Наиля Шубина
Активизация словаря детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Активизация словаря детей дошкольного возраста с помощью
дидактических и
гр.
Подготовила воспитатель МАДОУ д/с 73 г. Тюмени
Шубина Наиля Нурмухаметовна
Цель - выбрать и применить на практике работу по обогащению и активизации словаря детей дошкольного возраста.
Публикация «Активизация словаря детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр» размещена в разделах
Описание работы: В работе представлены методы, задачи, рекомендации, направленные на обогащение и активизацию словаря детей в игровой деятельности.
Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря детей:
- рассматривание игрушек,
- рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием,
- дидактические игры и упражнения.
Основные задачи развития речи детей дошкольного возраста– воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на каждом возрастном этапе.
Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе.
Методические приёмы делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приёмы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос.
Вспомогательные вопросы бывают наводящими и вспомогательными. Вопросы используются во всех методах речевого развития.
Наглядные приёмы – показ иллюстративного материала, картин, предметов, показ образца, способов действия.
Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения.
В словарной работе используется совокупность разных методов и приёмов в зависимости от степени овладения детьми слова. Я считаю, что наиболее эффективный метод словарной работы с детьми раннего возраста – дидактические игры.
Например, в игре "Назови три предмета" приходится вспоминать и называть животных, средства передвижения, овощи и фрукты, мебель, посуду.
В этой игровой занимательной форме происходит активизация и обогащение словаря дошкольника.
И когда педагог рассматривает с детьми предмет, он помогает определить и назвать его размер, цвет. Также эффективно используются такие дидактические игры, как: "Чудесный мешочек", "Кто увидит и назовет больше?", "Продолжи фразу» («Доскажи словечко», "Что изменилось" и другие.
Игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр., настольные печатные игры и словесные игры - все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников.
Мы с вами знаем, что в младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, и это соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.
Например, в дидактической игре: «Что лишнее?» дети сравнивают и называют одинаковые их части, признаки и отличительные особенности.
Организуя в группе центры по развитию речи: театрализованный уголок, центр игр – драматизаций, центр дидактических и речевых игр, мы учитываем индивидуальные особенности детей.
Также обогащение и активизация словаря детей 3-4 лет происходит и во время прогулки, экскурсий. Дети, наблюдая за животными, птицами, растениями, насекомыми и людьми дети, знакомятся с понятием живой - неживой природы.
Игры, развивающие восприятие формы.
“Есть у тебя или нет?”
Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.
Описание игры: Первому ребенку завязывают глаза и предлагают на ощупь определить форму детали, а второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.
Правила игры:
Первый ребенок, поворачивая со всех сторон, обследует обеими руками деталь на ощупь.
И развязывать глаза можно только после того, как он назвал деталь.
Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки:
Чтобы весело играть,
Надо всех пересчитать.
Раз, два, три, первый – ты!
“Принеси и покажи”
Цель: Учить детей применять приемы зрительного обследования формы.
Описание игры: Воспитатель показывает образец детали, а затем прячет. Дети самостоятельно должны найти такую же.
Правила игры:
Воспитатель вызывает детей и только эти дети выполняют поручение.
Но прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти.
“Отгадай ка”.
Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (арка, брус, куб, папка, таблетка, треугольник, цилиндр) на ощупь.
Описание игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.
Правила игры:
Не подсказывать и не выдавать общего секрета.
Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.
Остальные дети терпеливо дожидаются своей очереди.
Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.
Познавательное развитие
В: На что похож душ?
Д: На дождь и на лейку, когда из лейки что-то поливают.
В: А душ какой бывает?
Д: Холодный и теплый. И дождь осенью бывает холодным, а летом теплым.
Речевое развитие
В: На что похожа, например, иголка?
Д: На булавку, на кнопку.
В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: они острые и металлические.
Д: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо вставляется, она тоже острая.
При ознакомлении с геометрическими фигурами. На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других формы.
Ознакомление с предметами ближайшего окружения
(младший дошкольный возраст)
Например: «Раз, два, три, все, у кого изображена посуда, мебель… ко мне беги!» Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию).
«Раз, два, три… ко мне беги!»
Правила игры:
Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах - это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах - это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Допускается, что дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Подводя итог, воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.
Ход игры:
«Раз, два, три, все, у кого есть крылья, ко мне беги!» (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы) Остальные дети стоят на месте.
Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, запах, звук, колеса, угол). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.
Примечание: Можно использовать задания на надсистему. Например: «Раз, два, три, те, кто умеет петь ко мне беги!» К ведущему подбегают дети с изображением ветра, птицы, радио, человека …
Задание на временную зависимость. Например: «Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!» К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра. Не подбегают дети с изображением земли, песка, трактора…
При формировании представления о некоторых растениях: «Раз, два, три, все, у кого есть листочки (стволы, стебли, корни, цветки) - ко мне беги». При формировании представлений о животных (глаза, длинный пушистый хвост, копыта, рога, шерсть).
«Хорошо-плохо»
Цель: Учить детей положительные и отрицательные стороны.
Ход:
1 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету - плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
2 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
Живая и неживая системы.
В: Где живет тигр?
Д: В лесу, в зоопарке.
В: А еще?
Д: В мультфильмах, в фантиках конфетных.
В: Где живет собака?
Д: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице-бродячие.
В: Где живет желтая краска?
Д: В желтой, в солнце, в огне, в карандаше, в моих бантиках, в цветке…
В: Где живет кисточка? (в коробке с красками, на листе бумаги).
«Петушок»
Цель: Развивать речевую активность детей; упражнять их в правильном звукопроизношении; закрепить знания о петушке.
Словарь: Золотой, масляна, шелкова, петушок.
Ход:
Петушка выбрать короткой считалкой. Петушок кричит только после слов «детям спать не даешь».
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Максляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь?
Что ты громко поешь?
Детям спать не даешь?
Петушок: КУКАРЕКУ.
«Что за предмет?»
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Словарная работа: Кошка, круглый, синий, собака, мяч, хвост, уши…
Ход:
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет (игрушку) и называет его. Например:- это мяч. Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.» А затем ребенок описывает игрушку.
Художественно - эстетическое развитие
В: На что похожа коробка цветных карандашей?
Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом - малиновая, клубничная, с синим вкусом - черничная)
В: На что похожа кисть?
Д: На метлу Бабы - Яги, на указку, на Волшебницу (потому, что если провести кисточкой по бумаге получается какой-то рисунок).
На современном этапе развития педагогической науки отмечается большой интерес к вопросу развития словаря дошкольников. Словарная работа в дошкольном учреждении направлена на расширение лексического запаса, уточнение значений слов, активное употребление их ребенком в речевой практике. Обогащение словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни и общении.
Рекомендации родителям
Чаще играйте с детьми в разнообразные дидактические игры: настольные, сюжетные, подвижные. Ведь ребёнку очень важно ваше участие в игре. Стать партнёром в игре – значит занять место сотрудничества, взаимопонимания. Взрослый, вступивший в игру, незаметно руководить ею, показывает игровые действия с новой игрушкой. Если ребёнок просит вас поиграть с ним, не отказывайте ему и себе в этом удовольствии. И вы увидите, что игра принесёт не только радость от общения, но и обогатит внутрисемейные отношения.
Список литературы:
1. Зворыгина Е. В. и др., Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. ; Под ред. Новосёловой С. Л. - 4 – е изд., перераб. _М. : Просвещение, 1985.
2. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др. Программа Детство. / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. И. Гуревич.
3. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей дет. сада. М., Просвещение 1982.
4. Ушакова О. С. и др. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада. Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Изд – во «Совершенство», 2001.