Анна Юркова
Адаптационные занятия для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптационные занятия для детей младшего дошкольного возраста
Пояснительная записка
Вступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнакомых детей и взрослых. У ребёнка начинается другая жизнь с новыми правилами и отношениями.
Взрослым необходимо помочь преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Публикация «Адаптационные занятия для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Дети раннего возраста эмоционально заражаемы и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребёнка важно донести то, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много чего уже умеет делать сам, а ещё большему научится с помощью взрослых. Главное, что может сделать взрослый, - это научить его играть вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнёра, заражают его эмоциями и настроениями.
Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий.
Игры и упражнения объединены одним игровым сюжетом, которые помогают выполнить поставленные задачи. Малышей сделают друзьями подвижные игры-забавы, хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове. По сути игры просты и доступны детям раннего возраста. Они легко включаются и с удовольствием занимаются на протяжении всего занятия. А воспитателю занятия помогут завоевать симпатии детей и их доверие. Важно, чтобы ведущий мог организовать, увлечь, эмоционально заразить весельем вновь пришедших детей. Не беда, если не все дети сразу включаются в процесс, как показывает практика, очень скоро все занимаются с интересом без исключения.
Занятие №1
Тема: “Вот Я какой!”
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
• создание положительного эмоционального климата в группе;
• развитие самопонимания, самоосознания своей индивидуальности;
• снятие эмоционального напряжения;
• развитие чувства ритма, координации движений.
Материал:
Корзинка с сюрпризами.
Солнышко — мягкая игрушка, погремушка, кукла Малыш.
Ход занятия
Организация начала занятия.
Стульчики расставлены полукругом. Педагог звенит в погремушку, приговаривает:
Погремушка играет-
Деток собирает!
Предлагает предлагает детям присесть на стульчики.
Педагог: Доброе утро, дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях малыш.
Достаёт куклу малыша, одетого в песочник или трусики.
Педагог: Ребята, посмотрите какой хороший малыш. Он похож на вас?
Ответы детей.
Педагог показывает каждую часть туловища куклы и просит детей назвать её.
Игра “Большие – маленькие”
Педагог: Покажите, малышу, какие вы сейчас большие.
Дети встают в полный рост.
Педагог: А теперь, покажите, какие вы были маленькие.
Дети приседают на корточки;
Педагог: А какие вы будете, когда станете взрослыми.
Дети встают на носочки и тянутся руками вверх. Игра повторяется 2-3 раза.
Педагог: Дети, на стульчики свои пройдите и на Лялю посмотрите.
Ляле мы сейчас расскажем и ручками покажем, что у вас есть.
Игра “Это Я”.
Это глазки. Вот. Вот---Показывают сначала левый, потом правый глаз.
Это ушки. Вот. Вот--- Берутся сначала за левое ухо, потом — за правое.
Это нос. Это рот. --- Левой рукой показывают рот, правой нос.
Там спинка. Тут живот--- Левую ладошку кладут на спинку, правую на живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп--- Два раза хлопают.
Это ножки. Топ, топ. --- Два раза топают.
Ой, устали. Вытрем лоб. --- Правой рукой вытирают лоб.
Далее педагог спрашивает детей :
- Покажите, где ваши ножки? (Дети показывают ноги).
- А что умеют делать ваши ножки? (Ходить, прыгать, бегать, топать и т. п.)
- Покажите малышу, как вы умеете шагать, бегать, играть.
Педагог: Дружно все вставайте и за мной всё повторяйте.
Упражнение “Наши ножки”
Большие ноги шли по дороге:--- Большими шагами идут друг за другом.
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ,
Маленькие ножки бежали по дорожке: --- Маленькими шагами бегут друг за другом.
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Ваши ножки убегают- --- Возвращаются на свои места.
Только пяточки сверкают.
Педагог: Ну, ребятки не зевайте, а за мной всё повторяйте!
