ахмерова гузелия
Опыт работы «Адаптация детей 3–4 лет в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальное исследование педагогической поддержки в период адаптации детей 3-4 лет в ДОУ.
1. Организационные основы экспериментального исследования
Основой организации моего исследования является предположение, о том, что младший дошкольник легче пройдет адаптацию в ДОУ, если педагогическая поддержка будет:
-осуществляться исходя из индивидуальных затруднений ребенка;
Публикация «Опыт работы „Адаптация детей 3–4 лет в ДОУ“» размещена в разделах
-включать разнообразные способы превентивной и оперативной помощи детям;
-строиться на взаимодействии ДОУ и семьи.
Экспериментальное исследование проводилась мною в сентябре-декабре 2019г. в мини-саду детского развивающего центра «Радуга». В эксперименте участвовало 6 детей в возрасте от 3-4 лет начавших посещение детского сада в сентябре этого года и принятых в группу детей, посещавших ДОУ с сентября 2019года.
Цель эксперимента: исследовать педагогическую поддержку адаптации детей 3-4 лет на примере конкретного ДОУ.
Программа экспериментальной работы предусматривала 3 этапа:
1 этап - констатирующий эксперимент.
2 этап – коррекционно-развивающий эксперимент.
3 этап - контрольный эксперимент.
Констатирующий эксперимент был проведен в сентябре 2019г. Целью констатирующего эксперимента стало выявление особенностей вновь прибывших детей в ДОУ.
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
1. определить степень готовности каждого ребенка к поступлению в ДОУ;
2. изучить особенности протекания и выявить показатели адаптации ребенка в ДОУ у вновь прибывших детей;
3. изучить систему педагогических мер, облегчающих протекание адаптации ребенка в ДОУ;
В сентябре 2019 года в садик поступило 6 детей. В эксперименте участвовали 4 ребенка Настя П. (3,3 года, Алексей А. (3.2 года, Арина (3 года) и Милана (3,6 года).
Методы исследования:
1. Провела беседу с детьми (Приложение 2).
2. Беседа с заведующей и воспитателями детей 3-4 лет проходящих адаптацию в ДОУ. Непосредственное наблюдение за адаптируемыми детьми.
3. Наблюдение за каждым ребенком
В саду работают 2 взрослых : воспитатель и помощник воспитателя.
Беседа с воспитателями детей проходящих процесс адаптации к ДОУ была организована в свободной форме с целью выявления системы педагогических мер по адаптации детей к ДОУ принятой в детском саду.
В ходе беседы выяснила такие моменты:
1. помещение для сада выделено в виде большого зала общей площадью 50 кв. м. Имеется игровая зона с дидактическими играми и игрушками. В зале имеется детский туалет. Отдельно есть раздевалка без шкафчиков. Индивидуальная сменная одежда находится в зале в отгороженной зоне.
2. Занятия проводятся за столом. В игровой зоне имеются модули для конструирования (дома, дороги, башни).
3. Творческие работы (лепка, рисование, конструирование) проводятся индивидуально или группами по 2-3 ребенка.
При встрече и беседе с воспитателем Рахиимзяновой Г. Х. с целью ознакомления с системой работы данного ДОУ, было выявлено, что:
- в ДОУ ежегодно принимаются дети раннего и младшего дошкольного возраста. В процессе комплектования, дети размещаются в группу социализации, где проходит воспитание (дружелюбие, уважение ко взрослым и сверстникам, трудолюбие, терпение, обучение (спортивные и танцевальные упражнения игры, творчество) и развитие личности (самоутверждение, самостоятельность и т. д.).
-группа предполагает комплектование детей в количестве 10 человек. Поэтому ежегодно при переводе детей из группы социализации в основную группу в комплект группы добавляются дети ранее не посещавшие детский сад в количестве 10 человек. Это позволяет увеличить общее количество детей посещающих ДОУ.
В процессе беседы с воспитателями группы Рахимзяновой Г. Х. и
Евшаковой Е. А., было выявлено, что жизнь группы протекает обычным режимом без повышенного внимания адаптируемым детям.
После первого этапа работы определились задачи второго этапа:
Задачи коррекционного этапа.
Действия, направленные на успешную адаптацию :
1. проводить совместные игры, которые помогают развивать навыки коллективной игры;
2. проводить индивидуальную работу с каждым ребенком (исходя из его возможностей (снимать – надевать обувь, одежду, убирать игрушки после игры) для дальнейшего совершенствования и развития навыков самообслуживания;
3. научить правильно применять игрушки (по возрасту);
4. привить навыки гигиены (вытирать нос, мыть руки, не грызть игрушки, при приеме пищи не разговаривать, надевать фартуки при работе с красками;
5. научить правильно использовать пространство для игр;
6. работа над развитием речи (проводить беседы, придумывать рассказы, читать книги, комментировать прочитанное).
Для более глубокого изучения характера детей было проведено анкетирование родителей. которое было организовано анонимно, что позволило получить более правдивые ответы родителей, тем самым определило чистоту полученных данных.
Для разработки мной были определены следующие вопросы:
-Общая логика оказания индивидуальной педагогической поддержки;
-Педагогическая поддержка ребёнка в адаптационный период;
-Комплект практического материала по реализации педагогической поддержки ребёнка 3-4 лет и семьи в период адаптации в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Для успешной реализации задач коррекционного этапа мною были проведены следующие мероприятия:
1. Проводились совместные игры, которые способствовали развитию навыков коллективной игры. Например:
1) Ролевая игра «В кафе», где часть детей были посетителями кафе, а кто-то официантом. И наоборот.
2) Замечательно дети играют в строителей. Из больших модулей и просто кубиков строим дом. Один подает, другой кладет, а кто-то держит.
3) Музыкальная игра «Вот мы в автобусе сидим…», все дружно сидят рядом, «смотрят в окно» и дудят в дудки.
2. Проводилась индивидуальная работа по привитию навыков самообслуживания.
- С каждым ребенком ходила мыть руки, где все объясняла поэтапно:
1) закатать рукава; 2) включить воду; 3) налить мыло на руки; 4) хорошо намылить руки и смыть водой; 5) взять полотенце и насухо вытереть руки.
- После игры просила убирать игрушки и относить их на отдельную полку. На первом этапе помогала убирать, постепенно приучая делать все самостоятельно по просьбе, затем и самому (выработка привычки)
- Проводила игру «Я мама». Вместе с ребенком играли в куклы. Раздевали
их и одевали. Постепенно игра становилась ролевой: Настя –мама, Арина–
ребенок (и наоборот). Учились застегивать пуговки на кофточках и надевать сандалики.
3. Очень важно научить играть самостоятельно и находить себе занятие самой. Мной проделана следующая работа :
- на первом этапе сама предлагала различные игры (собрать мозаику, собрать пазлы, собрать железную дорогу, уложить кукол в коляску, поработать с лего, поиграть с животными). Каждому показывала, где лежат те или иные игрушки.
Садилась играть с детьми, помогая им. Затем вместе убирали все по местам. Обращала внимание на то, с чем больше любит играть тот или иной ребенок
- исходя из увиденного, предлагала ребятам их любимые игры и игрушки. А затем просила их убрать на нужную полку.
- в дальнейшем дети сами бежали и брали нужную им игру или игрушку с нужной полки. После окончания игры, по просьбе воспитателя, убирали все по своим местам.
4. Очень ответственный момент – научить ребенка правильно использовать пространство. Мне пришлось объяснить, где играть определенной игрушкой или в определенную игру. Моя работа заключалась в следующем:
1) водим машинки только по полу (не по столу, так пол - это наша автотрасса. Интереснее и продуктивнее игра проходила, когда мы по залу выстраивали различные объекты: заправка, автосервис, кафе, садик, дом;
2) мозаику лучше выкладывать на столе. «Ребята, сейчас работают только руки, а ноги отдыхают». Так же работаем с карандашами, красками и пластилином;
3) коллективные игры и танцы проводили на большой игровой площадке в зале;
5. Дети очень любят, когда им читают книжки. Это очень помогает в развитии речи. Мной проведена следующая работа :
-я всегда просила детей пересказать услышанное;
- после выходных дней просила каждого рассказать о том, где они были и что видели;
- каждый раз мы беседовали о погоде (какой сегодня день –теплый или холодный, есть ли снег, дождь, ветер). Получались хорошие рассказы;
- по времени года обсуждали погоду по цветам. Зима - белая (потому что белый снег, весна – зеленая (потому что листики на деревьях зеленые, а лето – цветное (много цветов и травы).
Заключение
По итогам исследования предлагаю следующие рекомендации педагогам, важные на этапе поступления ребенка в сад:
1. «включить» родителей в образовательный процесс ДОУ, установить преемственность в задачах и содержании воспитания детей в детском саду и семье, познакомить родителей эффективными методами и средствами оказания помощи ребенку в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению. Педагогический коллектив привлекает родителей к совместной работе, специалисты ДОУ проводят индивидуальные и групповые консультации, размещают информацию в уголке для родителей, организуют «переписку», ведут беседы и т. п. для того, чтобы оперативно отреагировать на те проблемы, которые уже возникли, и предотвратить возможные.
2. Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах, в родительских уголках, в вестибюле дошкольного учреждения. Важно, чтобы этот материал был динамичным, отражал текущие события и нес конкретные знания. Необходима семейная поддержка или четкая ориентация на проблемы семьи: обучение и оказание помощи специалистов.
3. Необходимо вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки терпеливо, спокойно, постепенно усложняя требования. Иначе у ребенка может сложиться отрицательное отношение ко всем режимным процессам. Взрослый должен сначала показать ребенку, где и как сделать что-либо, поупражнять его в действии, а затем давать указания. Научить ребенка вступать в общение с взрослыми и детьми - одна из основных задач родителей при подготовке малыша к поступлению в детское учреждение. На это должна быть направлена работа детского сада с семьей.
