Оксана Груздкова
Чудо-эксперименты с детьми раннего возраста в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы
Цель моей работы: развитие познавательной сферы, стимулирование речевого развития детей, снятие психологического дискомфорта через включение в процесс экспериментирования.
Задачи:
1. Формировать и углублять знания о живой и неживой природе;
2. Мотивировать детей к участию в исследованиях и проведении опытов.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира; познакомить детей со свойствами воды и песка.
4. Создание благоприятного психологического климата в группе.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
В июле 2018 года мне впервые пришлось работать в группе раннего развития в период адаптации малышей к дошкольному учреждению. Известно, что адаптация к условиям дошкольного учреждения-психологически тяжелый период для детей, их родителей и педагогов. Малыши в это время очень тревожны, много плачут или наоборот, замыкаются в себе, испытывают эмоциональное напряжение, вызванное разлукой с мамой, сменой обстановки, изменением распорядка дня и появлением в своем окружении чужих людей. Хочу отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей и сближение между членами маленького коллектива. Для того чтобы облегчить расставание с родными, отвлечь детей от их переживаний я почти ежедневно включала экспериментирование в свою работу на всем протяжении периода адаптации.
Особенностью детского экспериментирования является:
1. Время опытов не ограничивается и малыши могут вдоволь насладиться своими открытиями;
2. Свобода движений;
3. Проговаривание с детьми результатов экспериментирования, направляя их умозаключения в нужном направлении.
Самым приемлемым и интересным вариантом для экспериментирования в детском саду являются песок и вода.
Вода
Вода оказывает расслабляющее действие, снимает излишнюю тревожность, плаксивость, агрессивность, ощущение эмоционального неблагополучия, что очень важно во время адаптации к детскому саду.
Игры с водой - любимое развлечение для детей раннего возраста, отвечающее их возрастным интересам и возможностям. Во время наших занятий малыши знакомились с водой, учились действовать с ней, узнали о ее свойствах, делали для себя ежедневные маленькие открытия. Ведь малышей так легко удивить и сделать для них чудо! Благодаря этому у них развиваются творческие и исследовательские способности, дети становятся более спокойны и легче переключаются на другие виды деятельности.
Знакомство со свойствами воды проходило во время специально организованных "чудо-экспериментов". Организация игр детей с водой не требует больших энергозатрат, при этом я использовала большой таз с невысокими бортами, вокруг которого могли расположиться 5-6 человек. Устанавливала так, чтобы ребенок имел возможность играть с водой стоя. Я учила детей наполнять воздушные шарики водой, ловить рыбок, пускать кораблики, бросать морские камешки, шишки, переливать воду из формочки в формочку, наливать ее в ситечки и наблюдать, как она течет в отверстие, лить воду на водяную мельницу.
Утром, после завтрака мы пускали с детьми кораблики, резиновых уточек, наблюдали, как они плавают, а некоторые тонут. Почему?Так в процессе появилась игра «Тонет - не тонет». Когда у детей стал пропадать интерес к корабликам и игрушкам, стали опускать различные предметы, так у детей появился интерес к предметам, которые тонут, а какие нет. Появился вопрос, например, «Почему камешки тонут, а шишки плавают на поверхности воды?». В следующие дни я давала пробовать самостоятельно запускать предметы, где дети сами устанавливали причинно – следственные связи и делали вывод.
Еще один чудо-эксперимент «Круги на воде» :я наливала в большую посуду воду и ждала, чтобы поверхность успокоилась. Когда дотрагивалась до поверхности воды пальцем (то же самое может сделать и ребенок, по воде пойдут круги. Наблюдали, как это происходит. Впоследствии дети могут заметить, что такие же круги появляются на лужах после дождя.
На изучении основных цветов с детьми играли в «Разноцветную воду» - в прозрачные пластиковые стаканчики с водой добавляли несколько капель краски и наблюдали, как меняется цвет, брала основные цвета - красный, синий, желтый. В процессе игр нужно постоянно поддерживать интерес малышей. Благодаря этим играм развивается активный словарь детей, интерес к экспериментированию, обогащение внутреннего мира.
Песок
Песок — это кладезь для детского экспериментирования. Малышей увлекает пересыпание и ссыпание песка в машины, ведерки, на мельницу, выкладывание куличиков и изготовление тортиков. Песок, как и вода оказывает релаксирующее действие на детей, снимает зажатость, располагает к общению между детьми и с воспитателем. Воспитатель - неотъемлемый участник чудо-экспериментов с песком. В процессе игры я называла, уточняла, а иногда изменяла, состояние материалов, их свойства, показывала последовательность игровых действий.
Например, я предлагала полить песок, напоминала,что когда он сырой, с ним хорошо играть. «Что из влажного песка можно сделать?» Во время поливки песка задаю вопросы «Почему не видно в песке воды? Куда она делась?». Дети вместе со мной приходят к выводу, что песок сырой. Сухой песок рассыпается – из него нельзя ничего построить, но зато его можно пересыпать тонкой струйкой на мельницу и колесико будет вращаться. На песке можно оставлять следы, отыскать в песке спрятанную игрушку, рисовать на нем.
Дети могут подолгу играть с песком, исследовать его свойства. Но все игры должны проходить под пристальным взглядом воспитателя, так как песок- источник не только радости и экспериментов, но так же причина травм детей: дети могут попасть в глаза себе или товарищу по песочнице, попробовать его на зубок и т. п.
Эксперименты с песком развивают любознательность, творческое начало, сообразительность, память, внимание и мелкую моторику рук.
Таким образом, в адаптационный период игры с водой и песком благоприятно воздействовали на вновь поступивших детей, им было интересно, увлекательно в детском саду, экспериментирование снимало психологическое напряжение у детей. При игре с песком легковозбудимые дети становились более спокойными, для них быстрее проходило время в ожидании прихода мамы, а замкнутые и тревожные дети становились раскрепощенными. Наши чудо-эксперименты насыщали пребывание ребенка в саду смыслом, радостью, располагали к созданию социально-коммуникативных связей. Мною отмечено, что дети, которые экспериментировали вместе в микрогруппах позже сдружились и играют вместе. В играх у детей стали более выражены творческие способности, можно было отследить имеющиеся знания у детей цветов, форм, происходило обогащение активного словаря. Я считаю, такие чудо-эксперименты должны быть на вооружении у всех педагогов-воспитателей, особенно которые работают с детьми раннего возраста.