ЖУКОВА НАТАЛЬЯ
Адаптация ребенка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребенка в детском саду
Ранний возраст – особенно ранимый в жизни ребенка. В этот период они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.
Публикация «Адаптация ребенка в детском саду» размещена в разделах
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у родителей. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как произойдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и семье. Многочисленные исследования отечественных учёных доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависят от того, как взрослые в семье смогли подготовить ребёнка к этому периоду в его жизни.
Адаптационный период - серьёзное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Ребёнок впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения, поэтому проблема адаптации ребёнка к детскому саду является ведущей. Актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома-то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Оформление ребенка в детский сад сопровождается множеством сложностей. И основная из них - процесс привыкания малыша к новой обстановке. В чем особенности адаптации в детском саду, как помочь ребенку адаптироваться, расскажем очень подробно.
С какими проблемами сталкивается воспитатель при адаптации детей
Адаптация ребенка в детском саду – сложный период, с которым сталкиваются все родители, отдающие своего сына или дочь в дошкольное образовательное учреждение. Но в гораздо большей степени эта проблема касается воспитателя, поскольку в его группе таких детей минимум 25. И каждый требует внимания и индивидуального подхода, каждому нужно помочь адаптироваться в новых для него условиях. И от того, насколько благоприятно пройдет этот процесс, зависит качество физического и психологического развития дошкольников.
Адаптация – процесс приспособления к новой среде и условиям, что требует от малыша больших энергетических затрат. Процесс сопровождается чрезмерным перенапряжением неокрепшего организма в результате воздействия различных неприятных факторов одновременно:
Разлука на длительное время с родителями.
Необходимость соблюдать строгий режим дня, подчиняться требованиям чужих взрослых.
Сокращение уровня внимания – воспитатель может уделять немного времени каждому ребенку, поскольку вынужден одновременно взаимодействовать с 20-25 малышами;
Помимо этого, адаптационный процесс затрудняют несколько негативных моментов, выделим основные:
Ранний подъем – многие воспитанники не привыкли вставать так рано, из-за чего пробуждение в 7:00 может стать для них значительным стрессом.
Дневной сон – в детском саду ему отведены четкие временные рамки, которых дома придерживались далеко не все родители. В результате малышу сложно приспособиться к новому графику сна.
Строгий распорядок дня – если дома малыш питался, гулял и спал в то время, когда ему это захочется, необходимость соблюдать режим в садике нередко вызывает негативную реакцию.
Питание – в садике при составлении блюд ориентируются на их питательную ценность и пользу для здоровья детей. Для тех, кто дома питался иначе, это может стать серьезной проблемой.
Контакты с детьми – необходимость общаться с множеством незнакомых сверстников способна спровоцировать нежелательные проявления, такие как агрессия, уход в себя, истерики. Обычно с таким сталкиваются дошкольники, лишенные нормальной социализации.
Жизнь ребёнка претерпевает серьезные изменения, что отражается на его поведении и состоянии здоровья. Внешне это выражается следующими реакциями:
Нарушения засыпания, сна.
Ухудшение аппетита – вплоть до его полного отсутствия: ребенок отказывается пробовать новые блюда.
Регресс умений и навыков – малыш «утрачивает» способность самостоятельно одеваться, ходить на горшок, пользоваться ложкой.
Уменьшается познавательный интерес – ребенок равнодушно относится к новым игрушкам, к возможности общения со сверстниками.
Апатия или агрессия – дети демонстрируют противоположные имеющимся ранее склонности: спокойные начинают вести себя агрессивно, а деятельные – резко снижают активность.
Частые болезни – период адаптации сопровождается снижением защитных сил организма, что приводит к снижению устойчивости к инфекционным патологиям.
У детей могут наблюдаться психологические проблемы: истерики при расставании с родителями, отказ заходить в игровое помещение из раздевалки, отсутствие желание идти на контакт со сверстниками и воспитателями. Подобные реакции, обусловленные привыканием детей к посещению детского сада, создают определенные трудности для педагогов – вне зависимости от их уровня образования и опыта работы.
Чтобы помочь детям младшего дошкольного возраста освоить новое пространство в группе, используйте игры на поиск предметов. Игры помогут воспитанникам быстрее адаптироваться в новом окружении. На занятиях по адаптации воспитанников, придерживайтесь трех правил: не принуждайте детей к игре, участвуйте с ними наравне и неоднократно повторяйте игры.
В этой рекомендации:
- Игра «Что и где лежит»
- Игра «Волшебный сундучок»
- Игра «Найди куклу Машу»
- Игра «Мой стульчик»
В числе других проблем, с которыми сталкивается воспитатель:
Соблюдение дисциплины – дошкольников, переживающих сложный период адаптации, трудно приучить к строгому распорядку дня, многие малыши еще недостаточно усидчивы, что осложняет проведение развивающих занятий, дидактических игр. В группе может быть чрезмерно шумно, за детьми сложно уследить и организовать их. Особенно трудно приходится молодым педагогам без достаточного опыта работы.
Создание развивающей среды – педагог должен уметь обеспечивать разнообразие игровых компонентов, не забывая о создании безопасного пространства. Это требует от воспитателя соответствующих навыков и знаний, творческого подхода и способности принимать нестандартных решений.
Эффективное взаимодействие с родителями дошкольников – в период адаптации возможны конфликтные ситуации, если мамы и папы придерживаются воспитательных методик, отличных от тех, что практикует педагог. В любой ситуации воспитателю важно проявлять тактичность, терпение и доброжелательность, чтобы нивелировать любые конфликты.
Основные проблемы связаны с большим количеством малышей в группе, многие из них тяжело воспринимают разлуку с родителями, впадают в истерику, не желают идти на контакт с воспитателем. В такой ситуации педагогу важно проявить терпение и спокойствие, уверенность в себе, особенно при взаимодействии с мамами и папами – с ними важно выстроить доверительные отношения.
Как помочь ребенку адаптироваться.
Процессы приспосабливания к новой обстановке затрагивают все сферы жизни малыша – они влияют на сон, аппетит, скорость утомляемости, гибкость реакций, психическую лабильность, степень устойчивости к раздражителям. Но реакция ребенка не всегда однозначна: он может с удовольствием идти в садик, спокойно расставаться с мамой по утрам, но при этом дома становиться более раздражительным и капризным, вялым – это тоже вариант адаптации.
Активный адаптационный период занимает обычно от двух-трех недель до двух месяцев, остаточный, не заметный обычному человеку, период может длиться до полугода. Процесс приспосабливания протекает у всех воспитанников по-разному, но условно психологи выделяют несколько основных групп:
Активная адаптация – характеризуется бурной эмоциональной реакцией: малыш плачет при расставании с родителями, закатывает истерики, отказывается идти в детсад. Подобные эмоциональные проявления могут напугать мам и пап, но психологи считают их вариантом нормы. При стандартном развитии событий длится не больше 2-3 недель.
· Отложенная адаптация – в первые дни дети охотно и с удовольствием идут в садик, не демонстрируют негативных проявлений при расставании с родителями. Но через несколько дней либо спустя 2-3 недели наступает обратная реакция: у малыша резко меняется настроение, он отказывается идти в садик, закатывает истерики. Это самый распространенный вариант адаптации – на него приходится 35-40 %.
Пассивная адаптация – развивается за счет соматических, а не психических ресурсов. Малыш с удовольствием идет в группу, не плачет и не капризничает, общается со сверстниками. Но параллельно с этим отмечаются проявления пассивной соматической реакции: изменяется аппетит, появляются необычные вкусовые пристрастия, ухудшается сон, ребенок быстрее утомляется, больше капризничает. Могут возникнуть расстройства кишечника, запоры, усилиться общая нервозность.
Проваленная адаптация – означает отсутствие успеха в процессе приспосабливания, когда психика ребенка, его организм не успели адаптироваться к новым условиям. Проявить тревогу нужно в том случае, если состояние малыша не меняется или даже ухудшается по прошествии двух месяцев и более.
Быстрая адаптация – встречается крайне редко и обычно представляет собой вариант пассивной или отложенной формы адаптации. Характеризуется максимально благоприятным развитием событий – ребенок с удовольствием идет в садик, спокойно переносит разлуку с матерью, внешние признаки стресса отсутствуют.
