Папки-передвижки

Использование педагогической диагностики при формировании УУД

Оксана Парфенчук
Использование педагогической диагностики при формировании УУД
▼ Скачать + Заказать документы

В период реализации ФГОС НОО встаё т вопрос: как работать учителю, чтобы его ученики успешно выполнили все требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершении обучения в начальной школе. В соответствии с ФГОС в период обучения в начальной школе осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умения принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Публикация «Использование педагогической диагностики при формировании УУД» размещена в разделах

Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и метапредметных, включающих освоение учащимися УУД, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Всё это требует серьёзных изменений в контрольно - оценочной деятельности. В системе УМК «Начальная школа 21 века» в качестве такой формы контроля предлагается педагогическая диагностика ( авторы: Л. Е. Журова,А. О Евдокимова, М. И. Кузнецова, Е. Э. Кочурова) Разработанная по программе «Начальная школа 21 века» диагностика строится на материале двух основных предметов – математики и русского языка. Основная цель данной диагностики - определить сформированность учебной деятельности, а именно самостоятельную постановку учебных задач, сопоставление разных способов осуществления учебных действий и выбор наиболее адекватного из них, владение разными видами самоконтроля.

Диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения НОО:

овладение способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Результаты диагностики позволяют учителю :

выяснить, как у учеников класса идёт формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными её компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;

выявить способы работы, которыми овладели ученики;

обратить внимание на результаты выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся.

В чем проявляется особое значение педагогической диагностики в повышении качества начального образования? Ее результаты позволяют учителю выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки; выявить способы работы, которыми овладели ученики; пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся.

Проводя диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребёнка. Выполнение заданий требует понимания смысла нестандартного задания, самостоятельного нахождения нового способа действия, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Задачей диагностики является определение того, на каком уровне - репродуктивном или продуктивном усвоены те или иные знания.

Проведение педагогической диагностики успешности обучения младших школьников и анализ ее результатов — сентябрь, декабрь, май. Методика проведения групповая, чтобы не перегружать учителя. 1-ая диагностика продолжается 25 минут. Далее- 1 урок. Затем отдельно по языку и по математике. Степень осознанности материала проверяется в диагностике при повторении в начале учебного года предыдущей диагностики. Динамика фиксируется. В 1-ом классе и в конце 2-го класса бланки обследования результатов отличаются. Задания структурируются определенным образом.

Дифференцированные задания даются с середины 2-го класса. Отслеживание идет на материале разных разделов.

1 –ая группа проверяет осознание усвоенных знаний;

2-ая группа проверяет использование знаний в непривычной нестандартной ситуации;

3-ья группа проверяет, на сколько обучение способствовало становлению учебной деятельности;

4-ая группа проверяет уровень языкового развития и языковой компетентности (чувство языка).

Пед. диагностика в 1 классе отличается от других тем, что задание вслух читает учитель, т. к. разница в овладении техникой чтения не должна влиять на результаты выполнения заданий.

Уже в конце 1-го класса учитель получит сильные и слабые стороны по бланку обследования. Горизонталь-ребенок, вертикаль- учитель.

Все задания ученики выполняют самостоятельно, без помощи учителя. Подробные описания всех заданий, включающие цели, подробную инструкцию и систему оценивания даны в «Руководстве для учителя». Все задания, предлагаемые уч-ся в начале, в середине и в конце учебного года, определенным образом связаны между собой. Некоторые параметры (умение передавать форму фигуры, пространственные представления) проверяются в каждом обследовании. Сравнение множеств вне зависимости от навыка счета проверяется лишь в начале и в середине года. Умение анализировать условие задачи впервые проверяется в середине года. Но присутствует во 2-4 классах. Задания на проверку фонематического восприятия присутствуют во всех работах с 1 по 4 класс, но меняется их направленность и сложность.

С помощью заданий середины и конца учебного года выясняется качество усвоения уч-ся изученного учебного материала, в том числе и умение применить их в нестандартной ситуации.

Например, в задании по русскому языку ученикам предлагается определить, в каких «словах» искусственного языка необходимо поставить мягкий знак после шипящего. Далее даны сочетания «колная нукож»,«куравый мякриш», «авуарая жукоч», «крэпиатый фуч», «укуркая мякащ». Ситуация искусственного языка снимает возможность ориентации на предшествующий опыт написания мягкого знака в знакомых словах русского языка. Ученик оказывается перед проблемой: ему нужно найти способ решения незнакомой для него задачи, т. е. понять суть предлагаемого задания, самостоятельно найти новый, неизвестный ему до этого способ действия, активизировать имеющиеся у него знания и применить их в нестандартной ситуации. Для того, чтобы справиться с заданием, ученику нужно вспомнить, от чего зависит написание мягкого знака после шипящих. Имеющиеся знания подсказывают ему, что написание мягкого знака прежде всего зависит от того, какой частью речи является слово. Далее ученик должен вспомнить, от чего зависит написание мягкого знака после шипящих у имен существительных, и таким образом сделать следующий шаг — написание зависит от того, какого рода это имя существительное и в каком числе оно употреблено. Есть ли возможность определить все это на материале искусственного языка? Да, есть, ведь ученик знает, что имена прилагательные согласуются с именем существительным в роде и числе. Увидев, что с каждым «именем существительным» стоит «имя прилагательное» и по его окончанию можно определить и род, и число, ученик находит ключ к решению задачи. Таким образом, видно, что у ученика есть все необходимые знания для решения этой задачи, но очень важно, увидит ли он принцип построения этой задачи, сможет ли применить свои знания в нестандартной ситуации.

Ещё пример. Учащиеся должны найти несколько вариантов решения следующей задачи «В трех корзинах 90 кг яблок. В первой и во второй корзине 60 кг, во второй и третьей — 52 кг. Сколько килограммов яблок в каждой корзине?» Ученикам предлагается сначала записать условие этой задачи так, чтобы ее было удобно решить. После этого они должны продолжить предложенное начало решения, а затем найти и записать другое решение этой задачи. Учащиеся, которые смогли решить эту задачу одним способом и не попытались найти другого решения, находятся на репродуктивном уровне усвоения знаний: они отлично усвоили учебный материал: схематично представили условие задачи и правильно ее решили. За такое выполнение задания в контрольной работе учащиеся получают пятерку, но в диагностическом обследовании можно увидеть и выявить другие возможности ребенка: гибкость и нестандартность его мышления, умение взглянуть на задачу с разных точек зрения, логику рассуждения. В этом случае учителю не нужно беспокоиться о выполнении стандарта, его учащиеся будут иметь высокий уровень развития логического мышления и такого требования стандарта, как овладение универсальным учебным действием: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Конечно, все зависит от работы учителя: диагностика лишь предлагает особый способ проверки результатов обучения, а следовательно, на основе этого и возможность совершенствования процесса обучения, которая позволяет учителю не просто дать детям определенные знания, но приучить их думать, сомневаться, рассуждать.

При анализе работ нужно помнить, что педагогическая диагностика проверяет не только (и не столько) знания, сколько процесс решения той или иной учебной задачи, способ, которым действует ученик. А поэтому любые исправления, которые делает ребенок, не снижают оценивания. Напротив, если ученик сам исправил ошибку, значит, он владеет и самоконтролем, и самооценкой, считает необходимым проверять свою работу и умеет ее критически оценить.

В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл. Результатом фронтального и индивидуального обследования является заполнения бланка обследования, с помощью которого можно увидеть сильные и слабые стороны готовности каждого ребенка. Такая диагностика может сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить.

Например, проанализировав некоторые варианты выполнения групповой и индивидуальной входной диагностики в 1 классе и рассмотрев, можно увидеть, как может отразиться тот или иной уровень готовности к школе на успешности обучения, и какие необходимые коррективы нужно внести в программу обучения.

3 балла выставляют при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. В этом случае можно предложить углубленную программу обучения грамоте, предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий, которые вы найдете на страницах учебника «Грамота».

2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития готовности к обучению. Такие дети способны справиться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.

1 балл ставят при низком уровне готовности к обучению. Практика подтверждает, что чаще встречается комплексная низкая готовность и лишь изредка встречается низкая готовность по одному-двум показателям.

