Татьяна Баранчукова
Адаптация. Стендовые консультации
▼ Скачать + Заказать документы
ТРИ ДНЯ В ДЕТСКОМ САДУ, - ТРИ НЕДЕЛИ НА БОЛЬНИЧНОМ.
(Елена Николаева «111 баек для детских психологов». М., СПб 2011 г.)
Да, в детских садах дети болеют чаще, чем дома. Но в этом не всегда виноваты детские сады.
У каждого ребенка имеется определенный набор бактерий, который он получает в своей семье, где все родственники обмениваются ими, как улыбками и словами. Однако люди болеют ими только тогда, когда ослабевает их иммунная защита. А ее активность напрямую, особенно у детей, зависит от эмоционального состояния. Стоит ребенку поплакать, как его и без того несовершенный иммунитет ослабевает. И здесь не поможет никакой «Актимель».
Публикация «Адаптация, Стендовые консультации» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Информационные стенды, папки-передвижки
- Консультации для родителей
- Темочки
Рассмотрим ситуацию посещения детского сада с точки зрения мамы. Она 2 или 3 года была дома неотлучно с ребенком. Ей очень хочется вновь очутиться среди большого количества людей, общаться с коллегами, проявить себя с профессиональной стороны, забыть на время проблемы кухни. Она мечтает, что у нее появится время для себя, на собственный рост. Она готовится к этому: подбирает хороший детский сад, красивое платье, и мысли ее все дальше улетают от привычной деятельности по уходу за ребенком.
И вот наступает день Х. Мама приводит ребенка в детский сад, где много веселых, уже адаптированных к садику детей. Но вдруг ее собственный ребенок, который до сих пор так любил играть с другими ребятами, хватается за ее юбку, плачет и ни с кем не хочет общаться. Воспитатель отрывает его от маминой юбки, помогая ей оставить плачущее дитя и не опоздать на работу. Целый день ушел на работу, а вечером, забирая ребенка домой, она вдруг понимает, что возвращение домой не сулит ей радостного общения с ним: всю домашнюю работу ей надо сделать за несколько часов вечером. Бегая между стиральной машиной, холодильником и плитой, она лишь успевает сделать ужин, вымыть ребенка и уложить его спать. А еще нужно побыть с мужем, привести себя в порядок к завтрашнему дню, подготовить одежду для всех на завтра…Через 2 – 3 дня такой жизни ребенок просыпается утром с температурой, мама остается дома и полностью отдает себя ребенку, поскольку за эти несколько дней устали все.
Как же этот день Х ощущает ребенок? Мамины слова, которые она говорила ему о своей работе и детском саде, не имеют для него никакого смысла, поскольку опыт его слишком ограничен. Но ребенок начинает нервничать. В мгновение непонятные мамины слова вдруг воплощаются в жизнь, оборачиваются страшным кошмаром: его привычный мир разрушается, он попадает в новое место с незнакомыми людьми, детьми. Дети обладают удивительной ригидностью (отсутствием гибкости) : при невероятной способности адаптироваться они с большим трудом привыкают к новым обстоятельствам. Эту их особенность знает любой родитель, которому каждый день приходится перечитывать одну и ту же сказку.
Но ригидность – не единственная причина стресса. Довольно часто родители еще и забывают сказать своим детям, что заберут их из детского сада вечером. И вот, оказываясь в новых обстоятельствах, ребенок полагает, что останется там навсегда. Дети могут сильно переживать, замещая страшными фантазиями пробелы в информации, полученной от родителей.
Стресс снижает активность иммунной системы. В любой группе детей обязательно есть и вирусы. Для того, чтобы в ослабленном организме эта инфекция начала развиваться в полной мере, достаточно нескольких дней. Столь короткий срок обусловлен еще и тем, что, возвращаясь домой, ребенок не находит там привычных условий: мама взвинчена, возбуждена, думает не о нем и занята не им.
Но все чудесным образом преображается и «возвращается на круги своя», когда ребенок заболевает. Тяжело только в первые 2-3 дня, когда температура, боль и другие признаки болезни, потом же целых 2-3 недели можно наслаждаться столь привычным общением с близким человеком. И тогда у ребенка срабатывает природный инстинкт. На несознательном уровне ребенок понимает, что нужно лишь денек-другой поплакать, чтобы обеспечить надежное возвращение домой. Он обучается изменять состояние иммунной системы, меняя свое эмоциональное состояние. Самые обучаемые дети делают это долго и регулярно. А неопытные мамы и сверхбдительные врачи могут сделать из них «профессиональных больных». Так называют детей из группы часто болеющих, среди которых наибольшую часть составляют аллергики разных видов, поскольку аллергия – это повышение активности иммунной системы, после того как в силу каких-то обстоятельств она была длительно или интенсивно подавлена эмоциями.
Но не стоит никого винить. Первое, что нужно сделать, - заранее начать подготовку к детскому саду. Лучше, если ребенок будет привыкать к нему в течение месяца. При этом в первый раз мама приходит в детский сад и остается вместе с ребенком, пока он знакомится с обстановкой. Она может сидеть в раздевалке или в самой группе. При этом мама всячески показывает, что не собирается уходить. Увидев, что ребенок устал, она забирает его домой.
Через несколько дней мама говорит ребенку, что уйдет на 5 минут. Очень важно, чтобы она действительно вернулась через указанное время. В таких случаях можно заранее, еще идя в детский сад, описать всю последовательность действий: сначала мама уйдет на 5 минут, затем придет, и они будут делать то-то и то-то. Важно, чтобы у ребенка сложилась картина дальнейшей его жизни и он точно знал, что окажется в конце концов дома с мамой. Можно предложить ребенку маленькую меховую игрушку, сказав, что в отсутствие родителей она будет их заместителем. Если он вспомнит о маме и захочет побыть с ней, он может достать игрушку из кармана и поговорить с ней, мама обязательно это узнает, но не обязательно сразу вернется – она вернется, как только сможет.
Перед тем как ребенок начнет ходить в детский сад регулярно, стоит рассказать ему о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи. Папа и мама пойдут на работу, чтобы заработать деньги для семьи, а также чтобы сделать какое-то полезное дело для всех. Если ребенка с детства приучают только к тому, что работа – это способ заработать деньги, то невозможно создать положительный образ такого рода активности. Понимание же того, что на работу уходят, чтобы сделать какое-то полезное дело, необходимо ребенку для формирования адекватного представления о роли семьи в обществе, своей роли в семье. Обязательно говорится о том, что перед ребенком стоит важная задача в детском саду – учиться и расти, чтобы стать таким как родители. Осознание значимости для семьи его нахождения в детском саду – что он там выполняет определенную миссию, а не просто оставлен на хранение, как какая-то ненужная вещь – также будет способствовать эмоциональному комфорту ребенка.
Родителям необходимо продумать свое поведение после возвращения из детского сада. Лучше проявить по отношению к нему те чувства, которых так не хватало ему в детском саду. Стоит так распределить время, чтобы после детского сада кто-то из родителей смог побыть с малышом и показать ему, как он необходим своим близким, как они соскучились по нему.
Изменить свое поведение родителям необходимо и во время болезни ребенка. Это означает, что внимания к нему должно быть ровно столько, сколько действительно необходимо для облегчения страданий, чтобы не вызвать ощущения выгоды от болезни. Следовательно, условия должны быть такими, чтобы болеть было скучно, а когда ребенок начинал выздоравливать, у него сразу же появлялись обязанности. К таковым можно отнести и то, что он должен какое-то время занимать себя сам, поскольку у родителей также есть определенные обязанности.