Тамила Касимова
Акция для педагогического коллектива «Счастья вам, педагоги»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог-психолог Касимова Т. Ш.
Цель: создание позитивного настроения, повышение мотивации к педагогической деятельности, повышение стрессоустойчивости, познакомить педагогов со способами самодиагностики и профилактики эмоционального выгорания.
Структура занятия
1. Информация “Сгорание — плата за сочувствие” (К. Маслач)
2. Разминка (самодиагностика личностных особенностей)
3. Практическая часть
4. Рефлексия (обсуждение результатов занятий, подарки из «Ларца радости»
Лекция “Плата за сочувствие”
Темочки:
по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки, бланки для диагностики, веревка, самолетики из бумаги с надписями “Пофигисты” и “Трудоголики”, памятки для воспитателей (по количеству участников занятия, “Ларец радости”, сердечки с афоризмами, конфеты.
Ход ЗАНЯТИЯ
Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки — это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное “выключение” человека получило название “синдром эмоционального выгорания”.
По мнению известного психолога Виктора Бойко, “эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия”. Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Выгорание — это своеобразной уход, если хотите, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс, фрустрацию или разочарование (речь может идти не только о работе). При этом у человека возникает ощущение, что он больше не может жить так, как раньше.
Самый показательный симптом выгорания — это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он “рвется в бой”, готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, он становится безразличным и циничным и к своей работе, и к коллегам по работе. Показательный пример — история о молодой женщине — адвокате, которая со студенческой скамьи мечтала о том, как она получит диплом юриста и будет защищать бедных людей, которые порой не могут себе позволить качественную защиту своих интересов. Но уже после нескольких месяцев работы с этими людьми она поняла, что особой благодарности ей ждать не стоит. В конце концов она дошла до такого отчаяния, что решила перейти на работу в прокуратуру с одной целью — отомстить неблагодарным, посадив их всех за решетку.
Иногда СЭВ (синдром эмоционального выгорания) называют “синдромом менеджера”, а в Японии — “синдромом Кароши”, по названию города, в котором был официально зафиксирован первый случай смерти работника от переутомления. Впрочем, как СЭВ ни называй, причины его возникновения всюду одинаковы — трудоголизм, хроническая переработка и постоянный стресс. И поражает СЭВ, в первую очередь, наиболее работоспособных, добросовестных и ответственных работников. На Европейской конференции Всемирной организации здравоохранения (2005 г.) отмечено, что 60% работников системы образования ежегодно обращаются за медицинской помощью по проблемам, связанным с симптомами эмоционального выгорания. Первые работы по этой проблеме появились в США. Социальный психолог Каролина Маслач (1976 г.) при изучении работы врачей в госпиталях и клиниках описала часто повторяющиеся симптомы: физическое и эмоциональное истощение, развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к пациентам. Совокупность этих симптомов впоследствии назвали синдромом эмоционального выгорания (СЭВ). В “группе риска” СЭВ, прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми (врачи, учителя, социальные работники).
Разминка
Ведущий. Наше сегодняшнее занятие мы решили посвятить профилактике эмоционального выгорания. Начнем с самодиагностики личностных черт и свойств. (Следует обратить внимание на то, что обсуждение результатов возможно только по желанию.)
Методика “Ранжирование”
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам проранжировать следующие понятия: деньги, семья, дети, я, работа, то есть поставить цифру “1” напротив самого важного для вас понятия, “2” — напротив менее важного в вашей жизни и т. д. Далее проводится обсуждение приоритетных выборов. При обсуждении подчеркивается самоценность человека, его “Я”. Как показывает опыт, чаще у учителей “Я” находится на одном из последних мест (на 4–5-м, что может способствовать эмоциональному выгоранию.
Ведущий. Предлагаем вам небольшое исследование некоторых особенностей вашей эмоциональной сферы. Постарайтесь отвечать честно, “положа руку на сердце”. Разумеется, результаты самодиагностики могут обсуждаться в группе только по вашему желанию.
Диагностика стрессоустойчивости (анкетирование)
Ведущий. Психологи считают, что развитию СЭВ способствуют следующие личностные особенности: эмоциональность, сверхвысокий самоконтроль (особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций, склонность к повышенной тревоге, перфекционизм (стремление всег да быть первым, сниженная стрессоустойчивость. Личностные факторы, снижающие риск эмоционального выгорания, — оптимизм, общительность, постоянный поиск новых контактов, умение идти на компромисс, сотрудничество при разрешении конфликтов, высокая стрессоустойчивость и креативность при решении профессиональных задач.
Обработка результатов
Подсчитайте суммарный показатель по двум частям методики и сравните результаты с критериями теста:
0–35 баллов — высокая стрессоустойчивость;
36–70 баллов — средняя стрессоустойчивость;
71–105 баллов — низкая стрессоустойчивость.
Упражнение “Внутренний ребенок»
Когда вы чувствуете себя в состоянии стресса…. А как обычно действуют дети в ситуации, которая им не нравится. Топают ногами, кричат, обзываются, обижаются и плачут, стараются спрятаться или убежать. А мы? Правда, похоже? Это и естественно. Именно эго-состояние отвечает за наши чувства. И когда плохо нам, плохо и нашему «внутреннему ребенку».
