Светлана Шевченко
Мастер-класс «Адаптация в ДОУ»
Каждое мгновение той работы,
которая называется воспитанием,
– это творение будущего и взгляд в будущее.
Сухомлинский Василий Александрович
Тема моего мастер класса «Адаптация в ДОУ». Мы уже не раз говорили об адаптации детей к ДОУ. Сегодня я решила затронуть вопрос адаптации их родителей. Эта тема была, и с каждым годом становится всё более актуальной. Ведь не секрет, что период привыкания ребёнка к дошкольному учреждению касается не только самого малыша, но и непосредственно всех его родных. И от того, насколько грамотно мы с вами подойдём к решению всех сопутствующих вопросов, будет зависеть срок периода адаптации и количество потраченных нервных клеток. Причём как детей и их родителей, так и наших с вами.
Публикация «Мастер-класс „Адаптация в ДОУ“» размещена в разделах
Работа с родителями – это кропотливый труд. Мы, воспитатели, для многих малышей становимся такими же значимыми взрослыми, как мама и папа. А вот отношения между родителями и воспитателями часто складываются не лучшим образом – родители не доверяют нам, а мы педагоги не понимаем и обижаемся на родителей.
Давайте на мгновение представим себе наше рабочее утро:
«Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят нам: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются, плачут и радуются, ссорятся и дружат, а вечером приходят родители и уводят ребятишек домой, сказав нам с вами стандартное: «До свидания!». Зачастую родители не общаются с воспитателем, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живёт ребёнок, что его интересует, радует, огорчает. Согласитесь, картина получилась не очень радостная. И очень хочется сказать, что такое просто невозможно.
Увы, но сейчас это встречается всё чаще. Многих родителей интересует лишь одно, как спал и ел ребёнок, и ещё чистая ли у него одежда. А если возникают проблемы, они во всём винят воспитателей и детский сад, не желая искать настоящую причину данной проблемы.
Общение воспитателя и родителя будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах. А эта неизменная тема – дети. Безусловно, ведущая роль в организации общения принадлежит нам воспитателям. Мы, педагоги, должны обладать коммуникативными умениями, профессионализмом и заинтересованностью в успешном развитии ребёнка, должны показать родителям, что являемся их единомышленниками.
В настоящее время нужно учитывать современный подход в работе с родителями, об этом говорится и в Федеральном государственном образовательном стандарте. Главная наша задача на сегодня – это в первую очередь обучить родителей самостоятельному решению жизненных задач, связанных с воспитанием ребёнка. Ведь …
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Выполнение данной задачи требует от нас, педагогов, определенных усилий.
В своей работе я использую различные методы и формы общения с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные, суть которых – обогатить родителей педагогическими знаниями, помочь им и ребёнку адаптироваться в детском саду.
Большой популярностью у родителей моей группы пользуются нетрадиционные формы общения. Это родительский клуб «Здоровая семья», дни открытых дверей, общение посредством Интернет-сайта, мини-тренинги, подготовка и проведение различных праздников, досугов, проектов, родительские гостиные. Например, «Новоселье – первый раз в детский сад» - это уже стало традицией в нашем д/саду, мы приглашаем родителей на новоселье, где они получают возможность, поближе познакомится не только с воспитателями, но и друг с другом, с детьми. Общения происходит легко и непосредственно: подарки, весёлые игры, договор родителей о поэтапном приходе детей в группу. Это первый этап адаптации детей и родителей к жизни детского сада.
Я уже говорила, что детский период адаптации часто бывает короче, чем родительский. И эти мои слова основаны на многолетнем опыте работы.
Вот уже почти 25 лет я ищу такие методы и формы работы с родителями, которые помогли бы им легко и быстро адаптироваться к детскому саду, а мне наладить с ними тесный контакт. Некоторыми из них я хочу с вами сегодня поделиться.
Зачастую нам с родителями не хватает времени для индивидуальных бесед, чтобы вникнуть в их проблемы воспитания ребёнка в семье, к тому же не каждый родитель идёт на такие откровенные беседы, вот тогда, то мне на помощь и приходят такие формы работы, как «родительская почта», анкетирование и игры-тесты. Их заполнение не занимает много времени, т. к. раздаю анкеты я на родительском собрании и походу общения с родителями, как бы между прочим они их заполняют. А вот потом уже предстоит серьёзная работа для меня, ведь надо проанализировать анкеты или тесты и сделать выводы, найти индивидуальный подход к каждому родителю через его ребёнка (свой индивидуальный маршрут).
Предлагаю вам образцы анкет, помогающих мне в работе.
