Татьяна Гункина
Адаптация молодого специалиста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация молодого специалиста – это не только приспособление к новым условиям жизнедеятельности, но и активное усвоение норм профессионального общения, трудовой дисциплины, процесс вхождения в новую для него социальную среду. Молодой специалист вынужден мобилизовать волю, энергию, уметь управлять эмоциями, проявлять определённый уровень активности в деятельности по преодолению адаптационных трудностей.
Публикация «Адаптация молодого специалиста в ДОУ» размещена в разделах
Психологическая адаптация определяется рядом составляющих: общим уровнем психического развития, личностными особенностями и системой отношений, характером и содержанием психологических проблем, позицией личности по отношению к ним.
Для успешного приспособления молодых специалистов ДОУ к новым к условиям труда им необходима постоянная поддержка, методическая и психологическая помощь, которая бы противодействовала психологической дезадаптации молодых специалистов ДОУ. Основная задача поддержки должна включать в себя раскрытие личностного потенциала и его вхождение в профессию. Для этого необходимо организовывать эффективнее психологическое сопровождение молодых специалистов, направленное на полноценное развитие личности и её самореализации.
Среди видов психологической деятельности выделяют: психологическое просвещение, диагностика, консультирование, просвещение, коррекция.
В нашем ДОУ комбинированного вида №5 Звоночек 12 молодых специалистов. На первом этапе проводилось анкетирование целью которого, было ознакомление и выявление факторов препятствующих успешной адаптации.
При проведении теста для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости были получены результаты.
Больше половины молодых специалистов 8 человек имеют нормальную стрессоустойчивость, у них сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать, "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности. У 4 молодых педагогов недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.
Полученные данные помогли определиться с комплексом консультационных и коррекционно-развивающих занятий, что способствуют саморегуляции эмоционального состояния и актуализации личностных возможностей.
Были разработаны рекомендации для молодых специалистов, для поддержки и становления его полноценным субъектом своей деятельности.
Так же рекомендации для старшего воспитателя для успешной работы с педагогами, что обеспечивает поддержку и благоприятный психологический климат в коллективе.
Одной из форм просвещения молодых специалистов было взаимопосещение ими опытных воспитателей для развития индивидуально-личностного потенциала. Для оценки эффективности их работы было проведено тестирование, что показало результаты:
"А" – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Преимущество Вашей работы в качестве наставника заключается в том, что Вы ориентированы на когнитивную практику работы с молодыми специалистами, т. е. способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание дидактического, "поучающего" стиля взаимодействия. Постарайтесь быть демократичнее!
"Б" – у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы ориентированы на эмотивную и креативную практику работы с ними, т. е. способны оказать психологическую поддержка и продемонстрировать весь педагогический потенциал Вашего подопечного. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание излишне демократического и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному может понадобиться и четкая инструкция для ориентирования в сложных педагогических ситуациях.
"В" – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы можете научить их усматривать педагогическую проблему в разных ее проявлениях и упрощать ее (в сложных ситуациях выделять 1–2 ключевые составляющие проблемы, а также объединять свои усилия с другими специалистами ДОУ и родителями детей для достижения оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать формирование у него представлений о Вас как об идеальном педагоге, уровня которого достичь просто невозможно. Постарайтесь с присущим Вам чувством юмора объяснить, что Вы начинали точно так же.
Следующим этапом психолого-педагогического сопровождение молодого специалиста стала разработка психологического тренинга:
Цикл из 4-х встреч, периодичность — 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 1 час, группа педагогов - 10 человек.
Общие цели и задачи занятий:
• установление доверительных отношений;
• создание чувства уверенности и позитивного настроя;
• снижение эмоциональной напряженности и раскрытие творческого потенциала педагогов;
• развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях;
• создание представления о психотренинге как о возможности внутренней гармонизации личности.
Проведена одна встреча, где наблюдается повышение активности и хорошего эмоционального состояния.
Разработаны ряд консультаций на следующие темы:
1. Влияние стресс-факторов на профессиональное здоровье педагога.
2. «Деятельность воспитателя в период адаптации детей к детскому саду».
Для полноценной реализации профессионально-психологического потенциала личности необходимо изучение структуры темперамента, диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. В. М. Русалов (ОСТ, где на очередной встечи мы пройдём тест, где каждый молодой специалист получит результаты и индивидуальные консультации.
Специфика деятельности по психологическому сопровождению молодых специалистов на ранних этапах вхождения их в профессиональную деятельность заключается в работе над формированием позитивной установки на преодоление трудностей, развитие чувства востребованности и социальной защищённости, освоение им основ саморегуляции в профессиональной деятельности.
Профессия воспитатель предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовольствие от своей работы, обладает высоким уровнем активности, работоспособности. Психолого-педагогическое сопровождение помогает продвижению в области профессии, успешной адаптации в ДОУ в направлении профессионального самосовершенствования.