Елена Николаевна Антипова
Консультация для воспитателей «Адаптация ребенка к условиям дошкольной образовательной организации»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные понятия
Адаптация – приспособление организма к новым условиям.
Эпикризный срок – период в жизни ребенка, за который он приобретает новые навыки.
Социализация – процесс вхождения ребенка в социальную среду через овладение имеющимися социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями и компетенциями.
Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей
– анкетирование родителей: «Давайте познакомимся»;
– день открытых дверей для будущих воспитанников ДОО;
– видеоролики: «Как подготовить малыша к детскому саду в семье»;
– электронная книга для родителей: «С улыбкой в детский сад!»;
– родительская библиотека: подборки книг для родителей по вопросам
адаптации детей к детскому саду, а также книг, в которых
рассказывается детям о детском саде;
– родительские собрания: «Детский сад встречает малышей»;
– педагогическая гостиная: «Готовность семьи и детей к детскому
саду»;
– консультации: «Роль семьи в поддержке эмоционально комфортного
состояния ребенка в адаптационный период» «Режим дня – основа
легкой адаптации к детскому саду»;
– памятки «Как подготовиться к посещению детского сада?», «Про
режим и не только», «Первый день в детском саду»;
– тематические аудиозаписи для родителей (подкасты).
Понятие «адаптация» в современной литературе рассматривается как
приспособление организма к новым для него условиям среды. Для ребенка
детский сад является новым пространством, с новым окружением и новыми
отношениями. Поэтому возникает необходимость адаптации к новой среде и
условиям, новым требованиям и новым людям в окружении.
Выделяют три фазы адаптации:
1. Острая фаза. В среднем эта фаза длится 1 месяц, сопровождается
различными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе,
что приводит к частым простудным заболеваниям, снижению аппетита,
ухудшению сна, задержке в речевом развитии;
2. Подострая фаза. Длится 3-5 месяцев, характеризуется адекватным
поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по
отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно
психического, по сравнению со средним возрастными нормами;
3. Период адаптированности или фаза компенсации.
Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу
учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития,
начинают вести себя спокойнее.
Все дети разные и поэтому адаптация у каждого ребенка в детском саду
проходит по-своему.
Выделяют три степени тяжести прохождения адаптации: легкая,
средняя, тяжелая.
1. Легкая адаптация – в течение 10-15 дней у ребенка нормализуется
поведение, сон, он не отказывается от еды, хорошо общается со сверстниками
и взрослыми, не болеет в течение первого месяца посещения детского сада.
2. Адаптация средней тяжести – есть признаки психического
стресса, ребенок может короткое время терять в весе, заболеваемость до двух
раз сроком не более 5-7 дней, без осложнений.
3. Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев, ребенок очень часто
болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить истощение
организма.
Ученые выделяют еще четвертую степень тяжести прохождения
адаптации: сверхтяжелая адаптация, когда адаптация длится около полугода
и более. В данном случае ребенка лучше совсем не водить в детский сад.
На успешное или неуспешное протекание адаптационного периода могут
влиять состояние здоровья, возраст, темперамент, уровень психического
развития, индивидуальные особенности психики ребенка, опыт уже
имеющейся социальной адаптации, сильная привязанность к одному из членов
семьи (чаще – к маме, стиль детско-родительских отношений.
Тяжелая адаптация к детскому саду у детей чаще всего вызвана
следующими причинами:
отсутствием режимных моментов в семье;
наличием у детей различных привычек (использование соски, питье
из бутылочек и др.);
отсутствием способности занять себя игрой;
недостатком элементарных навыков самообслуживания;
недостатком умения взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми людьми.
Дети в возрасте от 9-10 месяцев и до 2 лет сложнее всего адаптируются к
новым для них условиям, так как у малышей начинают формироваться
привычки и возможности их перестройки еще нет.
