Инна Шахмуть
Адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольного общеобразовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация ребенка является немаловажным фактором в развитии личности, ее нахождении в обществе. И первым этапом социализации ребенка является его поступление в дошкольное образовательное учреждение. А важным условием данного этапа является адаптация. От того насколько легко и успешно он пройдет, зависит дальнейшее пребывание ребенка в дошкольном учреждении и его адаптация в новых для него условиях – школы.
Темочки:
Адаптацию изучали отечественные и зарубежные исследователи: медики, психологи, педагоги, социологи и прочие представители разных наук. Данная проблема не является новой, но и на современном этапе является актуальной.
Термин «адаптация» происходит от латинского (adapto – приспособляю, на сегодняшний момент в психологии предложены различные определения адаптации, также существует определение социально-психической адаптации личности, рассмотрения данного термина может, рассматривает различные аспекты процессов адаптации – адаптированность личности к определенным социальным ситуациям.
На данный момент существуют два подхода к пониманию сущности «адаптации человека».
Представители первого подхода (А. Таланкин, Г. Хаханьян, Г. Д. Луков, Н. Ф. Феденко, С. Кабели, Л. Ф. Железняк, Я. В. Подоляк) видят, что сущность адаптации заключается в приспособлении организма и личности к воздействию новых раздражительных факторов или же перемены условий деятельности жизни. Данный подход считается обоснованным при оценке биологической, физиологической, психофизиологической и психологической адаптации человека.
Ко второму подходу относятся работы М. П. Будяника. И. К. Кряжева, И. А. Милославова, которые полагают, что в адаптации личности происходит не только приспособление к среде, но и взаимодействие «приспособление». Происходит приспособление индивида себя к миру, отстаивание индивида перед миром своих проявлений, которые уже произошли и которым предстоит произойти.
Понятие адаптации в таких науках, как медицина и физиология, означает процесс приспосабливания. В педагогике адаптация - это приспособление к возникающим изменениям (внешним воздействиям, испытываемым ощущениям и пр.) условий существования. То есть под адаптацией подразумевается процесс вхождения личности в новую для нее самой сферу и приспособление к существующим требованиям. Адаптация считается динамичным процессом, который приводит либо к положительным результатам, либо отрицательным (стресс, напряжение).
Приходя в детский сад, каждый ребенок переживает адаптационный стресс, ведь адаптивные возможности маленьких детей ограничены, поэтому быстрый переход ребенка в новую социальную ситуацию и долгое пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
В настоящее время, по большей части, в силу экономических причин развития общества, все больше детей начинают посещать детский сад с раннего возраста. Данный возраст не говорит о том, что именно тогда происходит самая тяжелая адаптация к условиям детского сада, но определенные трудности именно в этом возрасте возникают и протекают особенно остро.
Рассматривая проблему адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, Л. В. Мокшанцева отмечает, что «у немногих детей адаптация к условиям ДОУ протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения, взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает» [2, с. 62].
Адаптация средней формы характеризуется наиболее значительными и продолжительными (до двух месяцев) изменениями в поведении, возможно заметное ухудшение общего самочувствия, появляются легкие (продолжительностью около недели, без осложнений) болезни.
При тяжелой форме адаптации приспособление ребенка протекает продолжительно (от нескольких месяцев до полугода) и трудно. В таком случае перемена образа жизни нередко в целом приводит к изменениям психо-эмоционального состояния малыша, что проявляется в волнении, напряженности, тревоге либо заторможенности; дошкольник отказывается от приема пищи (потому что у него может быть тошнота, во время отдыха не способен уснуть, хнычет; зачастую и долго болеет (с осложнениями). В некоторых случаях отмечаются стойкие отклонения в поведении, близкие с состоянием нервного срыва. В заключительном случае можно решительно сказать о феномене дезадаптации детей к условиям этого микросоциума.
Практический опыт Л. В. Мокшанцевой и др. исследователей демонстрирует, что тяжелая адаптация малыша к требованиям ДОУ чаще всего вызвана:
- недостатком в семье режима, схожего с режимом детского сада;
- присутствием у детей специфических повадок;
- неспособностью занять себя игрушками;
- недостатком простых навыков культуры и гигиены;
- недостатком умения контактировать с малознакомыми людьми.
По манере поведения при поступлении в дошкольное учреждение Р. Р. Калинина [2] условно разделила детей на три группы:
- Первая группа. Большая часть детей резко негативно и стремительно выражают свою позицию к тому, что происходит: очень громко хнычут, царапают всех, кусаются, щиплют тех, кто находится поблизости. Они, то упрашивают взрослого, чтобы те их взяли на руки, то убегают к двери, со злостью раскидывая игрушки. Устав от своих выходок, ребёнок способен неожиданно уснуть, где бы он не находился, и несмотря на то, в какой позе, чтобы через несколько мгновений с новой силой продолжить вопль вплоть до хрипоты. Ребята данного возраста адаптируются в течение месяца.
- Вторая группа - малочисленная, в которую входят всего 2-3 малыша, которые после разлуки с матерью закрываются в себе, бывают излишне напряжены. У них мало сил, которых хватает лишь на то, чтобы совершить ряд шагов от входа в сторонку и забиться в самом ближнем уголке, отрешившись абсолютно от всего. Адаптация подобных детей продолжается два-три месяца, проходит весьма трудно. Характер и продолжительность адаптационного этапа находится в зависимости от индивидуальных отличительных черт ребёнка.
- В третью группу можно отнести коммуникабельных, компанейских детей. В первый день прибытия в детский сад малыш совершенно никого не боится, здоровается со старшими, смеется и берет в собственные руки инициативу на установление контакта с ними. Вся его внутренняя энергия ориентирована на презентацию себя как индивидуальности.
По истечении определённого времени, которое бывает индивидуальным для каждого, адаптационный период завершается. Первые позитивные сдвиги можно выделить в сфере стабилизации эмоций. Дошкольник стремительно утихает, распрощавшись с матерью, реже плачет на протяжении дня. Затем у малыша пробуждается аппетит, он принимает помощь старшего в период обеда. По истечении определённого времени он перестает плакать при разлуке с отцом и матерью, правильно отвечает на просьбы взрослого. У него возникают позитивные перемены в поведении: пытается обслуживать сам себя, способен начать игру. Это говорит об окончании адаптации. Наиболее заключительным и существенным признаком завершения адаптационного этапа является безмятежный сон малыша, как в дневное, так и в ночное время.
Таким образом, адаптация содержит в себе большое число субъективных реакций, которые находятся в зависимости от психологических, физических и индивидуальных отличительных черт детей, от сформировавшихся семейных взаимоотношений, от состояния самочувствия малыша.
Список литературы
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения посредством художественного слова / И. А. Федякина, М. Ю. Кремнева, И. А. Кипина [и др. ] // Молодой ученый. - 2019. - № 11 (249). - С. 257-260.
2. Бобылева А. Г. Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». – 2017. - № 1 (12).
3. Рогова Е. Е. Понятие «адаптация» в зарубежной и отечественной психологии // Научный альманах. – 2018. - № 12-2(50). - с. 205-207.