4. Рекомендуется в общении с детьми поддерживать спокойный, уравновешенный тон. Медлительным, вялым детям чаще дают поручения, требующие проявления активности, включающие их в коллективный труд. Тон общения с такими детьми должен быть жизнерадостным.
Вся деятельность по организации педагогической поддержки строится поэтапно.
Оказание педагогической поддержки ребенку в адаптационный период предполагает индивидуальный поход, в том числе и учет темперамента ребенка.
5. Рекомендуется проводить адаптационные игры :
-игра повторяется в течение дня несколько раз;
-при введении новой игры знакомые игры повторяются;
-задачи предыдущего раздела программы при их освоении переносятся в последующий раздел при введении новых задач;
-знакомые игровые ситуации включаются в бытовые процессы;
-игры и бытовые процессы каждодневно дополняются приемами торможения отрицательных эмоций;
за единицу взаимодействия с ребенком игра может повторяться несколько раз, но прекращаться до того, как к ней пропал интерес, при желании ребенка игра возобновляется;
продвижение в освоение каждой игры для каждого ребенка организуется индивидуально по количеству повторений;
при повседневном использовании игр учитывается состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возращение к играм, которые были освоены ранее. Например, игры (Приложение 3) .
В процессе адаптации педагогам рекомендуется определить задачи.
1)Установить с ребенком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком.
2)Показатель того, что цель достигнута:
3)Ребенок охотно идет от матери к воспитателю;
3)Улыбается, радуется, когда видит воспитателя;
4)Успокаивается от общения с воспитателем;
5)Ребенок обращается за помощью к воспитателю.
6)Помочь ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и ориентироваться в ней.
7)Показатель того, что цель достигнута:
8)Ребенок знает расположение и назначение комнат;
9)Знает, где находятся предметы для его личного пользования: кровать, полотенце, салфетка, верхняя одежда и т. д.
10)Помочь ребенку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни.
11)Показатель того, что цель достигнута:
12)Ребенок легко подчиняется режиму;
13)Сохраняет хорошее настроение не только около взрослого, но и играя самостоятельно.
14)Помочь ребенку установить правильные взаимоотношения со сверстниками.
В итоге мы должны увидеть, что цель достигнута:
- ребенок охотно играет с детьми;
- спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания, умывания его обслуживают не первым;
- ребенок спокойно относится к тому, что игрушками играет и другие дети.
ИГРЫ:
Приложение 1
1. «Назови себя ласково»
Дети сидят в кругу. Педагог кидает каждому ребенку мяч и просит назвать себя ласково.
2. «Солнышко»
Каждый ребенок подходит к педагогу и кладет свою руку на ладонь педагога со словами : «Я люблю…»
Педагог сверху рук детей кладет свою вторую ладонь со словами: «Посмотрите, какое ласковое доброе солнышко у нас получилось
3. «Мартышки» (Обыгрывание стихотворения)
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Все в ладоши хлопаем
И ногами топаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Языки покажем.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке,
Пальчик поднесем к виску
И подпрыгнем к потолку.
Шире рот откроем – «А»,
Рожицы состроим.
Как скажу я слово: «Три»,
Все гримасою замри.
Педагог рассматривает «мартышек» и по имени называет детей, у которых получились смешные позы и мимика.
– Обезьянки играли и все разбросали, давайте поможем им все собрать.
– Разложите по коробкам. На одной коробке –цифра 1, на другой – цифра 2 и картинки, на которых изображены один и два предмета.
каждому ребенку идет лучик доброты, ласки, любви.
БЕСЕДЫ: Приложение 2
Вопросы для интервью с детьми
1. Как тебя зовут и сколько тебе лет?
2. Как зовут твоих маму и папу?
3. С кем ты живешь?
4. Кем работают твои мама и папа?
5. В каком городе ты живешь?
6. На каком этаже ты живешь?
7. Какие ты знаешь времена года?
8. Какие твои любимые цвета?
9. С кем ты любишь играть?
Ответы на вопросы
1. Настя, 3 года.
2. Зуля и Коля.
3. Мама, папа и собачка Лора.
4. Мама учительница, папа водитель.
5. Санкт-Петербург.
6. На 10м.
7. Зима, лето и….
8. Красный, синий, желтый.
9. С Миланой, Алисой и Ромой.
1. Леша, 3 года.
2. Света и Юра.
3. Мама, папа, бабушка и попугай Кеша.
4. Мама врач, папа строитель.
5. Питер.
6. На восьмом этаже.
7. Лето, осень, зима и ….
8. Черный, зеленый, синий.
9. С Ромой, Колей и Сережей.
1. Арина 3года.
2. Ксюша, Илья.
3. Мама, папа, сестра, кот Вася, баба Галя, дед Ваня.
4. Затрудняется.
5. Питер
6. На первом этаже.
7. Лето.
8. ….
9. С Катей.