Татьяна Панина
Адаптация детей к условиям детского сада.
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей к условиям детского сада.
Панина Татьяна Николаевна
ГБОУ СОШ №3
г. о. Чапаевск Самарской области
СП «Детский сад №7 «Ягодка»
Воспитатель
Адаптация - это приспособление организма человека к новой обстановке. Для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении, т. е. каждый ребенок привыкает по-своему.
Публикация «Адаптация детей к условиям детского сада,» размещена в разделах
Первые дни ребёнка в детском саду - самый волнительный период для родителей и ответственный для воспитателей. От того, насколько квалифицированно и слаженно будут действовать педагоги, зависит то, как пройдёт адаптация ребёнка в детском саду.
Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых: родителей и воспитателей. Как же сделать этот процесс менее болезненным?
Приблизительно за месяц, а то и раньше, можно начинать подготавливать ребенка морально: рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории.
К детсадовскому режиму необходимо подготовиться также заблаговременно. Обычно детей приводят до 8-00, а забирают до 19-00, тихий час - с 13-00 до 15-00. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше сразу после передачи "Спокойной ночи, малыши!", в 21.00. К этому времени ребенок "созреет" и быстро уснет.
В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в дошкольном учреждении.
Собираясь в детский сад, можно и даже нужно разрешать ребенку брать с собой какие-либо игрушки, чтобы он не чувствовал атмосферу "казенного дома".
Прощание с малышом - отдельная тема. Обычно именно в это время ребенок начинает капризничать, держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Не стоит насильно тащить сопротивляющегося кроху в группу с гневными словами в его адрес, но и оттягивать момент расставания тоже не следует. нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему и «передать» в надежные руки воспитателя (если он отказывается идти).
Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет :
в яслях - 7-10 дней,
в детском саду в 3 года - 2-3 недели,
в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.
Памятка для родителей.
1. Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
2. Узнайте распорядок дня в группе и приблизьте режим ребенка дома к распорядку дня в группе.
3. Обсудите в семье с ребенком, что положительного есть в детском саду (новые товарищи, много игрушек и т. д.).
4. Узнайте, быть может в этот сад, ходят дети ваших соседей или знакомых. Адаптация пройдет легче, если в группе у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе. Посетите детский сад, в то время, когда дети на прогулке и познакомьте своего малыша с воспитательницей и с детьми.
5. Учите ребенка дома всем навыкам самообслуживания.
6. Готовьте вашего ребенка к временной разлуке с вами и дайте ему понять, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
7. Повысьте роль закаливающих мероприятий.
8. Не отдавайте ребенка в разгаре кризиса трех лет.
9. Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
10. Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем о том, что вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.
.
Список использованной литературы.
1. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. - М. ,1983.
2. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.
3. Аксарина Н. М. Организация жизни детей при поступлении в детское учреждение. М., 1970.
4. Аксарина Н. М., Голубева Л. Г. Характер адаптации детей раннего возраста при поступлении в детское учреждение. - М. ,1974.