Татьяна Щеплыгина
Адаптированная программа с нарушениями опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Адаптированная программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
Публикация «Адаптированная программа с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13
Адаптированная программа состоит из ряда составных областей, взаимосвязанных между собой, и, тем самым, представляет систему.
В ДОУ реализуется целостная концепция развития детей, определяющая отношение к детству, как самоценному времени жизни, направленная на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для развития способностей, становления общечеловеческих ценностей и базиса личностной культуры, воспитания долго действующих качеств личности.
Адаптированная программа направлена на реализацию целей воспитания, развития и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то есть на успешную реализацию и развитие непосредственно педагогической составляющей образовательного учреждения.
Адаптированная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет с учё том их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому развитию, социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию и художественно-эстетическому развитию.
Цели и задачи адаптированной программы
Приоритетными направлениями деятельности ДОУ по реализации адаптированной программы являются - воспитание, обучение и укрепление здоровья детей, развитие физических и психических качеств воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, создание равных благоприятных условий для всестороннего и гармоничного развития каждого ребенка и его позитивной социализации, радостного и содержательного проживания детьми периода дошкольного детства в адекватных возрасту и физическому состоянию детских видах деятельности.
В соответствии с целью были определены следующие задачи образовательной программы :
- Обеспечение сопровождения ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
- Интеграция задач воспитания и развития дошкольника с нарушениями ОДА в целостном педагогическом процессе ДОУ.
- Взаимодействие детского сада и социального окружения в процессе разностороннего целостного развития ребёнка-дошкольника с нарушениями ОДА.
Планируемые результаты освоения адаптированной программы :
воспитательный аспект программы заложен в приобщении детей к добру, красоте, уважению взрослых, взаимопомощи.
Линия развития чувств определяет направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром.
Адаптированная программа ставит задачу воспитания у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.
Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Педагоги способствуют развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Программа обеспечивает развитие наглядно-образного мышления и воображения. Ее задача – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.
2 Возрастные и индивидуальные особенности детей с НОДА 1,5-3 лет.
В младшую группу поступил ребенок с нарушением ОДА после осмотра специалистов: невролога, психиатра, ортопеда, психолога. Показания к проведению реабилитационных мероприятий: ограничение способности к самостоятельному передвижению II степень – способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств (ортезирование нижних конечностей правой ноги)и частичной помощью других лиц.
Сохраняется способность к самостоятельному передвижению и перемещению с помощью вспомогательных средств, адаптации жилья и предметов обихода к возможностям инвалида, и привлечением другого лица при выполнении некоторых видов передвижения и перемещения, (сложные виды перемещения, преодоление препятствий, сохранение равновесия и др.).
При второй степени – способность к передвижению характеризуется выраженным снижением скорости, темпа ходьбы, увеличением длительности двойного шага, снижением коэффициента ритмичности ходьбы, дробности ее выполнения, сокращением расстояния передвижения преимущественно в пределах группы при необходимости использования вспомогательных средств и частичной помощи других лиц.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений и определяют особую логику построения учебного процесса.
Наличие таких диагнозов сопровождается нарушением эмоционально-волевой сферы, что проявляется в повышенной плаксивости, агрессивности, замкнутости. Такие дети нуждаются в создании специальных условий: доброжелательная обстановка, благоприятный климат в группе, наличие определённой системы требований к детям. Диагноз заключается в деформации ноги. В результате используется специальная обувь с увеличенной подошвой. Детям противопоказано делать соскоки.
Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.
Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.
Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.
Общение ребенка с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими,
-владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита мелкая моторика, (игры в «Геометрик», мозайки, собирание бусы и др., ограничено развитие крупной моторики (применение прыжков, лазание,перешагивание) .
3 Содержательный раздел.
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка по 5 образовательным областям соответствует содержанию примерной основной образовательной программы
В основу организации образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в совместной деятельности детей.
Основное образовательное содержание адаптированной программы реализуется в повседневной жизни, в совместной деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Педагоги наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включают каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Дети осваивают обобщенные представления, элементарные предметные понятия, простейшие связи и закономерности с помощью метода моделирования.
Основные задачи образовательных областей:
1 Социально – коммуникативное развитие:
• способствовать благоприятной адаптации детей в детском саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей;
• развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;
• поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться);
• формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети, об их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы, о семье и детском саде;
• способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи. -развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение;
- знакомить детей с традиционными праздниками: Новый год, день рождения.
2Познавательное развитие:
- поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом;
- формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: -зрительного слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;
учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, -используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы;
- поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов;
- содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов - названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).
3 Речевое развитие:
- воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками;
обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные -этикетные формулы общения;
- развивать желание детей активно включаться в речевого взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность;
- обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).
4 Художественно - эстетическое развитие:
- вызвать интерес и воспитывать желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно;
- развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов (в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений искусства);
- формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения в рисовании, лепки, конструировании, активизировать освоение изобразительных материалов, инструментов (их возможностей и правил использования,
развивать умение вслушиваться в музыку, различать контрастные особенности звучания;
- побуждать к подпеванию и пению;
развивать умение связывать движение с музыкой.
5 Физическое развитие:
- обеспечивать смену деятельности детей с учетом степени ее эмоциональной насыщенности, особенностей двигательной и интеллектуальной активности детей;
- создать все условия для успешной адаптации каждого ребенка к условиям детского сада;
- укреплять здоровье детей, реализовывать систему закаливания;
- осуществлять коррекции имеющихся нарушений ОДА; уменьшение нагрузки на нижние конечности.
- формировать правильную осанку;
- обучать правильному дыханию;
- продолжать формирование умения ходить, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног, действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры.
Взаимодействия педагогов и специалистов с родителями
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Семья является первой школой растущего человека. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.
Основанием для определения форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников являются нормативные документы, которые закрепляют основу взаимодействия (основные международные документы, нормативные документы федерального и регионального уровня, нормативные документы конкретного образовательного уровня, а также современные исследования основных направлений взаимодействия ДОУ и семьи (психолого-педагогическое сопровождение семьи в вопросах воспитания детей, защита прав ребенка, работа с семьями, требующими повышенного внимания и нуждающимися в особой помощи и др.).
В 1 младшей группе применяются следующие методы и формы работы с родителями:
- планирование работы с родителями: анкетирование, беседы;
- групповые встречи: родительские собрания, консультации специалистов с рекомендациями по каждому конкретному ребенку, совместные занятия ЛФК, педагогические и тематические беседы;
- совместные мероприятия: детские утренники, конкурсы и выставки совместного творчества,
- наглядная информация: тематические, информационные стенды, папки-передвижки, памятки, брошюры с упражнениями и ортопедическими играми для занятий с детьми дома, информационные листы, на сайте детского сада;
• индивидуальная работа с родителями: педагогические беседы, индивидуальные консультации по запросу родителей со специалистами (врача-ортопеда, медицинской сестры, разработки рекомендаций по вопросам адаптации детей.
4. Список используемых источников
1 Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
2 Симоновой Н. В., «Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с церебральным параличом»
3 Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб. : Детство- Пресс, 2012.
4 Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Сост. и ред. Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова. – СПб. : Детство-Пресс, 2010.
5 Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008;
6 Вербенец А. М., Солнцева О. В., Сомкова О. Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Научн. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : Детство-Пресс, 2013.
7 Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А., Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб. : Детство-Пресс, 2010.
8 Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. 1-я и 2-я младшие группы. Методическое пособие. /Под ред. А. Г. Гогоберидзе. – М. : Центр Педагогического образования, 2008.
9 Гончарова Н. В., Михайлова 3. А. и др. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. — СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2010.