Анна Бушмелева
Адаптация детей раннего возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ – это достаточно тяжелый и
тревожный в большинстве случаев процесс, который изменяет обычный ритм жизни
родителей. Они чувствуют себя очень тревожно, поскольку привыкли, что их дети
находятся всегда под их контролем. Те, в свою очередь, также переживают стресс,
поскольку дома они привыкли к одному распорядку, способу кормления, режиму сна. И в
один момент все это изменяется: родителей не видно полдня, еда совершенно другая
режим иной
Публикация «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ» размещена в разделах
От способностей ребенка к адаптации ко всему новому – режиму дня, новым людям,
зависит дальнейшее формирование и развитие, благополучная жизнь в дошкольном
учреждении и в семье. Именно адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
позволяет устранить возникающие проблемы и формировать приспособляемость малышей
ко всему новому.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ зависит от их физиологических и
личностных качеств, взаимоотношений в семье, условий пребывания в дошкольном
учреждении.
Адаптация у детей раннего возраста к условиям ДОУ, ее темп и формирование
проходит по-разному. Чтобы этот процесс происходил продуктивнее, необходимо
поддерживать контакт между родителями и воспитателями, у обеих сторон должно быть
желание сотрудничать, идти друг другу навстречу.
Почти все малыши, вступая в детский сад, плачут, чуть меньшая часть ведет себя
более уверенно, по ним видно, что они не особо переживают насчет этого. Они точно
выполняют все действия воспитателя. Таким детям легче дается прощание с родными, и
они легче проходят адаптацию.
Другие идут с родителями вместе в группу. Такое поведение показывает, что малыши
нуждаются в общении. Они боятся оставаться без мамы или папы в группе, поэтому
воспитатель может позволить родителям оставаться. Чувствуя в этот момент поддержку
близкого человека, кроха начинает вести себя более расковано и уверенно, он начинает
интересоваться игрушками. Если родители всегда будут возле малыша, тогда он не сможет
пройти процесс адаптации и в дальнейшем социализироваться.
Поведение малышей зачастую совершенно разное, потому что все они имели
различные условия развития, у них еще до зачисления в дошкольное учреждение
формировались разные потребности. Отдельное значение имеет психологическая
готовность детей в раннем возрасте к детскому саду, она является одним из итогов
развития психики дошкольника.
Трудности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ могут возникать в
вовлечении в процесс общения, которое не представляет для них интереса. Родители
должны много разговаривать с детьми, знакомить их со сверстниками вне детского сада,
чтобы те были готовыми к интенсивному общению.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ имеет три фазы.
Первая – острая фаза, характеризуется нестабильным соматическим и психическим
состоянием. Часто малыши уменьшаются в весе, болеют респираторными заболеваниями,
страдают расстройствами сна, наблюдается снижение речевого развития.
Вторая фаза адаптации у воспитанников раннего возраста – подострая, здесь
свойственно нормальное поведение, все прогрессы слабеют и фиксируются на фоне
немного приторможенного темпа развития, в частности психического развития,
относительно средних возрастных норм.
Третья фаза адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ – компенсации,
увеличивается темп развития и ближе к окончанию года происходит задержка темпа
развития.
Чтобы переход из семейного режима в режим ДОУ, во время адаптационного периода
был успешным, необходимо чтобы он осуществлялся постепенно. Большое значение имеет
согласование самооценки и притязаний крох с их истинными возможностями и условиями
среды.
Адаптация детей в детском саду раннего возраста имеет три степени. Легкая
адаптация в раннем возрасте характеризуется относительно недолгим пребыванием в
отрицательном эмоциональном состоянии и настроении. Детям раннего возраста
свойственно расстройства сна, они не имеют аппетита, не хотят играть со сверстниками.
Меньше чем за месяц такое состояние нормализуется. Преобладает радостное, стабильное
состояние, активная коммуникация с взрослыми и другими воспитанниками раннего
возраста.
Адаптация к ДОУ детей раннего возраста средней степени тяжести выражается в
более медленной нормализации эмоционального состояния. В первом месяце адаптации
часто случаются болезни, в основном респираторные инфекции. Такие заболевания длятся
от недели до десяти дней и заканчиваются без осложнений. Психическое состояние
нестабильное, любая новизна способствует негативным эмоциональным реакциям. С
помощью взрослого дети более заинтересовываются познавательной деятельностью и
скорее свыкаются с новыми условиями.
Тяжелая степень адаптации : эмоциональное состояние стабилизируется очень
медленно, может длиться несколько месяцев. В тяжелый период адаптации свойственны
агрессивно-разрушительные реакции. Все это сказывается на здоровье и развитии.
Обуславливается тяжелая степень адаптации раннего возраста несколькими
причинами: отсутствием режима в семье, который совпадал бы с порядком в детском
саду, неумение играть с игрушкой, своеобразные привычки, несформированность
гигиенических навыков, неумение общаться с новыми людьми.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ бывает легкой, быстрой и
практически безболезненной, но может быть и тяжелой. Невозможно сразу точно
определить какой она будет, это зависит от влияния многих различных факторов: от
условий периода беременности до индивидуальных свойств центральной нервной
системы. Только опытный педиатр может предположить, какой будет адаптация дитяти
раннего возраста, какие сложности в ее ходе могут возникнуть.
Независимо от прогноза, так или иначе, отрицательные признаки всегда будут
возникать, на уровне всего организма. Но такие отклонения являются незначительной
частью из того, что может присутствовать в поведении детей раннего возраста.
Они находятся под сильным психическим напряжением, которое везде их
преследует. Поэтому дети пребывают в состоянии стресса или находятся за шаг до
него. Если стресс минимальный, то и сдвиги адаптационного периода пройдут спокойно.
Если стресс захватил полностью, тогда, скорее всего дитя заболеет, такое происходит
во время тяжелой адаптации.
Психическое состояние также заметно изменяется. После зачисления в дошкольное
учреждение малыши изменяются кардинально в другую сторону, собственные родители
часто их не узнают. Например, если ранее малыш был тихим и уравновешенным, то теперь
он стал закатывать истерики и капризничать. Он потерял навыки самообслуживания,
которыми ранее пользовался. Такой процесс называется регрессом, он проявляет реакцию
на стресс. Навыки, потерянные во время регресса, через некоторое время возвращаются и к
концу адаптационного этапа все нормализуется.
Социальная адаптация детей раннего возраста зачастую проходит очень тяжело,
поскольку страх является постоянным спутником этого периода. Они боятся незнакомых
взрослых и ровесников, они не понимают, почему должны слушаться чужих взрослых, им
больше нравится играть самим, чем с другими.
Все это формирует у них закрытость от контактов с другими. Другие малыши тоже
не очень хотят идти на контакт с таким ребенком, поскольку видят, как он боится всего,
что его окружает и только зовет маму, которая его может защитить. Если наступает тот
момент, когда кроха находит контакт с другими малышами, то это значит адаптационный
период закончился.
Детский сад – это место, где впервые происходит опыт коллективной коммуникации.
Новые обстоятельства, новые знакомства – все это воспринимается не сразу. Большинство
малышей реагируют плачем. Одни могут очень легко войти в группу, но дома по вечерам
плакать, другие – отправляются в детский сад, но перед самым входом начинают плакать и
капризничать.
Манера воспитания в семье играет значительную роль в приспособлении к новым
обстоятельствам. Часто именно в семье кроется причина низкой социальной адаптации.
Личность формируется в большей мере в семье. Также имеет большое значение структура
семьи, ее культурный уровень развития, соблюдение нравственных правил, моральных
законов, отношение родителей.
Ребенок не имеет личного опыта прошлого, не знает критериев самооценки. Он
руководствуется только опытом окружающих людей, их оценкой, той информацией,
которую он получает от семьи и впервые годы у него формируется самооценка.
Воздействие внешней среды также формирует и закрепляет самооценку, полученную
в семье. Уверенные в себе крохи, способны успешно и быстро справляться с
возникающими перед ними неудачами, в домашней ситуации или в детском саду. Также
они могут быстрее проходить адаптацию. Малыши с низкой самооценкой всегда находятся
в состоянии сомнения, им достаточно один раз пережить неуспех, чтобы лишиться
уверенности в себе, именно это и тормозит их процесс приспособления.
Рекомендации подготовила воспитатель Бушмелева. А. Г