1. Первичная анкета для родителей «Давайте познакомимся» (очень полезна для знакомства с семьёй ребёнка и с самим ребёнком, а также даёт возможность родителям лишний раз вспомнить, что любит ребёнок и с кем он этим занимается и вообще немного задуматься о своей семье)
2. Анкета для родителей "Особенности общения родителей и детей в семье" (позволяет воспитателю узнать особенности общения родителей и детей в каждой семье)
3. *Анкета для родителей «Как вы относитесь к своему ребёнку» (даёт возможность родителям задуматься о своём отношении к ребёнку)
4. Тест на выявление отношения родителей к воспитателю и детскому саду «Курочка и цыплята» (результаты тестирования позволяют:
- выявить отношение родителей к воспитателю и к детскому саду, а также к ребёнку;
- выработать систему действий, направленных на укрепление детско-родительских отношений).
Этот тест может проводится раз в год, он помогает планировать работу с родителями.
5. *Анкета для родителей «Воспитание детей» (результат анкетирования позволяет родителям узнать правильных ли принципов воспитания они придерживаются).
6. *Тест – игра: «Какой Вы родитель?»
7. *Тест-игра: «Семейное дерево» (даёт возможность родителям увидеть, как выстраиваются отношения в семье, в том числе родителей и детей).
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Тест-игра: «Семейное дерево»
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай сделать – и я пойму.
Китайская притча.
Цель: Выстраивание отношений в семье, в том числе родителей и детей.
Задачи:
- развитие понимания взаимоотношений родителей и детей и личностных особенностей каждого члена семьи;
- осознание собственного эмоционального состояния и влияния этого состояния на ребёнка;
- осознание восприятия окружающих людей и умения выстраивать адекватные отношения внутри семьи.
Форма проведения: психологический тест-игра
Предварительная работа: аппликация с детьми «Семейное дерево»
Материал: цветные «заготовки», цветная бумага, ножницы, клей, ручки и бумага на каждого участника, диск CD с записью звуков леса и спокойной мелодии.
Ход проведения:
1. Введение.
Уважаемые родители! Любому человеку в жизни приходится осваивать различные пространства и узнавать много нового. Сегодня на собрании мы тоже попробуем познать с Вами то, что кажется нам очень близким и знакомым. Предлагаю вам поиграть и выполнить тест-игру «Семейное дерево». Это упражнение поможет вам осознать своё эмоциональное восприятие окружающих людей, в том числе и ваших собственных детей, позволит наладить с ними адекватные отношения.
(Звучит спокойная музыка.)
Перед вами листы бумаги с наклеенными деревьями – это наш сказочный сад. Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь и представьте себе тёплое утро, мы с вами идём по волшебному саду – щебечут птички, дует лёгкий ветерок, светит солнышко, на деревьях уже появились первые листочки, а на некоторых из них распускаются прекрасные цветы. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковые. Но вот проходит одна, две, три минуты, и мы уже замечаем, что один из цветов больше остальных, а какой-то ярче, чем другие. Отличаются они и по размеру, и по цвету, и по запаху. А ведь, человека тоже можно сравнить с цветком, не зря же называют детей цветами жизни.
На первый взгляд, у нас много общего, но, если приглядеться пристальней, каждый человек неповторим. У каждого есть свой мир, в котором он живёт, свой дом, своё древо жизни.
Давайте продолжим вглядываться в окружающий нас сад. Найдите в нём своё дерево и подойдите к нему. Теперь найдите на этом дереве свой цветок. Подойдите к нему поближе и рассмотрите: он больше других цветов, меньше или такой же как все? Какого цвета ваш цветок? Какой у него аромат: нежно-сладковатый или резкий с горчинкой? А теперь возьмите и положите его к себе на ладонь. Он чудесен, не правда ли? Пошлите ему своё тепло, нежность и шепните: «Ты прекрасен!».
Отпустите его обратно на дерево, в нашем саду это возможно, ведь он волшебный. Теперь проследите его путь, а когда он займёт своё место, улыбнитесь ему, чтобы он знал: вы всегда рядом.
2. Выполнение практического задания тренинга.
Теперь посмотрите на свой лист бумаги с деревом – это «кусочек» волшебного сада, а весь этот сад ничто иное, как окружающий нас мир. Пока на вашем дереве нет ни одного цветочка, только листики. Вы каждый сейчас создадите своё «Семейное дерево».
На нём будет столько цветов, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки цветочков разного цвета и размера, если они чем-то не устраивают вас – вы можете вырезать свои цветы любого цвета, любого размера. Приклейте их на своё дерево. Это и будет ваше собственное «Семейное дерево».
Найдите среди всех цветов тот, который больше всего вас привлекает. Подпишите его – «Я». Теперь найдите цветочек для своего малыша. Подпишите его тоже. Определите цветок вашей второй половинки, напишите его или её имя. Всем оставшимся цветам дайте имена своих родных и близких, всех тех, кто вас окружает. На вашем дереве не должно быть ни одного безымянного цветка!