Игра “Пляшут наши детки! ”
Где же, где же наши ручки?--- Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга.
Где же наши ручки?
Нету наших ручек! --- Прячут руки за спину.
Вот, вот наши ручки! --- Выставляют руки вперёд.
Вот наши ручки! --- Поворачивают ладошки вверх-вниз.
Пляшут, пляшут наши ручки! --- Показывают фонарики.
Пляшут наши ручки!
Где же, где же наши ножки?---Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга
Где же наши ножки?
Нету наших ножек! --- Обхватывают ноги руками
Вот, вот наши ножки!
Вот наши ножки! --- Ритмично хлопают ладошками по ногам.
Пляшут, пляшут наши ножки! --- Ритмично топают ногами.
Пляшут наши ножки!
Где же, где же наши детки?---Разводят руками удивлённо смотрят друг на друга
Где же наши детки?
Нету наших деток! --- Закрывают лицо ладошами.
Вот, вот наши детки!
Вот наши детки--- Встают в полный рост, разводят руки в стороны.
Пляшут, пляшут наши детки! --- Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя.
Пляшут наши детки!
Педагог:
А сейчас мы отдохнём и опять играть начнём.
Погладим себя по головке.
Похвалим: хорошо играли, славно танцевали.
Погладим ножки, ручки.
Педагог:
Ручки не деритесь,
Ручки не сердитесь.
Лучше подружитесь.
Пальчиковая гимнастика “Дружные пальчики!”
Дружат в нашей группе --- Подушечки пальцев одной руки дотрагиваются до
Девочки и мальчики--- подушечек пальцев другой руки.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. --- Пальчики сцепляются в замок.
Упражнение “Покачай малыша!”
Дети по очереди качают малыша на руках, приговаривая вместе с педагогом:
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собачка не лай
И в гудочек не гуди;
Нашу Лялю не буди.
Педагог: Наш малыш уснул. И нам пора проститься. Но сначала солнышко подарит вам свою любовь тепло.
Солнышко, появись!
Светлое, лучистое,
Покажись.
Педагог достаёт из корзинки солнышко.
Упражнение “Подари любовь и тепло”
По очереди дети обнимают солнышко, передавая, друг другу.
Педагог: “ Солнышко вас любит, дарит свет и тепло Кате, Саше. И вы, ребята, нежно обнимите его, и подарите ему свою любовь и ласку ”.
Занятие №2
Тема: “Вот как я умею”
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Задачи:
• - помочь детям привыкнуть к новой обстановке и научиться ориентироваться в ней;
• создание положительного эмоционального климата в группе;
• развитие самопонимания, самоосознания своей индивидуальности;
• снятие эмоционального напряжения;
• развитие чувства ритма, координации движений.
Материал:
Корзинка с сюрпризами.
Солнышко — мягкая игрушка; колокольчик.
Ход занятия
Организация начала занятия.
Стульчики расставлены полукругом. Воспитатель звенит в колокольчик, приглашает детей на занятие и предлагает присесть на стульчики.
Колокольчик звенит,
Собираться велит!
Педагог: Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях Солнышко.
-Солнышко красное!
Появись.
Светлое, лучистое,
Малым детушкам улыбнись!
Педагог из корзинки достаёт Солнышко.
Педагог: Солнышко вам улыбается. Улыбнитесь ему тоже - подарите свои улыбки.
Солнышко: Здравствуйте, ребятушки. Милые, хорошие, славные, пригожие.
Дети: Здравствуй, Солнышко!
Педагог: Когда солнышко светит, на земле всё растё т: деревья, цветы, трава и, вы, ребята тоже растёте. Покажите солнышку, какими вы стали.
Игра “Большие – маленькие”
Педагог: А какими большими вы будете.
Дети встают на носочки и тянутся руками вверх к солнышку.
Педагог: А сейчас, покажите, какие вы были маленькие.
Дети приседают на корточки. Игра повторяется 2-3 раза.
