Ремнева Елизавета Александровна
Адаптация детей с ОВЗ к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация в широком смысле это приспособление организма к существующим условиям. Адаптацию же в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать, как процесс вхождения ребенка в новую для него среду.
Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т. п., и потому в детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для него.
Публикация «Адаптация детей с ОВЗ к условиям детского сада» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым в первую очередь необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему.
Дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности к адаптации, чем обычные дети. Привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется индивидуально-личностными особенностями малыша. Значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо начать заранее готовить его к поступлению в детский сад.
Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить ребенка до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить его на целый день.
Дети с ОВЗ очень часто бывают особо стеснительные, чувствительные и замкнутые. Помогайте своему ребенку расширять границы его социального взаимодействия. Пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т. д. Имея такой опыт, ребенку будет легче знакомиться и общаться с новыми сверстниками и взрослыми.
Особая эмоциональная привязанность к родителям также очень характерна для детей с ОВЗ. Во время прощания с родителем часто такой ребенок начинает капризничать – держится за родителя всеми силами, громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и "передать" в надежные руки воспитателя. Ни в коем случае нельзя наказывать или сердиться на ребенка за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад. Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете и в следующий раз позвольте ребенку взять с собой в садик важную для него вещь или игрушку, с которой он будет чувствовать себя спокойней и уверенней. Но надо предупредить ребенка, что его игрушкой может поиграть и другой ребенок, она может сломаться, потеряться.
Как можно быстрее обозначьте границы: помещение группы — это территория детей и воспитателей. Родители могут находиться в раздевалке, и первое время ребёнок может выходить к ним столько, сколько ему нужно. Он постепенно будет включаться во всё, что происходит в группе.
Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Также, родителям важно готовить ребенка к особенностям распорядка дня и правил поведения в садике, например еда в детском саду отличается от домашней, поэтому родителям стоит заблаговременно подготовить ребёнка, приучая его к обычной и здоровой пище - супам, кашам, салатам и т. д.
Стоит заранее приучать ребёнка к самостоятельности и навыкам самообслуживания. Ребёнок с ОВЗ – особый ребёнок, он требует больше внимания и заботы, но не стоит лишать его самостоятельности – всё делать за него, приучайте к самостоятельности и в будущем ребенку будет легче приспособиться к взрослой жизни.
Подбирайте в детский сад удобную и комфортную одежду, чтобы он не боялся свободно двигаться и играть в течении дня. Обратите особое внимание на удобство застежек, особенно если ребенок имеет проблемы с мелкой моторикой и координацией движения. Пусть он чувствует себя комфортно и имеет возможность самостоятельно справляться с переодеванием, а одежда не будет предметом ваших сожалений и претензий к ребенку.
В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.
В период адаптации дети скучают по своей семье. Когда ребенок находится вне детского сада, постарайтесь посвящать ему как можно больше времени - гулять, играть, разговаривать. Не перебивайте его, когда он рассказывает о том, как провел день, задавайте ему дополнительные вопросы, хвалите его за проявленные достижения, даже за самые маленькие, побуждайте его к новым интересам, поддерживайте в нём мотивацию. Ребенок должен понимать, что детский сад не забирает его от семьи, а является очень важной и увлекательной частью его новой жизни.
Жизненный опыт и мнение взрослых всегда имеют для ребенка особое значение. Постарайтесь, как можно больше рассказывать о себе, о том, как вы сами ходили в детский сад, что было там интересно и как многому там можно научиться.
И, конечно же, обязательно будьте в контакте с воспитателями – интересуйтесь поведением ребёнка в саду, его отношениями с взрослыми и сверстниками, обсуждайте возникающие проблемы. Дети особенно хорошо перенимают пример поведения у взрослых, потому будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка.
Будьте внимательны и чутки по отношению к ребёнку. Проявляйте терпение, понимание и проницательность. В период адаптации можно наблюдать эмоциональную и физическую нестабильность — ребенок может часто плакать, скучать по маме, расстраиваться по мелочам, перестать кушать или спать. Это нормально.
Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей. Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе. Не проецируйте свою тревогу на него и не обсуждайте при нем возможных осложнений. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!