Лучший педагог года

Адаптация к ДОУ

Юлия Князева
Адаптация к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация –лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях : физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Публикация «Адаптация к ДОУ» размещена в разделах

Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальный период адаптации, который может затянуться и перейти в дезадаптацию, что приведет к нарушению здоровья, поведения, психики ребенка.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.

Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду :

1. Легкая адаптация : -временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); -аппетита (норма по истечении 10 дней); -неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней; -характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; - функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

2. Средняя адаптация : все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация : около полугода и более.

Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок. Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой.

По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет :

– в яслях — 7-10 дней,

– в детском саду в 3 года — 2-3 недели,

– в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т. е., каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко — у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года, тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы — в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.

Итак, факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.

1. Возраст.

2. Состояние здоровья.

3. Уровень развития.

4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.. 5. Сформированность предметной и игровой деятельности.

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ.

1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

2. Наличие у ребенка своеобразных привычек.. 3. Неумение занять себя игрушкой.

4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.. 5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ «Отчет по летне-оздоровительной работе в детском саду» Выполнила: воспитатель Власова. С. А Во время летней работы я работала над проектом.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Уважаемые коллеги! 1 СЛАЙД Я, Антонова Евгения Александровна представляю Вашему вниманию проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Семинар-практикум для воспитателей. «Адаптация ребенка раннего возраста к ДОУ». Цель: Содействовать воспитателям в эффективности методов.

Родительское собрание «Адаптация детей в ДОУ» Методическая разработка в первой ясельной группе на тему: Родительское собрание «Адаптация детей в ДОУ». Подготовила: Майстренко.

Консультация для родителей «Адаптация детей к ДОУ» Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста - профессор Н. М. Аскарина, говоря о данной проблеме, часто приводит один.

Мастер-класс «Адаптация в ДОУ»Мастер-класс «Адаптация в ДОУ» Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, – это творение будущего и взгляд в будущее. Сухомлинский Василий Александрович.

Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Введение Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное.

Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ»Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ» Тема «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ» является актуальной, так как период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. Проблема.

Опыт работы на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» ОПЫТ РАБОТЫ на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воспитатель: Третьякова Ольга Ивановна вторая квалификационная.

Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Цели проекта: создание условий для снижения периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ через совместную специально организованную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация к ДОУ
Опубликовано: 26 марта 2017 в 18:54
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация к ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Князева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД