Получи документы

Консультация для воспитателей «Адаптация ребенка к условиям дошкольной образовательной организации»

Елена Николаевна Антипова
Консультация для воспитателей «Адаптация ребенка к условиям дошкольной образовательной организации»
▼ Скачать + Заказать документы

Основные понятия

Адаптация – приспособление организма к новым условиям.

Эпикризный срок – период в жизни ребенка, за который он приобретает новые навыки.

Социализация – процесс вхождения ребенка в социальную среду через овладение имеющимися социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями и компетенциями.

Рекомендуемые формы и темы просвещения родителей

– анкетирование родителей: «Давайте познакомимся»;

– день открытых дверей для будущих воспитанников ДОО;

– видеоролики: «Как подготовить малыша к детскому саду в семье»;

– электронная книга для родителей: «С улыбкой в детский сад!»;

– родительская библиотека: подборки книг для родителей по вопросам

адаптации детей к детскому саду, а также книг, в которых

рассказывается детям о детском саде;

– родительские собрания: «Детский сад встречает малышей»;

– педагогическая гостиная: «Готовность семьи и детей к детскому

саду»;

– консультации: «Роль семьи в поддержке эмоционально комфортного

состояния ребенка в адаптационный период» «Режим дня – основа

легкой адаптации к детскому саду»;

– памятки «Как подготовиться к посещению детского сада?», «Про

режим и не только», «Первый день в детском саду»;

– тематические аудиозаписи для родителей (подкасты).

Понятие «адаптация» в современной литературе рассматривается как

приспособление организма к новым для него условиям среды. Для ребенка

детский сад является новым пространством, с новым окружением и новыми

отношениями. Поэтому возникает необходимость адаптации к новой среде и

условиям, новым требованиям и новым людям в окружении.

Выделяют три фазы адаптации:

1. Острая фаза. В среднем эта фаза длится 1 месяц, сопровождается

различными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе,

что приводит к частым простудным заболеваниям, снижению аппетита,

ухудшению сна, задержке в речевом развитии;

2. Подострая фаза. Длится 3-5 месяцев, характеризуется адекватным

поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по

отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно

психического, по сравнению со средним возрастными нормами;

3. Период адаптированности или фаза компенсации.

Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу

учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития,

начинают вести себя спокойнее.

Все дети разные и поэтому адаптация у каждого ребенка в детском саду

проходит по-своему.

Выделяют три степени тяжести прохождения адаптации: легкая,

средняя, тяжелая.

1. Легкая адаптация – в течение 10-15 дней у ребенка нормализуется

поведение, сон, он не отказывается от еды, хорошо общается со сверстниками

и взрослыми, не болеет в течение первого месяца посещения детского сада.

2. Адаптация средней тяжести – есть признаки психического

стресса, ребенок может короткое время терять в весе, заболеваемость до двух

раз сроком не более 5-7 дней, без осложнений.

3. Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев, ребенок очень часто

болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить истощение

организма.

Ученые выделяют еще четвертую степень тяжести прохождения

адаптации: сверхтяжелая адаптация, когда адаптация длится около полугода

и более. В данном случае ребенка лучше совсем не водить в детский сад.

На успешное или неуспешное протекание адаптационного периода могут

влиять состояние здоровья, возраст, темперамент, уровень психического

развития, индивидуальные особенности психики ребенка, опыт уже

имеющейся социальной адаптации, сильная привязанность к одному из членов

семьи (чаще – к маме, стиль детско-родительских отношений.

Тяжелая адаптация к детскому саду у детей чаще всего вызвана

следующими причинами:

отсутствием режимных моментов в семье;

наличием у детей различных привычек (использование соски, питье

из бутылочек и др.);

отсутствием способности занять себя игрой;

недостатком элементарных навыков самообслуживания;

недостатком умения взаимодействовать со сверстниками и

взрослыми людьми.

Дети в возрасте от 9-10 месяцев и до 2 лет сложнее всего адаптируются к

новым для них условиям, так как у малышей начинают формироваться

привычки и возможности их перестройки еще нет.

После 2 лет процесс адаптации для детей проходит лучше, малыши

начинают хорошо понимать речь взрослого, успокоить ребенка становится

легче, дети в этом возрасте более любознательные и у них уже есть опыт

общения с взрослыми и сверстниками.

Кроме этого, специалисты не рекомендуют начинать посещение детского

сада в эпикризные сроки: 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год

9 месяцев, 2 года 3 месяца, 2 года 6 месяцев, 2 года 9 месяцев, 3 года.

Эпикризный срок – это период в жизни ребенка, за который он

приобретает новые навыки.

Адаптация к детскому саду проходит сложней у детей, которые привыкли

к общению только с родителями и у семьи замкнутый образ жизни. Дети

приветливых и гостеприимных родителей свободно вступают

в общение с педагогом и адаптационный период проходит быстрее. Такие дети

много играют, энергичны, взаимодействуют с детьми и взрослыми.

Многие родители не уделяют достаточного внимания процессам

подготовки ребенка к детскому саду. У детей снижается аппетит, они

беспокойно засыпают и плохо спят, случаются вспышки агрессии, дети много

капризничают и отказываются от общения со сверстниками и взрослыми.

Ребенок испытывает стрессовые переживания при поступлении

в детский сад. Привыкание к новым условиям в основном зависит от того, как

взрослые смогли подготовить ребенка к этому ответственному периоду

в жизни. Выработка единого подхода к воспитанию детей, согласование

действий поможет ребенку адаптироваться к новым условиям образа жизни

менее болезненно.

От правильной подготовки к условиям дошкольной образовательной

организации внутри семьи будет зависеть дальнейшая социализация ребенка.

В детском саду ребенок будет пользоваться лишь тем, что в него вложила

семья. Именно в своей семье ребенок научается всему, приобретает первые

умения и навыки, впитывает соответствующие ценности.

Как правило, родители начинают активно готовить ребенка

к дошкольной образовательной организации примерно за два месяца до того,

как ребенок поступит в детский сад. Главная задача, которая стоит перед

родителями в этот период времени, – сформировать у ребенка те навыки,

которые помогут ему войти в новые для него условия максимально легко.

Для того чтобы адаптация детей раннего возраста прошла успешно,

родителям необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные

особенности ребенка, понимать специфику образовательного процесса

в детском саду, особенности режима, питания.

Важно рекомендовать родителям расширять социальный опыт малыша

задолго до его поступления в детский сад. Вводить тренировочные ситуации,

когда надо отпустить маму, а затем некоторое время подождать ее прихода.

Если малыш будет убежден, что мама всегда возвращается, он научится

спокойно ее ждать. Узнать о режиме в детском саду и постепенно вводить

распорядок дня дома. Сформировать положительное отношение у ребенка

к детскому саду и будущим воспитателям. А также научить ребенка играть

в простые игры с привлечением сверстников.

Рекомендуется заочно познакомить ребенка с детским садом с помощью

фотографий. Можно создать семейную адаптационную группу, в которую

будут зачислять малышей, чьи семьи пожелают максимально облегчить

период адаптации и взаимодействовать с детским садом на протяжении этого

времени.

Во время общения с родителями педагогу в индивидуальных беседах

важно выяснить условия жизни ребенка дома, получить сведения о состоянии

его здоровья, привычках, особенностях характера, режиме, взаимоотношениях

между взрослыми членами семьи.

Также следует рассказать о задачах работы группы, познакомить

с программой воспитания, по которой работает детский сад, познакомить

родителей с сотрудниками дошкольной организации, которые будут работать

с детьми. Рассказать о режиме дня и расписании занятий в группе.

Кроме того, необходимо разъяснить значение режима дня, ритмов сна,

активного бодрствования, прогулок, рассказать о питании в детском саду

и расспросить о пищевых привычках детей, поговорить о формировании

навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков и т. д.

Своевременные и скоординированные действия всех членов семьи будут

способствовать максимально легкой адаптации ребенка к детскому саду.

Публикации по теме:

Конспект педагогического совета «Высоко в дошкольной образовательной организации» Конспект педагогического совета по ВСОКО в ДОО Проведите педагогический совет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации». по готовому.

Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Адаптация ребёнка к условиям детского сада Почти в каждой семье, где родился маленький ребёнок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Главным фактор развитие ребенка это его общение со сверстниками, именно в детском саду он учится общаться, привыкает к коллективу, а также.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Адаптация ребенка к условиям дошкольной образовательной организации»
Опубликовано: 9 января 2025 в 21:34
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Адаптация ребенка к условиям дошкольной образовательной организации»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаевна Антипова (УИ 3253016) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 января 2025 суббота
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД