Ольга Фомичева
Акция по сбору макулатуры «Спаси дерево, собери макулатуру!» (подготовительная группа)
Цель: показать дошкольникам важность экономного расходования бумаги, возможность вторичного её использования.
Задачи:
- прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней;
- воспитывать начала экологической культуры дошкольников;
- вовлекать воспитанников и их родителей в активную природоохранную деятельность;
- дать детям представление о полезных свойствах леса;
- привлечь детей и родителей к совместному сбору макулатуры.
Предварительная работа с детьми:
Публикация «Акция по сбору макулатуры „Спаси дерево, собери макулатуру!“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Деревья и кустарники
- Макулатура. Сбор макулатуры
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Подготовительная группа
- Темочки
- беседы с детьми: «Из чего делают бумагу», «Зачем нужно беречь деревья», «Как перерабатывают макулатуру» (Приложение №1);
- аппликация: «Весёлые портреты»,
- рисование (нетрадиционным способом изображения — мятой бумагой) «Ваза с цветами» (Приложение №2);
- опыт: «Подарим бумаге вторую жизнь», эксперимент «Бумага, её качества и свойства» (Приложение №3);
- чтение художественной литературы: С. Маршака «Чистый лист», С. Михалкова «Бумага», Б. Житков «Откуда пришла бумага?», Н. Ю. Яковлев «Слово о бумаге», Энциклопедия «Вопросы и ответы»;
- разучивание пословиц и поговорок о бумаге ( Бумага терпелива: от стыда не краснеет; Бумага терпит, перо пишет; Не на бумаге сказано, а делом показано; Огонь в бумагу не завернёшь);
- взвешивание и сортировка макулатуры, принесённая детьми и родителями.
Предварительная работа с родителями:
- консультация «Волшебный мир бумаги» (Приложение №4);
- буклет «Сбереги дерево – сдай макулатуру!»
Участники: дети подготовительной группы и воспитатели.
Приложение 1
Беседа «Из чего делают бумагу»
Воспитатель: ребята, у меня в коробочке лежит ответ на загадку, которую я вам сейчас загадаю.
Я белая как снег,
Дружу с карандашом
Где он пройдет - заметочку кладет. (Бумага)
Воспитатель: Давайте подойдем к столу и посмотрим, что там лежит? Посмотрите внимательно и скажите, вся ли бумага одинаковая? Как вы определили? (потрогать, погладить). Воспитатель: Да, бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой, мягкой и не очень. А кто назовет виды бумаги? (цветная, альбомная, картон, салфетки, бархатная, и др.)
Воспитатель предлагает всем вместе рассмотреть схему производства бумаги и рассказывает о процессе её получения: «Бумагу делают на целлюлозно-бумажном заводе. Но сначала в лесу рубят деревья. Брёвна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине – дробилке. Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идёт на изготовление бумаги».
Воспитатель: Ребята, бумагу изобрели в Китае, делали ее из размоченных растительных волокон. Оказалось, что бумагу можно делать из дерева, тряпок и даже из старой бумаги – макулатуры (это старые ненужные книги и тетради, упаковки от игрушек). Получается, что бумагу можно использовать дважды!
Ребята мы с вами узнали процесс производства бумаги, поняли, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выкидывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня узнали много нового о бумаге и ее производстве. Еще вы узнали о том, что бумагу можно использовать несколько раз. Я уверена, что вы теперь будете бережно, относится к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать бумагу, тем больше деревьев останется в лесу. Как мы можем сберечь деревья? (не портить листы просто так, не разрисовывать и не рвать книги).
