Елена Гаспарян
Агрессия у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с ограниченными возможностями здоровья повышенная
агрессивность является одной из наиболее частых проблем в коллективе. Она
волнует не только педагогов, но и родителей. Те или иные формы агрессии
характерны для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Но обычно с
усвоением правил и норм поведения, эти непосредственные проявления
детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам
Публикация «Агрессия у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
поведения. Однако у детей с интеллектуальной недостаточностью частые
конфликты с окружающими и агрессивное поведение носят более стойкий
характер и сложнее поддаются коррекции. Такие дети не желают и не умеют
признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не
способны конструктивно разрешать конфликты.
Дети с интеллектуальной недостаточностью имеют ряд психологических
особенностей, провоцирующих их агрессивное поведение :
- недостаточное развитие коммуникативных навыков;
- сниженный уровень саморегуляции поведения;
- неразвитость игровой деятельности;
- сниженную самооценку;
- нарушения в отношениях со сверстниками.
Если для вашего ребенка характерна хотя бы половина из описанных
ниже проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в
течение полугода и регулярно, то ребенок действительно агрессивен, ему (и
семье) необходима помощь специалиста:
- часто теряет контроль над собой, спорит и ссорится с окружающими;
- отказывается выполнять просьбы взрослых, не считается с мнением
родителей, их запретами;
- намеренно вызывает у других чувство раздражения, долго помнит
обиду, стремясь отомстить;
- обвиняет других в своих ошибках, угрожает словами, жестами,
взглядом; - вымещает свой гнев на неодушевленные вещи, выступает инициаторами
драк;
- часто испытывает чувство злости, гнева, зависти;
- намеренно делает больно животным и людям, не раскаивается в
содеянном;
- прогуливает уроки, конфликтует с учителями, сверстниками -
Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми
агрессивного поведения :
Не оскорбляйте ребенка, не обзывайте его. Осуждайте именно
действие, поступок, а не личность ребенка в целом.
Постарайтесь исключить агрессию из окружающего мира ребенка
(наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т. д.). Особое
место уделяйте формированию круга интересов детей, учитывая особенности
его характера и способностей. Привлекайте к положительно формирующим
личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т. д.
Старайтесь чаще общаться «на равных», чтобы вовремя заметить
тревожные «звоночки» и понять, чем они вызваны. Прислушивайтесь к
чувствам своего реб нка, поощряя их откровенность. Но потом не используйте
эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый
умел описать и выразить свое эмоциональное состояние.
Если ребенок просит вас уделить ему внимание, а вы в данный момент
не можете этого сделать, то не отмахивайтесь, тем более, не раздражайтесь на
него за назойливость. Будьте внимательны к желаниям своего ребенка,
постарайтесь выделить время на общение с ним.
Контролируйте собственные агрессивные импульсы. Помните, что дети
учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения
за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей). Старайтесь,
чтобы Ваши слова не расходились с делами.
Не подавляйте проявление агрессии ребенком, иначе подавленные
агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите
его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом:
словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий,
безобидных для окружающих, в спорте.
Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением,
воспринимайте всерьез его чувства.
Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Дети лучше
реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими. Беседуйте с ребенком о его поступке без свидетелей (класса,
родственников, других детей и др.). В беседе старайтесь использовать меньше
эмоциональных слов (стыдно и др.).
Предоставляйте возможность ребенку получить эмоциональную
разрядку в игре, спорте и т. д. Можно завести специальную «сердитую
подушку» для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может
поколотить эту подушку.
Любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо
условий.
В заключение отметим, что агрессивное поведение – своеобразный крик о
помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось
слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребенок не в силах
справится самостоятельно, и таким образом борется за свое психологическое
выживание.
Проявляя агрессию, дети словно говорят: «Дорогие мама и папа….любите
меня просто за то, что я есть, и я стану еще лучше; когда вы кричите и
обзываете меня, мне кажется, что я самый плохой на свете, тогда рушатся все
мои надежды, и я перестаю верить в себя; когда я надолго остаюсь один, я
чувствую себя брошенным и никому не нужным; не требуйте от меня того, чего
я еще не умею; когда вы говорите: «Ты мне всю жизнь испортил», я чувствую
себя виноватым, но ведь я не отвечаю за проблемы взрослых; когда вы хотите
сделать мне замечание, поговорите со мной наедине, мне очень больно и
обидно, когда вы делаете это в присутствии других; когда вы сравниваете меня
с другими, я считаю, что меня предают, я у вас единственный и неповторимый,
я имею право быть таким, какой я ест