МААМ-картинки

Адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольного общеобразовательного учреждения

Инна Шахмуть
Адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольного общеобразовательного учреждения

Социализация ребенка является немаловажным фактором в развитии личности, ее нахождении в обществе. И первым этапом социализации ребенка является его поступление в дошкольное образовательное учреждение. А важным условием данного этапа является адаптация. От того насколько легко и успешно он пройдет, зависит дальнейшее пребывание ребенка в дошкольном учреждении и его адаптация в новых для него условиях – школы.

Публикация «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольного общеобразовательного учреждения» размещена в разделах

Адаптацию изучали отечественные и зарубежные исследователи: медики, психологи, педагоги, социологи и прочие представители разных наук. Данная проблема не является новой, но и на современном этапе является актуальной.

Термин «адаптация» происходит от латинского (adapto – приспособляю, на сегодняшний момент в психологии предложены различные определения адаптации, также существует определение социально-психической адаптации личности, рассмотрения данного термина может, рассматривает различные аспекты процессов адаптации – адаптированность личности к определенным социальным ситуациям.

На данный момент существуют два подхода к пониманию сущности «адаптации человека».

Представители первого подхода (А. Таланкин, Г. Хаханьян, Г. Д. Луков, Н. Ф. Феденко, С. Кабели, Л. Ф. Железняк, Я. В. Подоляк) видят, что сущность адаптации заключается в приспособлении организма и личности к воздействию новых раздражительных факторов или же перемены условий деятельности жизни. Данный подход считается обоснованным при оценке биологической, физиологической, психофизиологической и психологической адаптации человека.

Ко второму подходу относятся работы М. П. Будяника. И. К. Кряжева, И. А. Милославова, которые полагают, что в адаптации личности происходит не только приспособление к среде, но и взаимодействие «приспособление». Происходит приспособление индивида себя к миру, отстаивание индивида перед миром своих проявлений, которые уже произошли и которым предстоит произойти.

Понятие адаптации в таких науках, как медицина и физиология, означает процесс приспосабливания. В педагогике адаптация - это приспособление к возникающим изменениям (внешним воздействиям, испытываемым ощущениям и пр.) условий существования. То есть под адаптацией подразумевается процесс вхождения личности в новую для нее самой сферу и приспособление к существующим требованиям. Адаптация считается динамичным процессом, который приводит либо к положительным результатам, либо отрицательным (стресс, напряжение).

Приходя в детский сад, каждый ребенок переживает адаптационный стресс, ведь адаптивные возможности маленьких детей ограничены, поэтому быстрый переход ребенка в новую социальную ситуацию и долгое пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

В настоящее время, по большей части, в силу экономических причин развития общества, все больше детей начинают посещать детский сад с раннего возраста. Данный возраст не говорит о том, что именно тогда происходит самая тяжелая адаптация к условиям детского сада, но определенные трудности именно в этом возрасте возникают и протекают особенно остро.

Рассматривая проблему адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, Л. В. Мокшанцева отмечает, что «у немногих детей адаптация к условиям ДОУ протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения, взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает» [2, с. 62].

Адаптация средней формы характеризуется наиболее значительными и продолжительными (до двух месяцев) изменениями в поведении, возможно заметное ухудшение общего самочувствия, появляются легкие (продолжительностью около недели, без осложнений) болезни.

При тяжелой форме адаптации приспособление ребенка протекает продолжительно (от нескольких месяцев до полугода) и трудно. В таком случае перемена образа жизни нередко в целом приводит к изменениям психо-эмоционального состояния малыша, что проявляется в волнении, напряженности, тревоге либо заторможенности; дошкольник отказывается от приема пищи (потому что у него может быть тошнота, во время отдыха не способен уснуть, хнычет; зачастую и долго болеет (с осложнениями). В некоторых случаях отмечаются стойкие отклонения в поведении, близкие с состоянием нервного срыва. В заключительном случае можно решительно сказать о феномене дезадаптации детей к условиям этого микросоциума.