Беседа «Зачем нужно беречь деревья»
Деревья нам нужны не только как источник древесины. Они полезны и необходимы по разным причинам. Например, деревья вырабатывают кислород, без которого ни одно живое существо не может дышать. Многие птицы и дикие животные устраивают на деревьях свое жилье. Деревья служат преградой ветру, уносящему прочь сухую почву. Деревья не дают ливням разрушать почву. Корни связывают почву в одно целое. Перепревшие листья питают почву. И, кроме того, из древесины вырабатывают такие полезные вещи, как каучук, некоторые виды воска, канифоль, смолы, разные виды клея и многие лекарства. Под кроной деревьев так хорошо укрыться в жару. А еще деревья очень украшают нашу землю!
Беседа «Как перерабатывают макулатуру»
- А сейчас посмотрите, как собранная макулатура перерабатывается (показ презентации).
1. Население собирает ненужную бумагу, старые газеты, старые книги, журналы.
2. Приходят грузовики, и везут эту макулатуру в пункт переработки.
3. На фабрике по переработке макулатуры стоят такие линии – транспортеры. Сначала бумагу засыпают в контейнер. Транспортер (бумага движется по ленте) передает ее дальше.
4. В процессе движения бумагу сортируют. В старой бумаге попадаются инородные предметы, которые представляют опасность для всего процесса переработки. Рабочие отделяют металлические предметы, пластиковые части, откидывают все, что не подходит в переработку. На больших заводах устанавливаются ряды магнитов и сетки, чтобы уловить инородные предметы: пластмассу, жесть, деревяшки, металлические предметы, скрепки, которые удерживают страницы журналов.
5. Дальше бумага попадает в станок - большую дробильную машину, которая ее режет, измельчает.
6. Переработка старой бумаги происходит самой жаркой и влажной среде с самыми экстремальными машинами современной промышленности.
7. Первая остановка – гигантские цилиндры, в них макулатуру размешивают в кипящей воде, пока она не превратится в размякшую пропитанную водой массу. Цель заключается в том, чтобы разорвать волокна, которые связывают бумагу. В результате получают горячую грязноватую бумажную массу – пульпу.
8. Размоченная масса потом прессуется.
9. Последнее место назначения пульпы – гигантская бумагоделательная машина, длина которой 90 метров и высота 30 метров. Эта чудовищная махина стоит более 100 миллионов фунтов стерлингов, среди машин такого рода она самая большая в мире.
10. Машина делает бумагу со скоростью 60 миль/час или 1680 м/мин. Прежде, чем бумажная масса поступит сюда, ее пропускают через устройство вроде огромной стиральной машины: в 100 тоннах воды перемешивают каждую тонну пульпы, чтобы помочь волокнам снова соединиться вместе. На этом этапе бумажная смесь больше похожа на водянистую массу, чем на бумагу.
11. На следующем этапе ее осушают, обрабатывают паром и пропускают через гигантские валы. За сутки из-под валов выходит огромное количество бумаги.
12. Транспортировка рулонов готовой газетной бумаги с завода – не менее серьезная задача, чем доставка сюда макулатуры. Их грузят на борт стоящих наготове грузовиков.
13. Дальше она попадает на такой станок, где прессованная бумага раскатывается в тонкие листы. А дальше разрезается по нужному размеру.
14. Из полученной бумаги изготовляют газетную бумагу, туалетную бумагу, коробки, яичные упаковки, подарочные сумки, цветочные горшочки и многое другое.
- Ребята, что такое макулатура?
Макулатура - это отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, изделия полиграфических предприятий и т. д., используемые в качестве вторичного сырья на бумажных фабриках.
- Ребята, что нам даёт переработка макулатуры? (ответы детей). При переработке макулатуры она получает вторую жизнь: из нее изготавливают гигиеническую продукцию, бумагу разных сортов, картон для коробок и других целей, она используется при производстве строительных материалов и т. д. Таким образом, уничтожается меньше деревьев и других ресурсов планеты.
Приложение 2
Аппликация из бумаги в старшей группе
«Веселые портреты»
Цель: создание портрета из отдельных частей (овал – лицо, полоски или комки мятой бумаги – прическа) используя ненужную бумагу (журналы, газету и обрезки цветной бумаги).