Каждый учитель проводит диагностику для себя, чтобы знать, что из себя представляет каждый ребенок, чтобы учить его в соответствии с уровнем развития. Никто не имеет права заставить вас это делать, если вы не хотите знать, что из себя представляют ваши дети. Важная задача: убедить учителя, как необходимо это делать. Если учитель провел диагностику, получил не лучшие результаты (что вполне нормально, то считается, что виноват учитель. Диагностика показывает проблемы каждого ребенка. Некоторые учителя, чтобы избежать возможных проблем, заранее учат выполнять аналогичные задания. Это категорически запрещено. Так как реальной картины по формированию метапредметных УУД не получить. Авторы программы проводили и сравнивали результаты диагностик в разных регионах страны. Иногда ученики, которые читают менее 20 слов в минуту, лучше всех справились с работой и получили максимальное количество баллов, и наоборот, имеющие хорошие оценки по предметам, не сумели применить свои знания в нестандартных ситуациях. При подведении итогов важно работать не по суммарному баллу, важно понять, что у ребенка не сформировано по каждому параметру.

Для проведения дается целевая установка, инструктаж и система оценивания. Надо отличать диагностику обучающую от диагностики, которая позволяет нам получить объективный портрет ученика. Важно не отойти от инструктажа, чтобы не было ни одного подсказывающего слова, иначе результаты будут не объективны. Система оценивания едина, четырехбалльная: 0,1,2,3. Самый высший балл: 3- безупречно воспринята учебная задача и выполнено; 0- (значимость этого балла в 1 и 3 классах разная). 0- это информация для размышления. Ученик получает 0 баллов, когда он допускает ошибки или когда не берется за выполнение задания? Значимость 0 даже в зависимости от класса разная. Задания составлены так: сначала мы смотрим знаниевый уровень, теоретический, затем продуктивный уровень.

Для работы по итогам диагностики авторами программы разработаны пособия:

1. тетради для индивидуальной работы в 1 классе «Я учусь читать и писать» (автор М. И. Кузнецова, «Я учусь считать» (автор Е. Э. Кочурова);

2. тетради для дифференцированной и коррекционной работы для 2–4 классов «Дружим с математикой» (автор Е. Э. Кочурова, «Учусь писать без ошибок» (автор М. И. Кузнецова);

3. тетрадь с развивающими заданиями «Думаем и фантазируем» 2 класс, 3 класс (автор С. В. Литвиненко).

Так же авторами диагностики составлены программа индивидуальной траектории преодоления трудности, программа индивидуальной траектории преодоления общеучебных трудностей ученика, программа индивидуальной помощи ученику с трудностями межличностного взаимодействия, программа педагогической поддержки хорошо успевающего ученика.

Проведение педагогической диагностики и ее анализ — дело, безусловно, достаточно трудоемкое, но если учитель задумывается о действительных результатах своей педагогической деятельности, хочет достичь результатов, определенных в новом стандарте начального образования, среди которых особое место занимает формирование универсальных учебных действий, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств дошкольников Наличие собственного инновационного педагогического опыта «Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств дошкольников».

Система педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы 2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы.

Аналитическая справка по итогам педагогической диагностики индивидуального развития дошкольников 4–5 лет Аналитическая справка по итогам педагогической диагностики индивидуального развития дошкольников 4-5 лет группа №5 за 2018-2019 учебный.

Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики развития музыкальных способностей детей 2019 г Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики развития музыкальных способностей детей. 2019г Цель: Определить уровень.

Анализ результатов педагогической диагностики за 2017–2018 год Анализ результатов педагогической диагностики за 2017- 2018г. г. Старшая группа Воспитатель: Квасникова Елена Викторовна – первая категория.

Фотоотчет «Использование квест-игр в педагогической практике»Фотоотчет «Использование квест-игр в педагогической практике» Фотоотчет «Использование квест-игр в моей практике».Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей.

Использование дидактических игр и упражнений в формировании временных представлений у дошкольников Содержание: Введение 1. Использование дидактических игр и упражнений 1.1. Понятие «дидактическая игра» и «дидактическое упражнение» 1.2. Дидактические.

Использование игровых приемов в формировании воздушной струи «Использование игровых приёмов в формировании воздушной струи» Цель: формирование речевого дыхания посредством дидактических игр и упражнений.

Использование педагогической технологии «Наглядное моделирование» при формировании временных отношенийИспользование педагогической технологии «Наглядное моделирование» при формировании временных отношений Каких детей ждёт от детского сада школа? Конечно же, любознательных с развитым логическим мышлением, психологически готовых к «школьному».

Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида "Югорка" «Использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование педагогической диагностики при формировании УУД
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 20:26
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование педагогической диагностики при формировании УУД» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Парфенчук (УИ 300252) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД