Крыгина Марина
Адаптация аутичного ребенка в дошкольной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний детский аутизм – это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром.
Аутизм по-прежнему остается загадкой. Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о причине возникновения аутизма. Аутизм сохраняется на протяжении всей жизни человека, но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции.
Публикация «Адаптация аутичного ребенка в дошкольной группе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Темочки
Адаптация аутичного ребенка в дошкольной группе – процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и персонала.
Аутичный ребенок дошкольного возраста (4–5 лет, оказываясь в детском саду, часто демонстрирует проблемы с адаптацией, характерные для нейротипичных детей ясельной группы. Он может очень сильно привязаться к воспитателю или няне, стараясь постоянно поддерживать тактильный контакт с ней – держать ее за руку или сидеть у нее на коленях.
В первую очередь нужно понаблюдать за ребёнком. Также необходимо помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому следует комментировать для него все происходящее и намечаемые действия. Надо помогать аутичному ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления, но и, сохраняя доброжелательность, обучать ребенка более «правильным», социально приемлемым способам взаимодействия со сверстниками.
Если мы заметили, что ребенок предпочитает гладить предметы, стучать ими и слушать их звук, или любит играть с водой или песком, или смотрит на блики и тени, - все это можно использовать для установления более прочного и устойчивого взаимодействия. Хороший материал для сенсорных игр с маленьким ребенком – крупа. Можно зарывать мелкие предметы или ладони в манку или рис, а потом отыскивать их.
Если ребенок избегает сенсорных игр, не любит пачкать руки, но допускает игры с предметами – это также можно использовать для взаимодействия. Аутичные дети с удовольствием складывают мозаики и головоломки. Они доступны и понятны им. Работая по схеме, дети видят конечный результат, которого надо достичь.
За время работы с такими детьми мы пользуемся определенными психологическими установками:
• доброжелательность. Агрессия взрослых – препятствие на пути к установлению положительного контакта.
• целеустремленность. Только ежедневное обучение позволит ребенку осваивать новые умения.
• терпимость по отношению к ребенку. Длительная работа и большие усилия взрослых приведут к положительным изменениям в развитии.
• внимательность и оптимистичность. Важно замечать каждый шаг ребенка.
• стремление поддержать ребенка в трудной ситуации.
• готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна.
• требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни.
Ребёнка-аутиста, нужно принимать таким, какой он есть, он не лучше и не хуже других детей, он просто другой…. Он особенный. Это самое главное правило!