Задача:
- познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое (по самостоятельно нарисованному контуру).
- развивать цветное восприятие (подбирать цвет бумаги и карандаша в соответствии с цветом волос и глаз).
- воспитывать дружеское отношение друг к другу.
Материалы, инструменты, оборудование: цветная бумага для причесок, прямоугольники розовой или белой бумаги для лица, цветной картон для фона портретов, фломастеры, цветные карандаши, клей, клеевые кисточки, матерчатые салфетки, ножницы, клеенки. У воспитателя модель для показа способа и варианты причесок (из прямых полосок, из смятых комочков).
Воспитатель: Ребята сегодня я предлагаю вам устроить выставку своих портретов, только не нарисованных, а выполненных аппликацией.
Сначала нам нужно выбрать фон – основу для будущего портрета. Для этого лучше взять цветной картон (показывает подготовленный материал). Если у человека светлые волосы, то портрет лучше будет смотреться на ярком или темном фоне. Если волосы темные лучше выбрать светлый фон. Как лучше расположить лист? (Дети приходят к выводу, что лучше разместить лист – основу вертикально, потому что лицо удлиненное.)
Воспитатель: Посмотрите друг на друга. Какой формы лицо. Как можно вырезать овал? (ответы детей). Посмотрите: я беру лист бумаги белого цвета, он меньше фона по размеру. Складываю лист вдоль пополам, рисую полуовал – будто радуга поднимается над линией сгиба – и вырезаю. Раскрываем, какая форма получилась? (Дети – овал). Это лицо.
Приклеиваю лицо на фон, чтобы вверху осталось место для прически. Затем выбираю бумагу в цвет волос. Если волосы прямые прическу можно сделать из бумажных полосок – вот так (показывает вариант прически и выставляет образец для сравнения с последующими прическами). Если волосы кудрявые, можно вырезать волнистые полоски, а можно разорвать бумагу на кусочки и смять в комочки – вот так (показывает еще один вариант прически).
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (наклоны туловища)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
Воспитатель: А теперь возьмите прямоугольники белого цвета и сложите вдоль пополам. Разгладьте линию сгиба и нарисуйте над ней полуовал, как радугу. Аккуратно вырезайте. Раскройте. Что у вас получилось? Овалы – это лица. Продолжайте делать портреты: лица и прическу наклейте, а все остальное дорисуйте (глаза, нос, рот).
Рассматривание портретов на выставке. Чтение стихотворения Е. Стеквашевой «Почему я не такой?».
Рисование «Ваза с цветами»
Задачи: знакомить детей с нетрадиционным приемом изображения - штампом из мятой бумаги; знакомить детей с жанрами живописи (натюрморт, приобщать детей к искусству; закреплять приемы аккуратного рисования; формировать усидчивость, внимание; воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными приемами.
Оборудование и материалы: фон натюрморта с изображением вазы, бумага писчая, кисть, гуашь, блюдце для краски.
Воспитатель: - Ребята, послушайте загадку:
В ней ромашковый букет
Или килограмм конфет.
Догадаетесь вы сразу,
То что перед вами (Ваза.)
- Ребята, как вы думаете что это? Правильно это ваза.
Сегодня мы с вами нарисуем вазу с цветами, но делать это очень необычным способом!
Давайте внимательно рассмотрим цветочек, который будет стоять в вазе на нашем натюрморте. Из каких частей состоит наш цветок? (Бутон, стебель). Какого цвета стебель? (зеленого). А какого цвета бутон? (красный, желтый). - Бутон может быть совершенно разнообразным, вы можете по -фантазировать и придумать свой красивый цветочек.
Давайте посмотрим, какие инструменты есть у нас на столах: бумага, блюдце с краской кисточка, и изображение силуэта вазы.
