Дарья Рыбинская
Адаптации детей с ОВЗ в условиях общеразвивающей группы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Обследования, проводимые в последнее время показывают тенденцию возрастания количества детей раннего и дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии. На сегодняшний момент наиболее важная и трудная задача ДОУ- это социальная адаптация детей с ОВЗ. Среди проблем, с которыми встречаются родители детей с ОВЗ можно выделить две наиболее важные: отношение окружающих к ребенку и получение достойного и доступного образования для ребенка с ОВЗ.
Темочки:
Адаптация – это привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка с ОВЗ детский сад является неизвестным пространством, с новыми отношениями. Это процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил.
На данный момент в России инклюзивное образование детей с ОВЗ становится актуальным. Оно предполагает, что здоровые дети и дети с ОВЗ будут посещать совместно ДОУ и школы. Здоровые дети будут более терпимы к детям с ОВЗ и по возможности будут помогать им. Но для этого необходимо обучать и воспитывать ребенка с ограниченными возможностями здоровья с ранних лет. Так как очень часто родители детей с ОВЗ ограничивают своего ребенка от общения с другими детьми, от посещения общеобразовательного дошкольного учреждения, потому что думают, что там не будет должного ухода за их ребенком. Навыки социального общения, которые помогут человеку во взрослой жизни, закладываются именно в детстве. Для ребенка с ОВЗ навыки общения особенно необходимы, ведь ему будет намного труднее, чем здоровому ребенку, налаживать контакты и общаться.
Для более легкой и быстрой адаптации и нормализации детей с ОВЗ в детском саду необходимо включение этих детей в жизнь детского
сообщества, четкое выстраивание индивидуальных маршрутов развития каждого ребенка, гибкое сочетание форм и видов занятий. Когда дети имеют возможность общаться со сверстниками, осваивать нормы взаимодействия и поведения, отрабатывать образцы решения конфликтов, дети с ОВЗ приобретают важный социальный опыт, что является основой их успешной адаптации в обществе.
По результатам наблюдений за ребенком с ОВЗ, педагогами ДОУ составляются индивидуальные образовательные программы. В которых используют те виды творчества или коммуникации, которые доступны и интересны каждому ребенку группы. Специальные и общие занятия чередуются, но при этом отличается гибкая работа педагогов, способность подобрать задание, которое посильное и интересное каждому ребенку, включить ребенка с ОВЗ в общую деятельность.
В ДОУ по уровню включения ребенка в образовательный процесс обозначают несколько видов инклюзии:
1. «Точечная инклюзия». При такой инклюзии ребенка с ОВЗ в коллектив сверстников включают только кратковременно в игры, прогулке, праздниках.
2. «Частичная инклюзия». Данный вид инклюзии предполагает включение ребенка с ОВЗ в режиме неполной недели или половины дня. Ребенок может находится в группе сверстников, но осваивать учебный материал в ходе индивидуальной работы, а в другой деятельности (ИЗО, физическая культура, музыка) ребенок находиться вместе с группой.
3. «Полная инклюзия». Ребенок с ОВЗ находиться в группе в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением.
Чтобы ребенок мог показать себя с лучшей стороны, следует: предлагать короткие задания, чередовать виды деятельности, сочетать трудные задания с уже известными ребенку заданиями.
Во время пребывания ребенка с ОВЗ в группе ДОУ воспитателю следует знать, что действия, которые направлены на создание психологического комфорта, должны быть тактичны и обдуманы. Недопустима излишняя забота и опека, которая может подчеркнуть нестандартность ребенка и развить эгоистические установки. Чтобы ребенок с ОВЗ смог укрепить свой социальный статус в новом коллективе, ему необходимо дать возможность побыть лидером, это поможет его самоутверждению и признанию со стороны.
Для всех категорий детей с ОВЗ необходимо соблюдать направления коррекционной работы в сфере развития жизненной компетенции:
1. Необходимо развитие адекватных представлений о собственных ограничениях и возможностях.
2. Овладение навыками коммуникации и социально-бытовыми умениями, которые необходимы в жизни.
3. Освоение соответствующих возрасту системы ценностей м социальных ролей.
Инклюзивное образование предполагает вовлечение всех участников процесса (детей, родителей, специалистов, проведение общих мероприятий и праздников.
Для удачной адаптации ребенка с ОВЗ необходима следующая работа со всеми участниками процесса:
1. Работа с родителями
· В первую очередь родителей детей с ОВЗ и родителей детей посещаемых ДОУ необходимо мотивировать на длительную и осознанную совместную работу.
· Родителям необходимо осознать, что необходима совместная работа со всеми специалистами ДОУ.
· Родителей всех детей необходимо ознакомить с особенностями и структурой дефекта.
· Ознакомить родителей детей с особенностями поведения детей с ОВЗ, связанными с дефектами.
· Родителей детей с ОВЗ необходимо ознакомить с опорной схемой, которая позволяет наиболее продуктивно работать с ребенком, учитывая его особенности.
· Родителям детей с ОВЗ необходимо акцентировать свое внимание на необходимости постоянного медицинского сопровождения.
2. Работа с педагогами
· Необходима мотивация педагогов на работу с детьми с ОВЗ.
· Педагогов необходимо подготовить к особенностям дефекта детей с ОВЗ.
· Педагогам необходимо раскрыть особенности поведения детей с ограниченными возможностями дефекта.
· Необходимо педагогам объяснить специфику работы с детьми с ОВЗ, учитывая структуру дефекта.
· Педагогам необходимо уметь вносить изменения в методику работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3. Работа психолога
· Психологу необходимо провести просвитительскую работу с педагогами, работающими с детьми с ОВЗ.
· Просветительская работа с педагогическим коллективом по поводу психологических особенностей детей с ОВЗ
· Совместная работа психологов и педагогов по внесению изменений методики работы, согласно индивидуальному дефекту ребенка.
· Проведение промежуточной диагностики для отслеживания динамики.
4. Работа медицинского работника
Список литературы
1. Баряева Л. Б. и др. «Родник» - Программа социокультурного развития детей (для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата). – СПб., 1997.
2. Битова А. Л. «Особый ребенок исследование и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации». Москва, 2000