После 2 лет процесс адаптации для детей проходит лучше, малыши
начинают хорошо понимать речь взрослого, успокоить ребенка становится
легче, дети в этом возрасте более любознательные и у них уже есть опыт
общения с взрослыми и сверстниками.
Кроме этого, специалисты не рекомендуют начинать посещение детского
сада в эпикризные сроки: 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год
9 месяцев, 2 года 3 месяца, 2 года 6 месяцев, 2 года 9 месяцев, 3 года.
Эпикризный срок – это период в жизни ребенка, за который он
приобретает новые навыки.
Адаптация к детскому саду проходит сложней у детей, которые привыкли
к общению только с родителями и у семьи замкнутый образ жизни. Дети
приветливых и гостеприимных родителей свободно вступают
в общение с педагогом и адаптационный период проходит быстрее. Такие дети
много играют, энергичны, взаимодействуют с детьми и взрослыми.
Многие родители не уделяют достаточного внимания процессам
подготовки ребенка к детскому саду. У детей снижается аппетит, они
беспокойно засыпают и плохо спят, случаются вспышки агрессии, дети много
капризничают и отказываются от общения со сверстниками и взрослыми.
Ребенок испытывает стрессовые переживания при поступлении
в детский сад. Привыкание к новым условиям в основном зависит от того, как
взрослые смогли подготовить ребенка к этому ответственному периоду
в жизни. Выработка единого подхода к воспитанию детей, согласование
действий поможет ребенку адаптироваться к новым условиям образа жизни
менее болезненно.
От правильной подготовки к условиям дошкольной образовательной
организации внутри семьи будет зависеть дальнейшая социализация ребенка.
В детском саду ребенок будет пользоваться лишь тем, что в него вложила
семья. Именно в своей семье ребенок научается всему, приобретает первые
умения и навыки, впитывает соответствующие ценности.
Как правило, родители начинают активно готовить ребенка
к дошкольной образовательной организации примерно за два месяца до того,
как ребенок поступит в детский сад. Главная задача, которая стоит перед
родителями в этот период времени, – сформировать у ребенка те навыки,
которые помогут ему войти в новые для него условия максимально легко.
Для того чтобы адаптация детей раннего возраста прошла успешно,
родителям необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные
особенности ребенка, понимать специфику образовательного процесса
в детском саду, особенности режима, питания.
Важно рекомендовать родителям расширять социальный опыт малыша
задолго до его поступления в детский сад. Вводить тренировочные ситуации,
когда надо отпустить маму, а затем некоторое время подождать ее прихода.
Если малыш будет убежден, что мама всегда возвращается, он научится
спокойно ее ждать. Узнать о режиме в детском саду и постепенно вводить
распорядок дня дома. Сформировать положительное отношение у ребенка
к детскому саду и будущим воспитателям. А также научить ребенка играть
в простые игры с привлечением сверстников.
Рекомендуется заочно познакомить ребенка с детским садом с помощью
фотографий. Можно создать семейную адаптационную группу, в которую
будут зачислять малышей, чьи семьи пожелают максимально облегчить
период адаптации и взаимодействовать с детским садом на протяжении этого
времени.
Во время общения с родителями педагогу в индивидуальных беседах
важно выяснить условия жизни ребенка дома, получить сведения о состоянии
его здоровья, привычках, особенностях характера, режиме, взаимоотношениях
между взрослыми членами семьи.
Также следует рассказать о задачах работы группы, познакомить
с программой воспитания, по которой работает детский сад, познакомить
родителей с сотрудниками дошкольной организации, которые будут работать
с детьми. Рассказать о режиме дня и расписании занятий в группе.
Кроме того, необходимо разъяснить значение режима дня, ритмов сна,
активного бодрствования, прогулок, рассказать о питании в детском саду
и расспросить о пищевых привычках детей, поговорить о формировании
навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков и т. д.
Своевременные и скоординированные действия всех членов семьи будут
способствовать максимально легкой адаптации ребенка к детскому саду.