Елена Борисова
Агрессивный ребенок в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в данной статье описываются виды и причины деструктивного, агрессивного поведения детей, даны игры и упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки агрессии и гнева. Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Многие воспитатели отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, воспитатели просто не знают,как справиться с их поведением. В детском саду активный ребенок часто становится объектом жалоб со стороны других детей и их родителей
Публикация «Агрессивный ребенок в группе детского сада» размещена в разделах
Ключевые слова: деструктивное поведения, агрессия, агрессивность, гнев.
Работа с агрессивными и неуправляемыми детьми всегда была одной из самых сложных задач для педагога. А если к этому добавляется еще и родительская агрессия, работа становится просто опасной для физического и эмоционального здоровья. Улаживание конфликтов отнимает значительную часть рабочего времени и тормозит учебно-воспитательный процесс. Можно ли этого избежать? Что можно предпринять и как реагировать на деструктивные проявления у ребенка дошкольного возраста?Любое проявление агрессии и склонность к агрессивности детьми является проблемой не только для ближайшего окружения ребенка, но и для общества в целом. Одна из причин агрессивного поведения ребенка – отсутствие внимания со стороны взрослого, его чувства никого не интересуют. Именно поэтому он тоже мало беспокоится о чувствах других людей. Ребенок копируя поведение взрослых, относясь так же к окружающим. Если родителям (воспитателям) не интересен внутренний мир ребенка, они хотят дать ему желаемое, но им не всегда интересно почему возникла такая потребность, ребенок привыкает получать все «быстрым» способом, не анализируя своё поведение.
Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников.
Первый – это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.
Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный, мне все можно») во время игр. Известно, что дети, регулярно посещавшие детский сад, оцениваются, как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детский сад нерегулярно либо вовсе в него не ходили (Р. Бэрон, 1997г.)
И, в-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.
Агрессия – это врожденная эмоция человека, которая помогает защитить себя, расширить границы дозволенного, является биологической потребностью человека. Лишив ребенка проявлять это чувство, мы можем сделать его слабым, беззащитным. Он должен уметь защитить себя, свое здоровье, интересы, отстаивать свою точку зрения. «Здоровая» конкуренция – это очень эффективный метод стимулирования любой деятельности,но важно научить ребенка делать это без вреда для себя и окружающих. Ребенок может агрессировать физически, психологически или использовать аутоагрессию (грызть ногти, выдирать себе волосы, царапать самого себя и т. п.) не потому, что он плохой, а потому что не умеет, не научен по-другому. Если в семье ребенок добивается желаемого стуком кулачка по столу, истерикой, то этот способ получениязакрепляется и в детском коллектива ребенок стремится получить желаемое доступным ему способом, но не приемлемым в социуме. Воспитателю необходимо руководствоваться следующими принципами во взаимодействии с таким ребенком : уважение к нему, не отвергать, быть на его стороне, донести до ребенка, что он хороший, но поведение его вам не нравится, предложить поменять стиль своего поведения,чтобы другие детки его так же любили, играли с ним, не жаловались на него. Объяснить ему, что злиться – это нормально для человека, но проявлять это чувство можно по-другому, более гуманно. Обучить управлять своим гневом, снимать напряжение мирным способом. Не мало важна реакция воспитателя на агрессивное поведение ребенка. Педагог по-разному может реагировать, кто-то кричит, наказывает, кто -то не замечает, игнорирует зарождение агрессивного поведения. Проявляет реакцию, когда ребенок уже нападает с кулаками на другого, в это случае конфликта уже не избежать. В данном случае взрослый агрессирует в ответ, наказывает. Эта позиция педагога как правило воспринимается ребенком как слабость. Первое что необходимо предпринять воспитателю, когда злость у ребенка только начинает набирать обороты, оставаться самому спокойным. Назвать ребенку эмоцию, которую он испытывает. Пояснить ему те чувство и эмоции, которые он в данный момент испытывает и рассказать, что можно предпринять чтобы не «сорваться», показать границы возможного поведения. Например, если столкновение произошло из-за игрушки, а такое часто бывает в детском коллективе, сказать ребенку :» Я вижу ты злишься, тебе тоже хочется поиграть с ней, но если ты будешь бить другого ребенка, ты все равно ее не получишь, а будешь наказан. Давай попробуем сделать что-нибудь с твой злостью, потом разберёмся как тебе поиграть с этой игрушкой, установить очередность, поиграть вместе или попросить приемлемым способом».
Чтобы ребенок мог совладать с своим состоянием он должен научиться понимать и называть те чувства и эмоции которые испытывает. Для этого можно использовать такие игры на изучения эмоций как: «Назови эмоцию» набор карточек с разными эмоциями и детям необходимо отгадать изображенную эмоцию, «Отгадай, что я почувствовал», воспитатель может рассказать какую-либо историю, а детям нужно отгадать, что почувствовал герой, «страна эмоций» - дети рисует портрет эмоции, рассказы по картинке - дети учатся распознавать эмоции, данное упражнение развивает внимание к эмоциям других людей, воображение. Важно обучить ребенка способам отреагированию гнева, можно комкать бумагу, топать ногами, использовать «стаканчики для криков» или трубку из ватмана, мять пластилин, глину и т. п. Дневничок поведения для дошколят очень хорош помогает ребенку контролировать свое поведение, ребенок совместно с воспитателем подводит итог дня и выставляет себе, своему поведению отметку.
Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмиренииего любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого. Вдошкольном возрасте самое время предпринять определенные меры, для преодоления влечения к агрессивному поведению.