение личности, нравственные убеждения и отношение к общественному долгу.
Основными структурными компонентами активной жизненной позиции являются :
· нормативно-оценочный, включающий в себя устойчивые и всесторонне развитые знания, убеждения, отношения личности;
· мотивационно-побуждающий, содержащий социально- и лично значимые ведущие потребности, установки, склонности, идеалы и т. п. характеристики личности;
· практически-действенный, отражающий постоянную готовность человека к действиям на благо общества, его устойчивые волевые усилия и высокую эмоциональную выдержанность.
Показателями проявления активной жизненной позиции выступают :
· целеустремленность и сознательность в действиях и поступках человека;
· ответственность и активность в различных видах деятельности независимо от условий, в которых они осуществляются;
· результаты деятельности и общественной активности человека, соответствующие требованиям деятельности и условиям жизни в обществе;
· реальные действия, поступки и образ жизни личности.
Активная жизненная позиция должна присутствовать как у педагогов и воспитателей, так и у учащихся. Ее наличие означает чрезвычайно большую степень ответственности всех участников педагогического процесса за взаимные действия и поступки, за качество поддерживаемых и совершенствуемых отношений его участников, за результаты учебно-воспитательной деятельности. Особую значимость приобретает активная жизненная позиция педагогов и учащихся в сложных условиях государственных, экономических политических преобразований в обществе, когда происходят серьезные изменения и трансформации в общественном и индивидуальном сознании, во всей системе связей и отношений между людьми. Общество всегда должно быть заинтересовано в постоянном воспроизводстве и совершенствовании активности и ответственности педагогов и учащихся в их подходе к образованию, обучению и воспитанию.
Активная жизненная позиция значит неравнодушное отношение к тому, что происходит вокруг. То есть не просто принятие, но и активное участие в решении тех проблем, которые возникают не только у себя, а именно в обществе, в окружающем мире. Все начинается с семьи. Но и общество, как макросреда, тоже должно формировать активную жизненную позицию или влиять на ее формирование. То есть должны стимулироваться, поощряться именно те поступки, которые можно обозначить как активную жизненную позицию : проявлять инициативу, не отмалчиваться, не проходить равнодушно мимо социально опасных случаев.
Социальная активность и активная жизненная позиция — признак взросления. Но чтоб они формировались и развивались, нужны условия, нужна позиция общества… Поиск молодого человека должен встречать понимание. Естественно, если он не опасен для окружающих. Здорово, когда есть множество вариантов самореализации. Сложность в том, что формирование это происходит в реальной жизни, среди реальных людей. Но тут уж ничего не поделаешь: ведь на берегу плавать не научишься.