Сейчас, пожалуйста, представьте себя маленьким ребенком 4-5 лет. Внимательно рассмотрите, во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение лица. Теперь подойдите к этому ребенку, угостите его чем-нибудь, приласкайте, возьмите на руки и скажите: «Я тебя очень люблю (ласковое имя) и всегда буду беречь и защищать». Посмотрите, как теперь выглядит ваш ребенок, прижмите его к себе.
Уменьшите ребенка до размеров горошины и положите в свое сердце. Посмотрите, как он там себя чувствует. А как себя чувствуете вы?
Упражнение “Метеориты”
Цель: снятие эмоционального напряжения, определение своего отношения к профессиональной деятельности, выбор наиболее эффективной стратегии поведения.
Психолог предлагает участникам поиграть, предварительно разделив их на 2 команды. Для деления на команды необходимы два помощника (желающие из числа участников занятий — они будут капитанами команд). Им задается вопрос, отвечая на который они выбирают второго члена своей команды из общей группы. Второй вопрос задается уже выбранному, второму члену команды — так появляется третий и т. д.
Примерный перечень вопросов: С кем из присутствующих вы полетели бы в космос?
— У кого из присутствующих есть черты характера, похожие на ваши?
— У кого бы вы спросили совета?; — Для кого не пожалели бы личного времени?
— С кем бы вы совершили шопинг-терапию?; — Кому бы подарили маленького ежика?; — Чьи детские фотографии вы бы хотели посмотреть?
После того как команды сформированы, им по жребию присваивается название: “Трудоголики” или “Пофигисты” и вручаются самолеты. Команды отправляются в полет на планету Эмоционального комфорта.
Задание № 1. Участникам предлагается в режиме мозгового штурма выдвинуть аргументы в поддержку своей позиции (“Почему хорошо быть “трудоголиком”?; “Почему хорошо быть “пофигистом”). Затем команды по очереди обмениваются тезисами. Побеждает та команда, которая придумает большее количество тезисов в поддержку своей позиции и чьи тезисы будут более убедительными.
Задание № 2. Педагогам предлагается сделать из бумаги метеориты и по сигналу ведущего перебрасывать их на территорию соперника (помещение, где проходит занятие, разделяют положенной на пол веревкой — “границей”). Игра в метеориты длится 2–3 минуты, после чего по сигналу психолога прекращается. Побеждает тот, у кого на территории оказывается меньше метеоритов.
Затем проводится обсуждение вопросов, связанных с профилактикой синдрома эмоционального выгорания педагогов.
— Кем же лучше быть: “трудоголиком” или “пофигистом”? — Какие методы борьбы с эмоциональным выгоранием вы знаете и используете? После обсуждения психологи предлагают учителям памятку по профилактике эмоционального выгорания и приглашают выбрать сердечко из «Ларца радости».
«Ларец радости»
Сердечки с афоризмами, вырезанные из плотного цветного картона, конфеты. Воспитателям предлагают выбрать из “Ларца радости” сердце, благодарят за труд, говорят теплые слова, дарят конфеты.
Инструкция. Отметьте, пожалуйста, как часто вы замечаете у себя появление следующих реакций по тем или иным поводам.
3 — очень часто, 2 — время от времени, 1 — редко, 0 — никогда.
1. Супружеские или семейные конфликты 3 2 1 0
2. Вымещение агрессии на ком-либо 3 2 1 0
3. Апатия, безразличие 3 2 1 0
4. Желание покинуть рабочее место 3 2 1 0
5. Нежелание поддержать коллег 3 2 1 0
6. Ощущение неспособности к труду 3 2 1 0
7. Раздражительность 3 2 1 0
8. Неспособность принимать решения 3 2 1 0
9. Понижение работоспособности 3 2 1 0
10. Неспособность концентрироваться 3 2 1 0
11. Чувство отчужденности 3 2 1 0
12. Депрессия 3 2 1 0
13. Ухудшение результатов своей деятельности 3 2 1 0
14. Чувство “вымотанности” 3 2 1 0
15. 3лость 3 2 1 0
16. Состояние тревожности 3 2 1 0
17. Бессоница, расстройства сна 3 2 1 0
18. Ухудшение самочувствия 3 2 1 0
19. Страх 3 2 1 0
20. Чувство вины 3 2 1 0
21. Ухудшение памяти, внимания (невнимательность) 3 2 1 0
22. Повышенная чувствительность к критике 3 2 1 0
23. Ухудшение мышления (замедление темпа мыслительной деятельности) 3 2 1 0
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВЫГОРАНИЯ?
1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам заметить первые симптомы усталости.
2. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
3. Находите время для себя, выделяйте достаточно времени для сна и отдыха.
4. Позволяйте себе проявлять эмоции, иногда полезно просто выговориться.
5. Хвалите себя, позволяйте себе маленькие радости.
6. Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!