МААМ-картинки

Адаптация к школе

Татьяна Петракович
Адаптация к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Адаптация к школе

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация : динамика и трудности

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Напряженность этого периода связана, прежде всего, с тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов.

Публикация «Адаптация к школе» размещена в разделах

Адаптация рассматривается большинством авторов как процесс активного приспособления индивида к условиям среды и как результат этого процесса.

Выделяют три основные формы адаптации к внешней среде

поиск среды, которая наиболее благоприятна для жизни и реализации значимых потребностей (поиск среды по себе);

изменения, которые субъект совершает для приведения среды в соответствие со своими потребностями (изменение среды под себя);

внутренние психологические изменения, с помощью которых он приспосабливается к среде (изменение себя под среду).

Адаптацию связывают с периодами кардинальной смены деятельности субъекта и его социального окружения. В качестве объективного адаптации обычно выделяют продуктивность в соответствующей деятельности, в качестве субъективного критерия рассматривают эмоциональное самочувствие индивида, переживание субъектом состояния равновесия или тревоги. В концепции А. В. Петровского адаптация рассматривается как момент становления личности индивида, фаза в ее развитии, в ходе которой происходят усвоение действующих норм (нравственных, учебных и т. д.) и овладение приемами и средствами деятельности; прохождение этой фазы в значительной степени определяет характер дальнейшего личностного развития индивида. Успешное прохождение фазы адаптации позволяет индивиду осуществлять индивидуализацию в группе принадлежности и быть в ней интегрированным, обеспечивая ее развитие и, тем самым, свое развитие в ней как личности.

В психолого-педагогических исследованиях (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, А. В. Запорожец, С. В. Феоктистова и др.) адаптация рассматривается в неразрывном единстве с процессами психического развития и личностного становления школьников, с процессами обучения, воспитания и социализации в различные возрастные периоды.

Адаптационный процесс изучается на различных уровнях его протекания: на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, базовых психических функций, психофизиологической регуляции, физиологических механизмов обеспечения деятельности, функционального резерва организма, здоровья. По мнению специалистов в данной области, определить границу между социальной и психической адаптацией довольно проблематично, так как потребности, являющиеся одним из ключевых понятий психической адаптации, могут быть как социально обусловленными, так и врожденными. Любой вид социальной адаптации (учебная, профессиональная, бытовая) включает социально-психологический аспект, так как социальная среда с точки зрения структуры подразделяется на предметную и личностную.

На первых этапах адаптации мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и произвольная регуляция деятельности еще недостаточно развиты – они постепенно формируются в процессе самой учебной деятельности. Ценность учения ради знания, потребность постижения нового не ради оценки или избегания наказания (к сожалению, на практике чаще всего формируются именно эти "ради") должны быть основой учебной деятельности. "Эта потребность возникает у ребенка в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих учебных задач", – считал В. В. Давыдов. Он убедительно доказал, что учебная деятельность "содержит в своем единстве много аспектов, в том числе социальный, логический, педагогический, психологический, физиологический и др. ", а значит, и механизмы готовности и адаптации ребенка к школе имеют то же многообразие аспектов.

Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин считали, что школьная адаптация определяется готовностью ребенка к изменению своего социального положения и что процесс адаптации подчиняется особым психическим закономерностям. Каждый ребенок сам меняет социально-психологическую ситуацию, создает свою личностную микросреду, т. е. адаптация представляет собой процесс активного приспособления, результатом которого является адаптированность.

В ходе адаптации, как отмечают многие авторы, происходит такое взаимодействие человека и среды, при котором эффективность этого процесса и его конечный результат прямо зависят от способности человека к осуществлению целенаправленной деятельности, в которой происходят порождение и видоизменение психического образа среды (и самого субъекта в этой среде, становление новых потребностей, установок, эмоций, целей, мотивов, приобретение личностного смысла, использование схем ориентировки из прошлого опыта и создание новых схем, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование адекватного потребностям и мотивам субъекта поведения.

Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися и учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Адаптация детей с РАС к ДОУ Ранний детский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка.

Адаптация детей в 1 классе В работе рассмотрены вопросы адаптации детей в первом классе. Проведена диагностика адаптации ребенка, даны рекомендации педагога - психолога.

Адаптация учащихся 1 класса к школе Адаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе.

Консультация для родителей «Адаптация первоклассников» Уважаемые родители первоклассников! Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте МОУ СОШ № 51! Первый год обучения в школе – это своего рода.

Консультация «Адаптация в детском саду»Консультация «Адаптация в детском саду» Адаптация в детском саду. Ваш ребёнок собирается в детскии сад. Нужно подготовить его за благовременно что бы ему было легче адаптироваться.

Фотоотчет «Адаптация моих малышей»Фотоотчет «Адаптация моих малышей» Адаптация к детскому саду тяжелое время для каждого ребенка, это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму. к новым.

Проект «Успешная адаптация» Проект педагогической деятельности по адаптации детей I группы раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Успешная адаптация».

Родительское собрание в 1–2 классах «Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе» Родительское собрание. Учитель: Антинг Валентина Германовна Тема. Адаптация ребёнка к условиям систематического обучения в школе Цель: информирование.

Адаптация детей в детском саду I. Актуальность проблемы адаптации. Дети - очаровательные существа. Наблюдать за ними одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация к школе
Опубликовано: 5 марта 2024 в 06:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация к школе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Петракович (УИ 339734) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД