Ханиева Фариза
Адаптация детей раннего возраста через игровую деятельность
«Адаптация детей раннего возраста через игровую деятельность»
«Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка.»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Адаптация детей раннего возраста через игровую деятельность» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» январь 2020
Детский сад – это новый период в жизни ребенка. При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками становятся для него источником стрессовых ситуаций.
Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, отрыв от дома и близких могут стать для ребенка серьезной психологической травмой.
При поступлении в дошкольное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация – это процесс вхождения в новую среду и приспособление к ее условиям. Очень важно, чтобы этот переход для малышей был плавным, мягким, бестравматичным.
Поэтому поступление детей раннего возраста в детский сад требует повышенного внимания и от родителей и всего персонала дошкольного учреждения.
Одним из важнейших условий, которое помогает ребенку менее болезненно перенести период адаптации, являются организованные игры, которые затрагивают все виды детской деятельности.
Цель работы: обеспечение комфортной адаптации детей раннего возраста через игровую деятельность.
Задачи:
преодолеть стрессовое состояние детей раннего возраста в период адаптации;
снять эмоциональное и мышечное напряжение;
создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе.
В организации работы в адаптационный период большое значение имеет предметно-развивающая среда.
Предметно-развивающая среда мотивирует деятельность детей. Она мобильна, многофункциональна. Отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Игрушки доступны для самостоятельного использования, площадь группы максимально освобождена для игр и подвижной игровой деятельности.
Игры с водой и песком
Занятия с водой и песком позитивно влияют на эмоциональное состояние детей, успокаивают, гасят негативные эмоции.
Игра-забава «Мыльные пузыри»
Эта забава, от которой каждый ребенок приходит в настоящий восторг. При помощи мыльных пузырей можно развлечь загрустившего ребенка, прервать капризы малыша.
Игрушки – забавы –
используются для развлечения детей. Основное назначение их – вызвать веселый смех. Такие игрушки позволяют отвлечь ребенка от неприятных моментов, снять стресс, успокоиться.
Сюжетно - ролевые игры
Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В группе есть уголок «Семья», где малыши могут, играя повторять действия родителей, тем самым приближая к себе своих близких, что не только успокаивает малышей, но и учит их общению друг с другом.
Подвижные игры
Подвижные игры благотворно влияют на психическое и эмоциональное состояние детей. Игры позволяют ребенку раскрепоститься, побороть страхи, преодолеть стеснение и научиться общаться с детьми.
Сенсомоторные игры
В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир. Кроме того монотонные движения руками затормаживают отрицательные эмоции. Для этой цели был оборудован сенсомоторный уголок, в котором находятся пирамидки, вкладыши, матрешки и т. д.
Музыкальная игротерапия
Музыкальные игрушки, игры на музыкальных инструментах, прослушивание детских песенок помогают стабилизировать психическое состояние ребенка, снизить уровень тревоги, поднять эмоциональный положительный фон.
Использование представленных игр в период адаптации приводит, почти к безболезненному приспособлению детей к условиям дошкольного учреждения. Наблюдается положительная динамика в развитии речи, движений, сенсорных представлениях. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогов по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.