3. Пояснительная часть.
С точки зрения психологии, вы создали свой собственный мир, в котором живёте и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось.
1. Посмотрите где находится цветок «Я»: в центре кроны дерева, вверху, внизу или сбоку. Обратите внимание и на его размер. Если он самый большой и находится в центре кроны дерева или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваш цветочек маленький, и вы его поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с окружающими? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?
2. Цвет цветка рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии вами окружающих людей.
3. А теперь выясните, где находится цветочек вашего малыша. Какого он размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребёнка: значимая ли он фигура в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете его на эмоциональном уровне? Цветочек вашего малыша находится рядом с вами или где-то далеко? А может, ваш и его цветок расположены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чём это может свидетельствовать. Если же цветочек вашего ребёнка находится далеко от вас, то чьи цветы его окружают? Как эти люди влияют на вашего ребёнка?
Таким же образом проанализируйте местонахождение цветка вашей второй половинки (мужа или жены). Если он находится рядом с вашим цветком и цветком вашего ребёнка, значит, всё в порядке. А если нет? Какую роль играет ваша вторая половинка в семье? Не думаете ли вы, что он (она) отстранился (лась) от выполнения своих обязанностей? Достаточно ли времени он (она) проводит с семьёй?
4. Рассмотрите все цветы на своём дереве. Обратите внимание на цветы чёрного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались»? Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?
4. Сравнение выполненных работ родителей с работами детей.
Сейчас, мы с вами не можем сравнить ваши работы с работами ваших
детей, это вы сможете сделать дома. Проведите с вашими домашними эту тест-игру, а затем сравните её результаты. Надеюсь это поможет вам понять и попробовать правильно выстроить отношения в своей семье.
Конечно, результаты тестирования и психологического упражнения-игры нельзя воспринимать как истинное положение вещей. Я только призываю вас, уважаемые родители, задуматься над тем, не потерялось ли в повседневной суете ваше главное предназначение – материнство и отцовство. И решать это только вам самим!
Психологами доказано, что любовь, забота, ласка – это основные жизненные потребности ребёнка. Известный семейные психотерапевты рекомендуют обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день не только ребёнку, но и взрослому.
Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие нормального психического развития детей. Если они не получают знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения.
4. Рефлексия.
Закончите пожалуйста фразу: «После этой тест-игры, я …».
5. Тест «Курочка и цыплята»
В конце собрания (один или два раза в год) мне хотелось бы попросить вас выполнить ещё одно задание. Давайте поиграем с вами в коллективную аппликацию.
«Представьте, что курочка – это я, воспитатель ваших детей.
А цыплята – это мои воспитанники, ваши детки.
Ваша задача подумать, а затем посадить своего сыночка или дочку-цыплёнка по отношению к курочке туда, где вы считаете, что ему будет комфортно и удобно.» Так обычно я говорю родителям.
Но вас я попрошу представить другое:
«Представьте, что курочка – это я, воспитатель Шевченко С. В.
А цыплята – это вы участники моего мастер класса.
Ваша задача подумать, а затем посадить своего цыплёнка по отношению к курочке туда, где вы считаете, что ему будет комфортно и удобно.»
(Анкетирование родителей на собрании)
Этот тест был сейчас моим маленьким экспериментом. С родителями я провожу его для того, чтобы выявить отношение родителей к воспитателю и к детскому саду. Провести анализ эмоционального состояния ребёнка в группе сверстников. Определить особенности детско-родительских отношений. Он помогает мне планировать работу с родителями.
Сейчас же, проведя его с вами, я попробовала узнать ваше отношение ко мне после проведённого мастер класса. Результаты (огласить и обсудить)
Уважаемые коллеги, желаю Вам успеха в выстраивании добрых отношений с родителями ваших воспитанников. А самое главное – любите и берегите своих родных и близких! Спасибо за внимание!
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
В своей работе я использую все формы:
- коллективные: родительские собрания, групповые консультации, конференции, «круглые столы»;
- индивидуальные формы: педагогические беседы с родителями, тематические консультации.
Главное назначение бесед и консультаций – это уверенность родителей в том, что в детском саду они могут получить поддержку, помощь, совет. Использую я и «заочные» консультации – «родительская почта» или анонимное анкетирование. Читая родительскую почту, я подготавливаю полный ответ на волнующий родителей вопрос и освещаю его на собрании или в «заочной» консультации. Такая форма консультации позволяет родителям задать вопросы, о которых они не желают говорить вслух.
Используя наглядно-информационные методы, я знакомлю родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей. К ним относятся записи бесед с детьми, фрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий, фотографии, выставки детских работ, стенды, папки-передвижки.