- Ребята, а как вы думаете, почему у нас на столиках у каждого лежит так много бумаги? Ведь обычно мы обходились только одним листком, на котором рисуем, да и краска почему-то не в баночках как обычно, а в блюдцах?
Мы сегодня с вами сделаем цветы в вазе необычным способом, мы будем их рисовать не кисточкой, а бумагой! Обследование
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрим, как я буду делать вазу с цветами. Я беру наш нарисованный силуэт вазы и кладу его перед собой. Для того чтобы сделать цветы я беру чистый лист бумаги и сильно его сминаю. Вот так, теперь для того чтобы рисовать с его помощью цветы, надо опустить лист мятой бумаги в блюдце с краской и потом оставить оттиск на листе над силуэтом вазы. Сделав 2-3 оттиска одного цвета, мы откладываем комок бумаги и делаем новый, и набираем на него краску другого цвета. Не бойтесь того что оттиски цветов могут друг на друга заходить, это даже очень хорошо когда цвета на бумаге немного смешиваются, это придает яркости нашему букету цветов и он будет очень красивым.
Самостоятельное выполнение работы детьми.
- Ребята, а теперь давайте проанализируем наши работы.
Приложение 3
Опыт «Подарим бумаге вторую жизнь»
Цель: Получить бумагу в условиях детского сада из использованных альбомных и исписанных тетрадных листов.
Чтобы получить бумагу в домашних условиях из бумажных отходов, была применена следующая методика:
1. Разорвать бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместить их в таз. Налить в таз воды и оставить на некоторое время до размягчения бумаги.
2. Чтобы разбить волокна бумаги, все хорошо перемешать с помощью блендера до консистенции кашицы.
3. На поднос поместить сетку для окон.
4. Полученную массу выложить на сетку и разровнять лопаткой.
5. Поролоновой губкой убрать лишнюю влагу, просушить до полного высыхания.
Первый опыт был проведён со старыми газетами. В результате получилась бумага серого цвета. Для того чтобы получить цветную бумагу, нужно добавить в бумажную массу гуашь. При переработке они стали гораздо плотнее.
Эксперимент «Бумага, её качества и свойства»
Цель: научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества (цвет, белизну, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
Материал: вода.
Оборудование: писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкость, алгоритм описания свойств материала.
Дети рассматривают бумагу. Воспитатель спрашивает о том, какая это бумага, как определить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая.
Воспитатель: Ребята, аккуратно обращайтесь с бумагой, чтобы не порезаться о её край.
Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают её.
- Какая бумага? (Ответы детей). Затем воспитатель предлагает детям смять лист бумаги.
- Что произошло с бумагой? (Бумага смялась).
После этого дети разрывают лист бумаги на несколько кусочков.
- Что произошло? (Бумага рвётся).
Тянут за края в разные стороны.
- Что произошло? (Нарушается целостность листа; следовательно, материал непрочный).
Разрезают лист ножницами. – Как бумага режется? (Режется хорошо).
Положили бумагу в емкость с водой.
- Что происходит с бумагой? (Намокает).
- А если поднести бумагу к огню, что произойдёт? (Бумага с горит).
Дети вместе с воспитателем составляют алгоритм описания свойств материала.
Вывод: Бумага мнётся, рвётся, непрочная, хорошо режется, намокает и горит.
Приложение 4
Консультация для родителей
«Волшебный мир бумаги»
Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогики. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Для многих педагогов - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты, А главное, постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их в реальной жизни.
Дошкольное детство – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. Интерес – важный стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению его интеллекта. Но не только педагоги заинтересованы в этом. Как развивается ребенок, каков его кругозор и интеллект - это те вопросы, которые должны волновать и родителей. А поэтому родители должны постоянно заботиться о том, как помочь своим детям не растерять те знания, которые дают их малышам педагоги. Проще говоря, родители должны уметь то, что умеют делать их дети. Дети очень эмоциональны, они с большим желанием занимаются всем необычным и интересным, а интересно им все: и рисовать, и лепить, и конструировать, и делать аппликации. И главный помощник родителям в этом - бумага. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Известно, что бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Дети очень любят заниматься с бумагой, создавать что то необычное, интересное.
