Валентина Газарян
Адаптация детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении как объект научного исследования
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время именно современный детский сад является отправной точкой, местом, где ребенок приобретает свой первый и последующий опыт эмоционально-практического взаимодействия не только со сверстниками, но и с различными участниками образовательных отношений, особо увлекаясь теми приоритетными для его развития сферами жизни, которые позволяют ему реализовать свои детские возможности.
Публикация «Адаптация детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении как объект научного исследования» размещена в разделах
Однако, процесс адаптации ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
Понятие адаптации рассматривалось в исследованиях достаточно большого количества авторов. Среди них стоит отметить таких классиков социологии, психологии, психофизиологии и педагогики как Г. М. Андреева, П. К. Анохин, А. Г. Асмолов, Э. Ф. Зеер, В. Т. Лисовский, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Г. Селье, И. М. Сеченов. Особенности адаптации детей дошкольного возраста изучались в работах Л. И. Божович, А. Л. Венгера, Л. С. Выготского, Н. И. Гуткиной, А. А. Житниковой, Е. Е. Кравцовой.
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется : строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения. Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).
В настоящее время в связи с реализацией здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях проблема социальной адаптации ребенка к детскому саду является особенно актуальной. Основная задача адаптационных игр с детьми в этот период - вызвать положительное отношение к детскому саду, обеспечить ребенку максимальных эмоциональный комфорт. Данная задача может быть решена с помощью создания предметно-развивающей и игровой среды.
Модернизированная в настоящее время система дошкольного образования требует обновления всей предметно-пространственной и игровой среды детского сада, являющейся частью всей образовательной среды в целом, постоянно изменяющейся с учетом потребностей и интересов детей до школьного возраста. Именно игровую среду, представленную различными предметами, чаще всего отождествляют с таким игровым пространством, в котором максимально реализуются детские возможности. Игровая среда и игровое пространство признаются многочисленными ведущими педагогами, психологами, занимающимися исследованием системы дошкольного образования (Л. И. Божович, Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Т. И. Осокина и другие, одним из наиболее значимых компонентов, мотивирующих детей дошкольного возраста на проявление любых видов активности, демонстрацию различных эмоций, установление связей с окружением, а также позволяющее дошкольникам реализовать свои детские возможности.
Игровое насыщенное пространство ребенка не ограничивается предметами среды, а обусловливается активностью самих детей по созданию авторских продуктов детской деятельности, что позволяет рассматривать организованное игровое пространство с точки зрения эффективного развития у дошкольников различных проявлений индивидуальности в соответствии с их интересами, а также с учетом проявления в их поведении инициативы и активных форм деятельности.
В целях такого всестороннего развития личности современных детей дошкольного возраста, для их творческого самовыражения в воспитатель но-образовательном процессе дошкольной организации, а также в условиях семьи могут быть использованы разнообразные дидактические пособия и необычные игрушки.
В современной практике работы дошкольных образовательных организаций бизиборд представляет собой некую инновационную форму развития и обучения детей дошкольного возраста, специальную доску, модуль, деревянную поверхность, представляющую собой стенд, или оформленное в форме домика, куба деревянное изделие, на котором размещены разнообразные занимательные, обучающие, логические элементы, а также детали различных размеров, форм, конфигураций и наполнений. Такое дидактическое пособие исполняет роль не только развивающей игрушки для ребенка, но и может выступать как современный комплекс дидактических игр со множеством разнообразных функций, используемый как с целью гармоничного развития дошкольника, так и для организации современного игрового пространства для реализации детских возможностей. В связи с этим изучение возможности влияния бизибиорда на успешную адаптацию ребёнка младшего дошкольного возраста к ДОУ является весьма актуальным.