Алла Фокина Сергеевна
Адаптация детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Школьная адаптация — это процесс физического и психологического привыкания ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения. Длительность периода зависит от многих факторов и в среднем занимает от 3 до 6 месяцев.
С проблемами в адаптации к школе сталкиваются даже те дети, которые были успешны в детском саду, связано это со сменой режима дня, введении новых требований и необходимостью осваивать новые знания, а также сменой коллектива. Поэтому особое внимание стоит уделить детям, не посещавшим дошкольное учреждение, им нужна правильная и системная адаптация.
Публикация «Адаптация детей к школе» размещена в разделах
Большинству первоклассников, да и любому новичку, привыкнуть к новым условиям в школе не просто. В предыдущих учебных заведениях к ученику могли предъявляться другие дисциплинарные и учебные требования, которые наверняка отличаются от требований в новой школе. И поэтому детям необходимо определенное количество времени для того, чтобы привыкнуть к новым условиям.
Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует ученика к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.
Каким детям тяжело адаптироваться в школе?
В первую очередь – это:
• Гиперактивные дети. Им необходимо постоянно двигаться и высидеть весь урок за партой сложно.
• Школьники с хроническими заболеваниями быстро утомляются.
• Первоклассники с высоким уровнем интеллектуальных способностей. Из-за обширного запаса знаний могут скучать в начале своего обучения.
• Ученики, родители которых имеют завышенные требования к успехам ребенка.
Каждый ребенок привыкает к новым для себя обстоятельствам по-разному, поэтому у него могут быть отклонения в различных показателях. Например, он может с охотой ходить в школу, получать хорошие оценки, но при этом не дружить с одноклассниками. В данном случае мы не можем говорить о благополучной адаптации.
Адаптация зависит от разных факторов:
• степень сложности образовательной программы;
• уровень развития познавательных процессов;
• особенности характера;
• семейная обстановка.
Каждому ребенку необходимо свое определенное время для адаптации. В этот период со стороны взрослых необходима поддержка. Любая детская неудача может привести к развитию комплексов и страхов, снижению его успеваемости, конфликтам и другим негативным последствиям. Поэтому родители должны понимать значимость периода адаптации, который важен для психического развития ребенка.
Подготовка ребенка к школе
Важно начать подготовку заранее, начиная с детского сада. В детских дошкольных учреждениях знакомят с принципами школьной программы, поведением и дисциплиной. Проводятся занятия, имитирующие учебный рабочий процесс первоклассника. На практике, данных форм работы недостаточно, так как они воспринимаются, как игровой процесс.
Необходимые направления в подготовке:
Нацеленность на обучающий процесс и создание благоприятной психологической атмосферы. Для этого надо объяснять будущему первокласснику зачем нужна школа, что там будет делать ребенок, какие правила поведения необходимо соблюдать. Обратить особое внимание на положительные стороны школьной жизни по сравнению с детским садом.
Использовать ролевые игры, для симуляции учебного процесса в домашних условиях. (игра «Школа», роль учеников и учителей могут играть игрушки, взрослые или дети).
Приведение режима дня в соответствие со школьным режимом.
Согласованное взаимодействие родителей и будущего учителя.
Ребёнок должен быть готов к школе не только физически, но и психологически.