Работа с бумагой развивает: внимание, память, логическое и пространственное воображения. Художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. Способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику рук, развивает глазомер.
Работа с бумагой способствует эстетическому развитию. Дети правильно учатся: подбирать цветные сочетания, грамотно составлять композицию, выбирать форму; привыкают к аккуратности и бережному отношению к материалу.
Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумага - это тот материал, с которым ребё нок встречается ежедневно: дома, в быту, на занятиях, рисуя, выполняя аппликацию или конструируя из бумаги. Конструирование из бумаги - это превращение листа бумаги в объёмную форму, в результате чего появляется объёмная поделка. Существует еще и понятие «объемная аппликация».
ИГРУШКИ И АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАЖНЫХ КОМОЧКОВ.
Выполняются из достаточно тонкой, но пластичной и мягкой бумаги, которая должна хорошо удерживать форму комочка после того, как ее смяли (это могут быть обычные салфетки разных цветов или гофрированная бумага). Комочки могут быть большими (целая деталь фигурки животного) или маленькими (мелкие оформительские детали, наклеенными на большую основную деталь (комочки шерсти на овечке или семечки на подсолнухе и т. д.). Из больших комочков можно сделать разных зверюшек, приклеивая дополнительно ушки, хвостик и т. д.
Бумажные комочки можно использовать и для создания картинки, предварительно нарисовав на листе какой-нибудь сюжет или сказочного героя. Картинка по желанию ребенка обрамляется в рамку, что позволяет продемонстрировать ее окружающим и самому ребёнку красиво оформленной и придаёт ей законченный вид.
ИГРУШКИ И АППЛИКАЦИЯ ИЗ ПОЛОС БУМАГИ
Используются разные способы превращения заготовки в объемную фигурку (склеивание полоски кольцом, петелькой, складывание гармошкой). Полоски используются как для основных деталей поделки (голова, туловище птиц, животных, людей, так и для изготовления мелких деталей (уши, хвост и т. д.).
И здесь, конечно, можно сделать столько интересного, насколько богата ваша фантазия: и цыпленка, и елочку, и снеговика, и светофор, и цветы, и различных животных и т. д.
РЕБРИСТЫЕ ИГРУШКИ И АППЛИКАЦИЯ С ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.
Выполняются приемом вырезания деталей из полоски, сложенной гармошкой, и склеивания поочередно половинок каждой детали. Ребристые игрушки можно использовать как елочные украшения, как атрибуты для настольного театра, который затем можно поставить вместе с ребенком. Таким способом можно сделать красивые цветы, фрукты, овощи. А какой замечательный может получиться зонтик, тучка, грибы и т. д. !
Если картинки, игрушки, поделки ребёнок будет дарить близким людям, друзьям, гостям, педагогам, если детскими работами постоянно будет украшаться не только интерьер группы, но и ваша квартира. Уважаемые родители! к любому празднику или событию: Новый год, Международный день матери, день рождения ребёнка или членов семьи и пр., то ценность этих работ значительно возрастает. В результате такой планомерной работы малыши начнут видеть всю многогранность красоты окружающего мира. А ведь красота нужна человеческой душе как воздух! Без нее невозможно представить жизнь.
В воспитании детей и становлении их личностью (в этом и важно сотрудничество педагогов и родителей) нет стандартов, и не может быть готовых рецептов. Любой совет нуждается в глубоком осмыслении, умении применять его на практике творчески, с учетом конкретных условий. А это требует высокой ответственности, постоянных раздумий и поиска. Занимайтесь вместе со своим ребёнком, поверьте, это принесёт вам радость и приятные ощущения от совместно проведённого времени, позволит лучше понять и узнать своего малыша.