Чтобы облегчить адаптацию ребенка, педагогу важно строить работу постепенно, в несколько этапов:
Взаимодействие с родителями.
Устраивая ребенка в дошкольное учреждение, родители вначале встречаются с заведующей ДОУ: руководитель проводит первую беседу с мамами и папами, знакомит их с системой работы детского сада, особенностями режима дня, образовательной программой. Заведующая составляет график постепенного приема воспитанников в группу, что позволяет сделать процесс адаптации более спокойным и комфортным.
Задачи педагога при взаимодействии с родителями – предоставить подробную информацию о том, где и как будет организовано пребывание малышей в детском саду. Воспитатель знакомит взрослых с помещениями группы, рассказывает о том, какие занятия будут проводить с детьми в течение дня. Важно расспросить родителей о том, какой режим дня был у ребенка до поступления в ДОУ, выяснить, какие проблемы тревожат их больше всего. Необходимо обеспечить индивидуальный подход, чтобы каждая мама почувствовала, что педагог выделяет конкретно ее малыша из общей массы воспитанников, готов учесть особенности его характера и развития.
Чтобы улучшить процесс адаптации воспитанника к детскому саду, воспитатель постоянно наблюдает за тем, как проходить адаптация у каждого дошкольника и дает мамам и папам советы, направленные на облегчение этого периода.
Взаимодействие с воспитанниками.
Как будет протекать процесс приспособления ребенка к новым для него условиям, во многом зависит от того, насколько воспитатель сможет распознать его интересы, потребности, наклонности, вовремя устранить эмоциональное напряжение. Чтобы эффективно решить данную проблему, важно помнить следующее:
Проблемы воспитанников в ходе адаптации – это профессиональная проблема педагога, которую он не вправе перекладывать на плечи родителей.
Ребенок, которого вырвали из привычной среды, разлучили с родителями, не может чувствовать себя хорошо. И даже если он не устраивает истерик и не рыдает при расставании с мамой, это не значит, что у него все в порядке. Последствием скрытых переживаний может стать обострение скрытых патологий.
Нельзя осуждать опыт каждого малыша, жаловаться на него родителям.
Основной источник информации о воспитанниках – беседа с родителями. Но получить дополнительные важные сведения о степени выраженности психологических проблем ребёнка воспитатель может в ходе первых наблюдений за ним. Для удобства работы на каждого дошкольника заводят индивидуальный адаптационный лист : в нем каждый день фиксируют результаты наблюдения за воспитанником – начиная с момента его поступления в детский сад.
Особое внимание уделяют особенностям эмоционального состояния, качеству сна, аппетиту, тому, как ребенок идет на контакт. Такой лист обычно рассчитан на 60 дней – его заполнение помогает установить, как протекает адаптация малыша, что лучше сделать для ее облегчения.
Для решения проблем адаптационного периода прибегают к следующим мерам:
Индивидуальный режим для каждого поступающего воспитанника.
К общему режиму детей приучают постепенно: сначала их приводят не на полный день, а на 2-3 часа. По мере привыкания оставляют на более длительное время. При желании мама может в первые дни оставаться в группе вместе с малышом. Но при этом родителям рекомендуют выполнять какую-то работу, а не водить ребенка за руку. Так ему будет проще привыкать к новому окружению.
Воспитание самостоятельности.
Ребенку будет проще привыкнуть к новым условиям, если он освоил навыки самообслуживания, и ему не требуется помощь мамы. Малыша нужно приучать к горшку, учить самостоятельно питаться и одеваться. Как минимум половины еды во время приема пищи воспитанник должен съедать сам, а воспитатель лишь помогает ему, но не делает за него. Немотивированный отказ от пищи – распространенное явление в период адаптации, но ругать малыша за это не следует.
Отсутствие дополнительного стресса.
Если ребенок чувствует себя комфортнее с соской, не нужно резко отучать его от нее во время адаптационного периода. Многие малыши не желают расставаться с любимыми игрушками – ни в коем случае нельзя им запрещать приходить с ними из дома.
Уверенность в воспитателе.
Каждый воспитанник должен быть уверен в том, что его услышат и поймут. Для этого воспитателю нужно стать добрым другом, который будет снисходительно относиться к плачу, капризам, непременно отзовется на просьбы и обеспечит в группе спокойный, благоприятный климат.
Воспитателю нужно быть хорошим актером, чтобы суметь вовремя отвлечь малышей, рассказать им сказку, спеть песенку. Развлечь и успокоить воспитанников помогают игры-потешки, игры-забавы, песни-пестушки, колыбельные. Рекомендуется использовать элементы телесной терапии – брать плачущего малыша на руки, поглаживать его, обнимать. Периодически можно включать спокойную, расслабляющую музыку. Все это поможет ребенку лучше адаптироваться в новых для него условиях, укрепить здоровье и будет способствовать успешной социализации.
Важно всегда оставаться на связи с родителями, чтобы обеспечить сохранение единого распорядка дня, единых требований как в детском саду, так и в домашних условиях. При необходимости следует порекомендовать взрослым обратиться за помощью к другим специалистам, например, к психологу или логопеду.
Что влияет на адаптацию здоровья
Приспосабливание ребенка к новым условиям протекает по-разному: на успешность этого процесса влияет множество факторов, начиная от состояния здоровья и заканчивая степенью привязанности к матери. Среди них особое значение занимает темперамент малыша. Психологи отмечают, что проще и быстрее привыкают к новой обстановке холерики и сангвиники. Намного сложнее приходится меланхоликам и флегматикам: они более медлительны, «заторможены», из-за чего им трудно вливаться в новый ритм жизни. Такие дети дольше всех едят, одеваются, выполняют задания, их приходится постоянно подгонять, что негативно отражается на детской психике.
Рассмотрим другие ключевые факторы:
Возраст ребенка
Стремление отдать малыша в детский сад как можно раньше зачастую оборачивается дополнительными проблемами. Адаптация детей младше двух лет обычно протекает намного сложнее, поскольку в таком возрасте они еще не умеют нормально взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми. Оптимальный период для привыкания к садику у каждого малыша индивидуальный – это зависит от особенностей психического и физического развития. Но в целом, как уверено большинство психологов, лучшее время для адаптации – 3 года.
Этот возраст психологи определяют как кризисный. После его завершения у малыша увеличивается степень самостоятельности, уменьшается психологическая зависимость от матери, соответственно, разлука с ней на несколько часов уже не становится настолько критической, как у детей двух лет и младше. Поэтому спешить отправлять кроху в дошкольное учреждение не следует: в возрасте 1-3 лет отношения между родителями и детьми только формируются, из-за чего длительная разлука с матерью может стать причиной серьезного нервного срыва у малыша.
Дополнительный плюс в пользу трехлеток – их повышенная самостоятельность, хорошее владение базовыми навыками: они уверенно ходят на горшок, умеют пользоваться столовыми приборами, многие пытаются одеваться без помощи взрослых. Это существенно упрощает привыкание к детскому саду.
Состояние здоровья
Проблемы со здоровьем обычно усугубляют протекание адаптационного периода. Наличие у малыша хронических патологий, таких как диабет, астма, усложняет привыкание к новой обстановке из-за особенностей организма, повышенной психологической связи с родителями.
Аналогичные трудности отмечаются у дошкольников, которые часто и подолгу болеют. В этом случае дети нуждаются в создании особых условий, им требуется пониженная нагрузка, они постоянно находятся под наблюдением врачей. Поэтому таких детей психологи рекомендуют отдавать в детский сад на год позже, с учетом того, что из-за постоянных болезней режим посещения ДОУ все равно не удастся соблюдать.
В процессе привыкания часто болеющие воспитанники сталкиваются с такими проблемами:
Повышение восприимчивости к инфекциям.
Снижение защитных сил организма.
Увеличение уровня эмоциональной лабильности.
Возникновение приступов немотивированной агрессии, повышенной активности или заторможенности.
Прохождение медосмотра перед поступлением в дошкольное учреждение позволяет установить, есть ли у ребенка проблемы со здоровьем, а родителям предоставляет возможность дополнительно посоветоваться со специалистами по поводу адаптации в детском саду.