Педагог: 1,2,3 - своё место найди!
А сейчас покажем и расскажем Солнышку, как мы живём.
Упражнение “Как живёшь?”
Сжать пальцы обеих рук в кулачки.
Как живёшь?---Показать оттопыренный большой палец
-Вот так!
А плывёшь?--- Вытянуть руки вперёд, затем развести их в стороны
-Вот так!
Как бежишь?---Согнуть руки в локтях, выполнять ими движения вперёд-назад.
-Вот так!
Вдаль глядишь?--- Приложить ребро ладони ко лбу
-Вот так!
Ждёшь обед?--- Подпереть подбородок кулачком
-Вот так!
Машешь вслед?--- Выполнить кистью ведущей руки движения влево вправо
-Вот так!
Ночью спишь?--- Лечь щёкой на сложенные вместе ладошки.
-Вот так!
А шалишь?--- Надуть щёчки и хлопнуть по ним ладошками.
-Вот так!
Упражнение "Что умеют ваши ручки?"
Педагог: А где же ваши ручки?
Дети: Вот наши ручки!
Протягивают вперёд и крутят ладошки.
Педагог: А что умеют ваши ручки?
Дети. Одеваться, играть, умываться.
Педагог: А хлопать в ладоши ваши ручки умеют!
Дети: Да!
Педагог: Покажите солнышку, как умеют ваши ручки, хлопать в ладоши, умываться.
Педагог: А играть ваши ручки умеют?
Дети: Да!
Педагог: Давайте, покажем солнышку, как они играют.
Педагог произносит потешку, показывает движения. Дети повторяют за ним.
Пальчиковая гимнастика “Здравствуй, пальчик”
Ладошки ставят друг напротив друга
Здравствуй, пальчик! --- прикасаются мизинцами
Здравствуй, пальчик! ---прикасаются безымянными пальцами
Здравствуй, пальчик! --- прикасаются средними пальцами
Здравствуй, пальчик! --- прикасаются указательными пальцами
Здравствуй, пальчик! ---прикасаются большими пальцами
Здравствуйте, пальчики! ---соединяются пальцы обеих рук в замок.
Педагог: Молодцы, ребята! Солнышку очень понравилось, как вы играете пальчиками.
Упражнение "Что умеют ваши ножки?"
Педагог: А где же ваши ножки?
Дети показывают ноги.
Педагог: А что умеют делать ваши ножки?
Дети. Ходить, прыгать, бегать, топать.
Педагог: Давайте покажем солнышку.
Педагог: Внимательно слушайте слова, повторяйте за мной слова и движения. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.
Зашагали ножки: топ-топ-топ,--- шагают друг за другом
Прямо по дорожке: топ-топ-топ,
Ну-ка, веселее: топ-топ-топ,
Вот как мы умеем: топ-топ-топ,
Побежали ножки по ровненькой дорожке, --- побежали друг за другом
Убегают, убегают, --- направляются к своим стульчикам
Только пяточки сверкают! --- присаживаются на свои места.
А прыгать ваши ножки умеют?
Дети: Да!
Упражнение “Прыгай веселей”
Педагог: рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Прыгай, прыгай веселей! --- Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай- побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! --- руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись--- кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.
Игра “Прятки”
Педагог предлагает детям закрыть глаза и прячет солнышко в группе, спрятав, звенит в колокольчик. Дети открывают глаза, ищут солнышко. Нашедшему ребёнку, все дети аплодируют. Игра повторяется 2-3раза.
Воспитатель: Солнышку, ребята, было с вами интересно, весело и на прощанье оно хочет вам подарить свою любовь и тепло.
Упражнение “Подари любовь и тепло”
По очереди дети обнимают солнышко, передавая друг другу.
Педагог: “ Солнышко вам дарит любовь и тепло. И вы, ребята, нежно обнимите его, подарив в ответ свою доброту и ласк