Аноним
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивную группу.
▼ Скачать + Заказать документы
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивную группу.
Воспитатель ГБОУ детский сад №544. СЗАО города Москвы
Ханвердиева И. Р.
Детский сад №1339(№544) находится на территории СЗАО города Москвы в районе Строгино. На основании утверждённого в апреле 2010 года закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в городе Москве» была создана инклюзивная группа, где наряду с нормально развивающимися сверстниками, есть дети с ОВЗ: с гиперактивностью, эпилепсией, задержкой психоречевого развития (ЗПР, детским церебральным параличом (ДЦП). Среди детей с ОВЗ особое внимание заслуживает ребенок с ДЦП (П. А). Для безопасного пребывания такого ребенка в детском саду было приобретено специальное оборудование (ходунки, санитарное приспособление, а также прикреплен сопровождающий (тьютор) постоянное присутствие которого необходимо для такого воспитанника. Помимо этого важными задачами было социализировать ребенка с ДЦП в группе, создав для всех детей благоприятную обстановку, и дать необходимые знания в процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД). Первое время ребенок посещал ДОУ №1339 (№544) до обеда, приучался к режиму детского сада. Но впоследствии стал оставаться на сон. В тихий час ребенок засыпал без криков и слез.
Публикация «Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивную группу,» размещена в разделах
Что касается коммуникации, то в начале года дошкольник (П. А) с ДЦП в процессе непосредственной игровой деятельности, на прогулке практически не общался с детьми и взрослыми с опаской смотрел на них. Позже благодаря стараниям и педагогической компетентности тьютора, с которым ребенок проводил большую часть времени, воспитанник стал приобщаться к коллективу, все больше раскрывался. Воспитатели инклюзивной группы стали отмечать большую активность ребенка в процессе НОД, где П. А. проявлял инициативу при ответах на поставленные вопросы.
В работе НОД с детьми с ОВЗ акцент ставился на овладение основными понятиями мыслительной деятельности, такими как общий, отличительный. Также шло развитие крупной и мелкой моторики (ручной умелости,
-дозирование мышечного усилия,
-формирование зрительного восприятия (основных фигур, цвета, величины.)
-развитие тактильно-двигательного восприятия (узнавание предметов на ощупь)
-восприятие времени, длительности, последовательности событий.
Также проводится групповое НОД с учетом разного уровня мыслительной деятельности, учитывая их возможности. Таким образом, используется принцип индивидуального подхода. Для проведения индивидуальных работ создана специально организационная предметно-пространственная, развивающая среда (игровая, на основе свободного доступа к предметам.
Также большую роль в инклюзивной группе выполняют специалисты, разработавшие совместно с остальными участниками инклюзивного подхода (медсестра, инструктор по лечебной физической культуре, массажист, воспитатель и тьютор инклюзивной группы) комплексную индивидуальную образовательную программу для каждого ребенка с ОВЗ. Такая совместная деятельность влияет на положительную динамику развития всех сторон личности воспитанников, и помогает им ощутить себя обычными детьми в социуме.