Инна Владимировна Колодяжная
Адаптированная комплексная методика психомоторного развития для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптированная комплексная методика психомоторного развития .
Развитие ребенка дошкольного возраста и его способность к обучению зависит от ряда простейших базовых психофизиологических и физиологических процессов и функций. В основе успешности или неуспешности решения множества задач, постоянно встающих перед индивидом в его учебной деятельности и практической жизни, лежат свойства и качества базовых компонентов психики, на основе которых формируются другие более сложные процессы и функции.
Публикация «Адаптированная комплексная методика психомоторного развития для детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
Большая часть отклонений в психоречевом развитии детей связана с нарушением онтогенеза психомоторного развития в возрасте до 3 лет. Традиционные методы коррекции часто не приносят результатов, не позволяют воздействовать на несовершенство психической деятельности ребёнка непосредственно.
Одним из путей, позволяющих по-новому рассматривать проблемы психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи, является комплексный подход к решению данной проблемы.
Актуальность разработанной методики обусловлена следующим:
Наличием синкретичности в психическом, моторном и речевом развитии ребенка дошкольного возраста.
Существующим противоречием между потребностью и возможностью совершенствования психомоторных функций ребёнка старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием как предпосылки успешности коррекции речи и недостаточным уровнем использования этого потенциала на практике.
Недостаточной разработанностью в современной системе дошкольного образования системы работы для эффективного психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.
Востребованностью поиска инновационных подходов к решению проблемы развития психомоторики у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Комплексная методика психомоторной коррекции, разработана на основании современных представлений о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (А. Р. Лурия, методики «Психомоторная коррекция» к. п. н. А. В. Семенович, результатов проекта «Комплексная интегрированная система по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР» (автор учитель-логопед И. В. Колодяжная, а методически – на адаптированный вариант базовых телесно-ориентированных, театральных и иных технологиях применительно к старшему дошкольному возрасту детей с ТНР.
Комплексная методика психомоторной коррекции – это методика воздействия на сенсомоторный уровень, который является базой для формирования высших психических функций (внимания, памяти, речи). Через различные виды движений создаются базовые предпосылки для полноценного освоения процессов чтения, письма, счёта.
В систему работы над комплексной методикой психомоторной коррекции в ДОУ вовлечены все специалисты учреждения, взаимодействующие с категорией дошкольников с ОВЗ, используются разнообразные технологии:
Учитель-логопед: логосказки, японский пальцевой массаж и самомассаж,гидрогимнастика,биоэнергопластика,кинезиогимнастика,сухой пальчиковый бассейн, дыхательная гимнастика и другие технологии.
Воспитатель группы компенсирующей направленности (ТНР) : ауриколотерапия, массаж БАТ, гафическая моторика, психогимнастика и другие технологии.
Музыкальный руководитель: логоритмика, интегративная музыкотерапия, активная музыкотерапия и другие технологии.
Педагог-психолог : фототерапия, сказкотерапия, куклотерапия, либропсихотерапия и другие технологии.
Воспитатель по физической культуре: ЛФК, ритмическая гимнастика, игры в сухом бассейне, ортодорожки и другие технологии.
Описание методики
Методика представляет собой трё хуровневую систему:
1. Уровень активизации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов (уровень ощущений и управления собственным телом).
Базовыми упражнениями этого уровня являются:
дыхательные упражнения. Универсальным приёмом является обучение ребёнка четырёхфазному дыханию (вдох – задержка – выдох - задержка). Следующим этапом в освоении дыхательных упражнений является соединение дыхания и вокализаций, движения рук, ног, глаз.
стимулирующие упражнения (хлопки, самомассаж головы, пальцев рук, ушей.
релаксационные упражнения с подключением различных сенсорных каналов (музыка, сценарий для релаксации).
упражнения, направленные на оптимизацию тонуса (упражнения «огонь – лёд», «росток», «потянулись – сломались»).
работа с локальными мышечными зажимами:
Лёжа на спине («растяжки», «велосипед», «качалка», «брёвнышко», ползанье на спине.
Лёжа на животе («лодочка», ползанье на животе, на четвереньках).
Сидя («бабочка», «лягушка»).
Стоя (разминочные упражнения для шеи, плеч, рук, корпуса, ног).
Упражнения, направленные на повышение устойчивости (перенос веса тела с одной ноги на другую, приседания без отрыва пяток от пола, выпады на одну ногу).
Работа с патологическими ригидными установками («развязка» синкинезий). Синкинезии - непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных движений.
Достигается путём первоначальной фиксации одних органов (рук, языка) и движения других (глаз, затем осуществляются однонаправленные и разнонаправленные движения.
Сначала отрабатываются глазодвигательные упражнения (лёжа, сидя, стоя) вверх, вниз, в стороны, далеко, близко; опознавание нарисованных в воздухе фигур, букв, цифр.
Развитие целостного образа тела: индивидуальные, парные и групповые упражнения и игры («насос и колесо», «рыбки и водоросли», «броуновское движение»).
2. Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром (уровень владения телом и пространством).
Базовыми упражнениями этого уровня являются:
упражнения, направленные на развитие чувства ритма (повтор ритмического рисунка руками, ногами, голосом, музыкальными инструментами).
развитие перцептивных и мнестических возможностей. Это задания с переводом из одной модальности в другую (тактильная, зрительная, слухоречевая, например: «волшебный мешочек» и задания на запоминание предметов, одежды на детях, места, занимаемого ребёнком в игре.
формирование пространственных представлений:
работа над схемой лица;
работа над схемой тела;
игры на знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив;
игры на определение направлений в пространстве относительно своего тела;
игры на определение собственного положения относительно других объектов;
игры на определение положения предметов относительно друг друга;
игры на понимание и употребление предлогов, выражающих пространственные отношения;
Расширение диапазона движений:
Нижняя зона «пустыня» : «перекати-поле», «змея», «скорпион».
Средняя зона «животные» : «заяц», «лиса», «медведь», «лошадь».
Верхняя зона «птицы» : «синица», «орёл».
Динамическая организация двигательного акта (серии движений, например: «цыганочка», «ладушки», «снежный ком».
Формирование реципрокных сенсомоторных взаимодействий (сочетанные движения рук, ног, глаз и языка при фиксированной позиции головы и туловища, при этом упражнения проводятся лёжа, сидя, на четвереньках, стоя.
Рисование в воздухе, на доске двумя руками в одну сторону и зеркально (вертикальные, горизонтальные, наклонные, круги, овалы, знак бесконечности.
Игры «зеркало», «тень», этюды по согласованным движениям «пилка дров», перемотка ниток», перетягивание каната».
Развитие общей (телесной) и ручной ловкости (броски мяча в цель, целевые прыжки, бег с изменением направления, упражнения с гимнастической палкой)
Развитие внимания, памяти (игры с условным сигналом, игры на преодоление двигательного стереотипа с несколькими условными сигналами, например «4 стихии»).
3. Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов (уровень программирования, регуляции и контроля собственной деятельности).
Дисфункции, возникающие на этом уровне, проявляются в несформированности произвольной саморегуляции, трудностях самоконтроля, отсутствии навыков совместных действий, эмоционально-личностной неадекватности.
Решение задач 3 уровня не является отдельной проблемой в психомоторной коррекции. В большей или меньшей степени необходимость произвольной регуляции есть при выполнении любой деятельности, любых произвольных движениях. Напомним, что у детей к произвольным относят движения, осуществляемые по устной команде.
На этом уровне через различные упражнения и игры отрабатываются правила игры, принятие ребёнком роли, формируются коммуникативные навыки (игры «тоннель», «сиамские близнецы», «слепой и поводырь», «тачка», «паровоз», «липучка» и др.).
Развитие произвольного внимания и памяти осуществляется через упражнения и игры, направленные на переключение, преодоление стереотипа, например: «запретная цифра», «запретное движение».
Формирование синестезий и произвольная саморегуляция зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных, вкусовых, кинестетических представлений и синестетических образов (пейзаж, сценка, образ, изменяющийся во времени). Задание должно формулироваться так: «Представьте себе…», и может выполняться с закрытыми глазами.
Система наказаний и поощрений – это необходимое условие закрепления данного уровня. Наказание: выбывание из игры, «скамья запасных», лишение поощрения. Поощрение: призы, похвала, привилегии в игре, роль ведущего.
Особенности проведения занятий в условиях группы компенсирующей направленности (ТНР).
Упражнения по методике “ Комплексная психомоторная коррекция “вводятся в подгрупповые (групповые) занятия, сопряжены с НОД, в соответствии с перспективным планированием специалистов на учебный год, ООП ДОУ, АООП ДОУ,ФГОС ДО. Формирование подгрупп осуществляется в начале учебного года с учетом возраста, психоречевых особенностей и уровня сформированности моторных функций детей, посещающих группу компенсирующей направленности (ТНР) в данное время.
В коррекционный процесс единовременно включаются упражнения 1,2 и 3 уровней методики. Количество и длительность использования тех или иных методов меняется в разных группах в зависимости от уровня сформированности моторных функций детей, посещающих группу компенсирующей направленности в данное время.
Продолжительность занятия – 20-30 минут в подгруппах детей численностью 6-8 человек, в зависимости от возраста воспитанников(5-6 лет и 6-7 лет).
Оценочные материалы.
Определение результативности работы по программе осуществляется посредством мониторинга знаний, умений, навыков. Диагностика проводится дважды (в начале учебного года и в конце) посредством заполнения впротоколе педагогического мониторинга уровня психомоторного развития.
Критериями оценки эффективности разработанной системы работы с использованием комплекснойметодики комплекснойпсихомоторной коррекции являются :
повышение энергетического потенциала, оптимизация тонуса;
повышение устойчивости;
развитие чувства ритма;
развитие целостного образа тела;
формирование пространственных представлений;
формирование одновременных и реципрокных координаций;
улучшение социальных и коммуникативных возможностей;
повышение информированности родителей, их мотивации для закрепления полученных знаний и умений дома.
В положительной динамике можно условно выделить 3 степени:
1. выраженная (наблюдающаяся по 3 критериям и больше);
2. незначительная (наблюдающаяся по 2 критериям);
3. минимальная (наблюдающаяся по одному критерию).