Практический опыт Л. В. Мокшанцевой и др. исследователей демонстрирует, что тяжелая адаптация малыша к требованиям ДОУ чаще всего вызвана:

- недостатком в семье режима, схожего с режимом детского сада;

- присутствием у детей специфических повадок;

- неспособностью занять себя игрушками;

- недостатком простых навыков культуры и гигиены;

- недостатком умения контактировать с малознакомыми людьми.

По манере поведения при поступлении в дошкольное учреждение Р. Р. Калинина [2] условно разделила детей на три группы:

- Первая группа. Большая часть детей резко негативно и стремительно выражают свою позицию к тому, что происходит: очень громко хнычут, царапают всех, кусаются, щиплют тех, кто находится поблизости. Они, то упрашивают взрослого, чтобы те их взяли на руки, то убегают к двери, со злостью раскидывая игрушки. Устав от своих выходок, ребёнок способен неожиданно уснуть, где бы он не находился, и несмотря на то, в какой позе, чтобы через несколько мгновений с новой силой продолжить вопль вплоть до хрипоты. Ребята данного возраста адаптируются в течение месяца.

- Вторая группа - малочисленная, в которую входят всего 2-3 малыша, которые после разлуки с матерью закрываются в себе, бывают излишне напряжены. У них мало сил, которых хватает лишь на то, чтобы совершить ряд шагов от входа в сторонку и забиться в самом ближнем уголке, отрешившись абсолютно от всего. Адаптация подобных детей продолжается два-три месяца, проходит весьма трудно. Характер и продолжительность адаптационного этапа находится в зависимости от индивидуальных отличительных черт ребёнка.

- В третью группу можно отнести коммуникабельных, компанейских детей. В первый день прибытия в детский сад малыш совершенно никого не боится, здоровается со старшими, смеется и берет в собственные руки инициативу на установление контакта с ними. Вся его внутренняя энергия ориентирована на презентацию себя как индивидуальности.

По истечении определённого времени, которое бывает индивидуальным для каждого, адаптационный период завершается. Первые позитивные сдвиги можно выделить в сфере стабилизации эмоций. Дошкольник стремительно утихает, распрощавшись с матерью, реже плачет на протяжении дня. Затем у малыша пробуждается аппетит, он принимает помощь старшего в период обеда. По истечении определённого времени он перестает плакать при разлуке с отцом и матерью, правильно отвечает на просьбы взрослого. У него возникают позитивные перемены в поведении: пытается обслуживать сам себя, способен начать игру. Это говорит об окончании адаптации. Наиболее заключительным и существенным признаком завершения адаптационного этапа является безмятежный сон малыша, как в дневное, так и в ночное время.

Таким образом, адаптация содержит в себе большое число субъективных реакций, которые находятся в зависимости от психологических, физических и индивидуальных отличительных черт детей, от сформировавшихся семейных взаимоотношений, от состояния самочувствия малыша.

Список литературы

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения посредством художественного слова / И. А. Федякина, М. Ю. Кремнева, И. А. Кипина [и др. ] // Молодой ученый. - 2019. - № 11 (249). - С. 257-260.

2. Бобылева А. Г. Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». – 2017. - № 1 (12).

3. Рогова Е. Е. Понятие «адаптация» в зарубежной и отечественной психологии // Научный альманах. – 2018. - № 12-2(50). - с. 205-207.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Адаптация ребёнка к условиям детского сада Почти в каждой семье, где родился маленький ребёнок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Главным фактор развитие ребенка это его общение со сверстниками, именно в детском саду он учится общаться, привыкает к коллективу, а также.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ» Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться.

Консультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому садуКонсультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду «Первый раз в детский сад: что происходит с ребенком» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Родительское собрание в 1–2 классах «Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе» Родительское собрание. Учитель: Антинг Валентина Германовна Тема. Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе Цель: информирование.

Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения»Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения» Установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия. 1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольного общеобразовательного учреждения
Опубликовано: 14 сентября 2020 в 11:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД