Ксения Бондарь
Адаптированный метод в развитии речи младших дошкольников с использованием технологии «Синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь опытом по использованию в работе технологии критического мышления-синквейн.
Во время работы с детьми старшего дошкольного возраста данная технология показала себя как успешный инструмент развития предпосылок у воспитанников к универсальным учебным действиям. Когда я начала работу с детьми младшего дошкольного возраста, то задумалась, а можно ли научить составлять синквейн детей, которые не умеют читать и имеющие бедный словарный запас? Тогда я решила адаптировать данную технологию под возраст своих воспитанников и применила метод наглядного моделирования. Теперь с уверенностью могу сказать, что синквейн применим даже на самых маленьких воспитанниках детского сада.
Публикация «Адаптированный метод в развитии речи младших дошкольников с использованием технологии „Синквейн“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Средняя группа
- Темочки
Что такое синквейн?
Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящие из пять строк.
Правила составления синквейна :
1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне или обобщение темы.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Для того, чтобы детям легче было понять суть работы я задаю вопросы: О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? и треугольники я заменяю на картинки. При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
А теперь я хочу продемонстрировать, как я адаптировала синквейн на младший дошкольный возраст. ВИДЕО.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Особенно отрадно, что данная технология стала интересна родителям и применяют её дома, пополняя копилку синквейнов в группе.
А давайте попробуем вместе поработать над синквейном, но мы не будем его составлять, а попробуем отгадать синквейн-загадки.
Жизнь:
1?
2. Многогранная, сложная
3. Возникает, существует, прекращается
4. Основной объект изучения биологии.
5. Загадка
Наука:
1.?
2. развивающая, удивительная
3. Познаем, прогнозируем, анализируем
4. Необходимое условие современной жизни
5. Прогресс
Инновация:
1 ?
2. Новая, интересная
3. Разрабатывают, внедряют, распространяют
4. Включает в себя все виды научной деятельности.
5. Идея
Таким образом, одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления»,- писал известный советский психолог
Л. С. Выготский в работе «Мышление и речь».
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника
В чём же его эффективность и значимость?
• Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
• Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
• Синквейн является игровым приемом.
• Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
• Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
• Возможность использования, как один из инструментов мониторинговых исследований.
Спасибо за внимание.