марина козлова
Агрессия дошкольников: причины, варианты проявления детской агрессивности
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивный ребёнок – не редкое явление в современном мире. К сожалению, для многих родителей это большая беда, с которой они сталкиваются дома при воспитании своего ребёнка, а также в детском коллективе, когда их любимый малыш находится на одной территории с ребёнком, проявляющим агрессию.
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Причины детской агрессии
На формирование агрессивности ребенка влияют 4 момента:
Публикация «Агрессия дошкольников: причины, варианты проявления детской агрессивности» размещена в разделах
негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие);
терпимость матери к проявлениям агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (поощрение такого поведения);
суровость дисциплинированных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).
Варианты проявления детской агрессивности
Положив в основу классификации проявления детской агрессии, можно выделить четыре категории детей:
Дети, склонные проявлению физической агрессии : активны, деятельны, целеустремлённы. Отличаются решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми, проявлять садистские тенденции. Эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Они действуют импульсивно и непродуманно, игнорируя этические нормы, моральные ограничения.
Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии : отличаются психической неуравновешенностью, постоянной тревожностью, сомнениями и неуверенностью в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Поэтому часто внешне производят впечатление угрюмых, недоступных, высокомерных. Малейшие неприятности выбивают их из колеи. Свои чувства и отношение к окружающим они не скрывают и выражают их в агрессивных вербальных формах.
Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии : отличаются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью своих действий. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному удовлетворению своих потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих. Эти дети очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес.
Дети, склонные к проявлению негативизма, отличаются повышенной ранимостью и впечатлительностью, эгоистичностью, самодовольством, чрезмерным самомнением. Критику, равнодушие окружающих воспринимают как обиду и оскорбление и начинают сразу активно выражать своё негативное отношение.
Если за основу классификации брать движущие силы, мотивацию агрессии, то можно выделить:
Импульсивно-демонстративный тип.
Главная цель у ребёнка – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Дети игнорируют нормы и правила поведения, ведут себя шумно, демонстративно обижаются, кричат.
Нормативно-инструментальный тип.
Агрессивные действия детей выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – получения нужного предмета, роли в игре, выигрыша у своих партнёров.
Целенаправленно-враждебный тип.
Нанесение вреда другому является самоцелью этих детей. Они получают удовольствие от самих действий,
приносящих боль и унижение другим людям. В основном такие дети используют прямую агрессию. Грубое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием, они применяют чаще к выбранной жертве постоянно.
Уважаемые родители, помните! Ребёнок дошкольного возраста желает быть признанным, защищённым, пользоваться вниманием.
Но коммуникативные навыки у него ещё недостаточно развиты, моральные нормы не сформированы. Поэтому он часто прибегает к агрессивным методам, чтобы занять лидерские позиции. У дошкольников инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети. Маленькие дети плохо осознают своё агрессивное поведение, они быстро переходят от вербальной агрессии к физической.
Отличает дошкольников и то, что они легко вовлекают в свои конфликты взрослых.
Родителям, педагогам рекомендуется не спешить с заступничеством, а предложить ребёнку попробовать самому разобраться. Иначе дети не научатся грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справлять со своей агрессией и с агрессией других детей в их адрес.
Уважаемые родители, здоровья Вам и Вашим детям!
До новой встречи
в «Родительской гостиной»