Галина М
Адаптированная рабочая программа по математике 6 класса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка 2
2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3
3. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе 10
4. Содержание учебного предмета, курса 14
5. Тематический план 19
6. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, список литературы 21
Приложение 1 календарно-тематическое планирование. 22
Приложение 2 критерии оценок по предмету 35
Приложение 3 контрольно-измерительные материалы 39
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Адаптированная рабочая программа по математике 6 класса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- Математика, 6 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Программа предназначена для обучающихся 6 класса с ограниченными возможностями (интеллектуальными нарушениями).
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель: получение достаточно прочных вычислительных навыков на основе изучения элементарного курса математики.
Задачи:
- дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность,
- развивать речь учащихся, обогащать ее математической терминологией.
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работ у и доводить начатое дело до завершения.
- обучать элементарным способам выполнения арифметических действий в пределах миллиона.
Срок реализации – 1 год.
Предмет математики является точной наукой, является одним из основных учебных предметов.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю) Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся.
При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д., либо комбинированными,— это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось: в V — IХ классах 35 — 40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Программа по предмету «Математика» составлена в соответствии:
- с Примерной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, одобрена решением Методического федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- с положениями федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599;
- с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы для умственно отсталых обучающихся (вариант 1, целями, учебным планом, КГОБУ "Тиличикская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" и Положения "О рабочей программе педагога".
Для составления программы использовались :
- программы специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1., авторы: Воронкова В. В., Перова М. Н., Экк В. В., Кмытюк Л. В., Сивоглазов В. В., Лифанова Т. М., Бородина О. И., Мозговой В. М., Кузнецов Б. В., Романина В. И., Павлова Н. П., Евтушенко И. В., Грошенков И. А. ; под редакцией Воронковой В. В. ; М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2010. - 224 с. Имеет гриф: "Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.
Содержание программного материала учитывает общие принципы обучения : научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, воспитывающий принцип обучения.
Работа на уроках математики в классе носит разнообразный характер: упражнения по устному счету разнообразны по содержанию — это и запись на доске, применение различных таблиц, наглядные пособия. Карточки, дидактический материал, постоянно идет подбор математических игр.
Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым необходимо отводить значительное количество времени на уроках математики.
Разбор письменных работ учеников в 6 классе является обязательным. Систематический и регулярный опрос учащихся являются обязательным видом работы на уроках математики. Необходимо приучить учеников давать развернутые объяснения при решении арифметических примеров и задач. Рассуждения учащихся содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
Образцы арифметических записей учителя, объяснения направлены на раскрытие последовательности в решении примера, служат лучшими средствами обучения вычислениям.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Обязательной должна стать на уроке работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.
На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит преобразованию и составлению задач, т. е. творческой работе над ней. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению структурных ее компонентов и общих приемов работы над задачей. При подборе задач учитель не ограничивается только материалом учебника.
В 6 классе школьники знакомятся с многозначными числами в пределах 1000. Они учатся читать числа, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды.
Параллельно с изучением целых чисел (натуральных) продолжается ознакомление с величинами, с приемами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин. Обучающиеся получат реальные представления о каждой единице измерения, знать их последовательность от самой мелкой до самой крупной (и в обратном порядке, свободно пользоваться зависимостью между крупными и мелкими единицами для выполнения преобразований чисел, их записи с полным набором знаков в мелких мерах
Педагогу следует обращать особое внимание на наглядность при изложении нового материала. Например, карточки, таблицы, памятки с формулами и др. Для полного восприятия изучаемой информации необходимо применять принцип практической направленности учебного материала, связать новый учебный материал с примерами из жизненного опыта детей.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии, учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.
Программа по математике предусматривает концентрическое изучение учебного материала, при котором учащиеся постепенно знакомятся с новым материалом, доступным для понимания на данном этапе. Приобретая новые знания в следующем концентре, учащиеся повторяют и воспроизводят знания, полученные на ранних этапах обучения, расширяют и углубляют их. Неоднократное возвращение к одному и тому же понятию, включение его в новые связи и отношения позволяют учащимся прочно овладеть данным понятием.
У каждого учащегося имеется две рабочие тетради. Все работы ежедневно проверяются учителем. Качество работ зависит от требований учителя, от знаний детьми правил оформления записей, от соответствия заданий уровню знаний и умений учащихся.
Домашние задания даются дифференцированно, в объеме -1/ 3 от работы в классе.
При обучении математике планируется использование различных педагогических технологий, которые позволят более точно реализовать потребности учащихся в математическом образовании, а именно: дифференцированное обучение, проблемное обучение, технология развивающего обучения, тестирование, технология критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, приемы игротерапии.
Ход урока должен быть четко спланирован учителем, где используются разные формы работы на всех этапах урока. Работа с мультимедийными приложениями, презентацией, карточками, компьютерами, физкультминутки и т. д. Правильно и интересно организованная система оценивания, рефлексия. Создание благоприятного и доброжелательного климата в классе активизирует познавательную деятельность учащихся.
По характеру познавательной деятельности на уроках информатики используются такие методы обучения как словесные (описание, рассказ, объяснение, беседа, наглядные и практические (выполнение практической работы). Формы обучения - фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные.
Одной из основных форм осуществления учебного процесса является урок, он позволяет организовать учебно-познавательную деятельность и дает возможность сочетать фронтальную, групповую и индивидуальную работу с учащимися.
Дополнительные формы: домашняя самостоятельная работа, практическая работа и т. д., которые дополняют и совершенствуют классно-урочную систему.
Формы контроля:
- устный опрос;
- опрос по карточкам;
- проверка письменных работ;
-объяснение учащимся способов выполнения задания;
-ответы на вопросы;
-самостоятельная работа;
-контрольная работа.
Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.
Межпредметные связи
Письмо и развитие речи. Составление и запись связных высказываний в ответах задач.
Чтение и развитие речи. Чтение заданий, условий задач.
Изобразительное искусство. Изображение геометрических фигур, чертежей, схем к задачам.
Коррекционная составляющая
Программа составлена с учетом психофизических особенностей, учащихся с нарушением интеллектуального развития с учетом особенностей умственной деятельности учащихся.
Одна из психологических особенностей детей состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Дети рассматриваемой группы имеют бедный словарный запас, плохо овладевают эмпирическими и грамматическими обобщениями. Дети этой группы также испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций и некоторых частей речи. После поступления в школу эти дети продолжают вести себя как дошкольники. Ведущей деятельностью остаётся игра, положительного отношения к школе не наблюдается. Внимание детей характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. При обучении детей необходимо исключить действия каких бы то ни было раздражителей. У детей наблюдается сравнительно низкий уровень развития восприятие. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире. Это обусловлено бедностью опыта ребёнка. Работая с такими детьми, учитель считается с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять. Т. А. Власова, М. С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у обучающихся, как одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условие задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.
Следует отметить, что для детей характерна конкретность мышления, слабость роли мышления, его не критичность. Некоторым детям свойственно не сомневаться в правильности своих, только что возникших предположений. Они редко замечают свои ошибки. Таким образом, коррекционная работа ведё тся в следующих направлениях: а) осуществлять индивидуальный подход к детям; б) предотвращать наступление утомления; в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей; г) во время работы с детьми этой категории проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности; обеспечить обогащения детей математическими знаниями (используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.) Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
Обучение математике в такой школе носить предметно-практический характер и тесно связанна как с жизнью и профессионально - трудовой подготовкой обучающихся, так и с другими учебными дисциплинами. На практике используются следующие методы обучения школьников данной группы на уроках математики :
• Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
• Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
• Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения
• Частично — поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)-Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
• Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. Для развития познавательных интересов следует выполнять следующие условия:
• избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
• не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
• стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т. д.);
• специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Коррекционные задачи:
• развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
• развитие основных мыслительных операций;
• развитие зрительного восприятия и узнавания;
• развитие пространственных представлений и ориентации;
• коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
• обогащение словаря;
• коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях и навыках;
• коррекция переключаемости и распределения внимания;
• коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти;
• коррекция слухового и зрительного восприятия;
• коррекция произвольного внимания;
• развитие самостоятельности, аккуратности
Принципы коррекционной направленности в обучении математике
Принципы Методы реализации их на уроке
Принцип динамичности восприятия - задания по степени нарастающей трудности;
-включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор;
-разнообразные типы уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся.
Принцип
продуктивной обработки информации - задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;
-дозированная поэтапная помощь педагога;
- перенос учеником изученного способа обработки информации на новое индивидуальное задание.
Принцип развития и коррекции ВПФ - включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций;
-включение в урок заданий с опорой на работу несколько анализаторов.
Принцип развития мотивации
к учению - правильный и исчерпывающий инструктаж;
- включение в структуру урока учебного материала с актуальным содержанием;
-создание условий для зарабатывания, а не получения оценки;
- проблемные задания, познавательные вопросы;
-призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка.
Формы организации учебного процесса: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
Формы контроля:
а) устный: фронтальный опрос, индивидуальный опрос;
б) письменный: проверочная работа, контрольная работа, математический диктант, самостоятельная работа, тестирование.
Формы контроля освоения содержания: текущий, промежуточный, итоговый контроль.
Правила выставления оценок при текущей и итоговой аттестации.
1. Текущая аттестация: выставление поурочных оценок за различные виды деятельности обучающихся.
2. Промежуточная аттестация: оценка четвертная, полугодовая, годовая. Четвертная и полугодовая оценки выставляются на основании оценок, полученных обучающимися за четверть, полугодие, как среднее арифметическое по правилам математического округления (в пользу учащегося).
3. Годовая оценка выставляется на основании четвертных, полугодовых оценок как среднее арифметическое по правилам математического округления (в пользу учащегося).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
Учащиеся должны знать:
десятичный состав чисел в пределах 1 000 000;
• разряды и классы;
• основное свойство обыкновенных дробей;
• зависимость между расстоянием, скоростью и временем;
• различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве;
• свойства граней и рёбер куба и бруса.
Учащиеся должны уметь:
устно складывать и вычитать круглые числа;
• читать, записывать под диктовку, откладывать на счетах, калькуляторе, сравнивать (больше, меньше) числа в пределах 1 000 000;
• складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки в пределах 10 000, выполнять деление с остатком;
• выполнять проверку арифметических действий;
• выполнять письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины и массы;
• сравнивать смешанные числа;
• заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами;
• складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;
• решать простые задачи на нахождение дроби от числа, разностное и кратное сравнение чисел, решать и составлять составные задачи на встречное движение двух тел;
• чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые на заданном расстоянии;
• чертить высоту в треугольнике;
• выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса. Предметными результатами изучения предмета (наименование предмета) является сформированность перечисленных ниже умений знаний:
Минимальный уровень:
• знать название компонентов сложения, вычитания, умножения, деления в пределах 10000;
• понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части).
• понимать связь таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
• знать порядка действий в примерах в два арифметических действия;
• знать соотношение скорости, времени, расстояния;
• знать единицы измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
• знать обыкновенные дроби, образование смешанных чисел;
• выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями:
• решать, составлять, иллюстрирование изученных простых арифметические задачи;
• строить высоту в треугольнике; • знать куб, брус, шар
• знать название элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);
• различать окружность и круг, вычерчивание окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
• знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления в пределах 10000;
• понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления;
• знать таблицу умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
• знать образование, чтение, запись обыкновенных дробей и смешанных чисел;
• выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями;
• знать соотношение между расстоянием, скоростью и временем; • различать замкнутые кривые, четырехугольники, вычислять их периметр,
• строить высоту в треугольнике;
• строить куб, брус, шар;
• вычерчивать окружности разных радиусов, различать окружности и круг.
Базовые учебные действия (БУД) для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Личностные действия:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие математических способностей и интереса к математическому творчеству.
Регулятивные действия:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
• работать по предложенному учителем плану;
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные действия:
• находить ответы на вопросы;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
• понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
• уметь высказывать своё отношение к получаемой информации;
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме
• использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
• применять начальные сведения о сущности и особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием предмета и для решения познавательных и практических задач.
Коммуникативные действия:
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
• слушать собеседника;
• договариваться и приходить к общему решению;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• осуществлять взаимный контроль;
• использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Ожидаемые результаты работы по формированию базовых учебных действий:
Личностные БУД:
• использовать приобретенные знания в учении и повседневной жизни для исследования предметов и явлений окружающего мира;
• понимать значение предмета «Математика»;
• положительно относится к учебной деятельности.
Регулятивные БУД:
• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;
• работать по предложенному учителем плану;
• отличать верно выполненное задание от выполненного неверно;
• проверять результаты задания;
• принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; -осуществлять самоконтроль и взаимный контроль в совместной деятельности;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
• адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность
Познавательные БУД:
• использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные между объектами и процессами.
Коммуникативные БУД:
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях учебного взаимодействия;
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.