Елена Маркусова
Фольклорный музыкально-спортивный праздник к 80-летию образования Краснодарского края «Путешествие по Краснодарскому краю»
▼ Скачать + Заказать документы
80-летию образования Краснодарского края и 225-летию со дня освоение казаками Кубанских земель посвящается!
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: фольклорный музыкально-спортивный праздник «Путешествие по Краснодарскому краю»
Автор: Маркусова Елена Эдгаровна музыкальный руководитель МДОБУ № 15 «Дружба» г. Новокубанск, Краснодарский край.
Цель:
Публикация «Фольклорный музыкально-спортивный праздник к 80-летию образования Краснодарского края „Путешествие по Краснодарскому краю“» размещена в разделах
- Краснодарский край, Краснодар
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Работа инструкторов по физической культуре
- Республика, область, край. Список городов
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2017
- Воспитание любви к Родине, родному краю, изучение культуры и обычаев народов, проживающих на территории Краснодарского края.
Задачи:
-Продолжать знакомить детей с обычаями разных народов. - Формировать представление о памятных датах и символах Краснодарского Края. - Расширять представление детей о жизни казаков, их быте, культуре, традициях.
Роли исполняют взрослые: Ведущая – Русская Краса, Кубанская Казачка, Пастушок.
Ход мероприятия: Под веселую казачью народную песню «У нас на Кубани», дети, одетые в казачьи, адыгские и русские народные костюмы, входят в зал, выстраиваются полукругом у центральной стены.
Под музыку песни "Моя Россия" в зал входит Ведущая – Русская Краса, одетая в традиционный русский народный костюм (красный сарафан и кокошник, кланяется, приветствует детей и гостей праздника.
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный и торжественный праздник. В этом исполнилось 80 лет со дня основания Краснодарского края! Мы вместе будем отмечать веселый день рождения нашей малой Родины!
У каждого листочка,
У каждого ручья,
Есть главное на свете –
Есть Родина своя!
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой березки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья…
У каждого на свете
Есть Родина своя,
А там, где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные
Все дети: Мы Родиной зовём!
Ведущая: Наша Родина – Россия, мы любим ее, потому что мы здесь родились, здесь говорят на русском, родном нам языке, и всё здесь для нас любимое, знакомое, родное.
Дети читают стихи о России.
Ведущая: Чувство любви к России выражает каждый человек, когда называет родным свой край. Наш любимый Краснодарский край – это одна из житниц страны. Наш край часто называют музеем под открытым небом и жемчужиной России.
Исполнение авторских «Кубанских частушек» в сопровождении оркестра детских народных инструментов.
Ведущая: Молодцы, ребята! У каждого на свете есть свой любимый уголок земли. Этот уголок называют малой родиной. Наша с вами малая родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди. Все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче, красивее. Итак, я предлагаю вам, ребята, отправиться в увлекательное путешествие по родному Краснодарскому краю. А на чем можно отправиться в путешествие?
Дети: На самолете, автобусе, поезде.
Ведущая: У нас с вами есть волшебный музыкальный поезд, вы готовы к отправлению?
Дети: Да, готовы!
Ведущая: Тогда говорим волшебные слова: «1,2,3, поезд нас скорей вези! Путешествие начинается, поезд отправляется!»
Дети: (повторяют слова)
Проводится коммуникативная игра «Путешествие на музыкальном паровозике» (звучит веселая песенка, дети выполняют характерные движения).
Проходит путешествие по станциям (все участники останавливаются у боковой стены зала, с вывеской «Станция символическая», здесь заранее оборудован кинотеатр с проектором и компьютером для показа слайдов).
Ведущая: Стоп, 1-я станция – «Символическая» (участники подходят к экрану проектора, там изображена Карта Краснодарского Края.)
Проводится викторина-презентация «Карта и символы Краснодарского края»
Ведущая: Ребята, посмотрите, на экране карта Краснодарского Края, вот какая большая и красивая наша Кубань (слайд 1) Какие государственные символы Краснодарского края вы знаете?
Дети: Гимн, флаг и герб (слайд 2, 3, 4)
Ведущая: Давайте послушаем гимн Краснодарского края торжественно и серьезно, ведь это главная песня, которая открывает все важные мероприятия (показ слайдов 5, 6,7 «Гимн Кубани»).
Звучит «Гимн Краснодарского края» (дети и взрослые слушают гимн стоя)
Ведущая: - Ребята, а теперь предлагаю вам поиграть в игру «Угадай герб» Перед вами на экране проектора несколько гербов разных областей России. Выберите герб Краснодарского края и опишите его (слайд 8)
Проводится ИКТ-игра «Угадай герб» (музыкальный руководитель показывет несколько гербов, а дети на экране выбирают нужное изображение, описывают, что обозначают детали герба (слайд 9)
Ведущая: - Молодцы, ребята, а теперь пройдем к столам, посмотрите, на них разложены цветные полоски бумаги. Каких они цветов?
(Дети называют цвета бумажных полосок, расположенных на столах)
Ведущая: - Как вы, думаете, почему эти цвета лежат у вас на столах?
Дети: (Это цвета флага Кубани)
Ведущая: - Предлагаю нам с вами поиграть! Составьте из полосок на ваших столах изображение кубанского флага.
Проводится подвижная игра «Собери Кубанский флаг» (дети на столах составляют флаг Кубани, правильно распределяя цвета)
Ведущая: - А вы знаете, что обозначают эти цвета?
Дети: На флаге три цвета. Малиновый – благополучие и радость, синий – цвет мира, зеленый – цвет дружбы.
Ведущая: Замечательно справились с заданием, а теперь отгадайте мою загадку:
Это столица нашего края.
Чудо земли, а может быть рая.
Нашей России был богом дан в дар
Конечно же, это наш …
Дети: Краснодар.
Ведущая: (показ слайдов о столице) Город Краснодар – столица Кубани, краевой центр. Сейчас Краснодар – настоящий красавец, город – сад. Гордо высятся современные здания, новые микрорайоны: Фестивальный, Комсомольский, Юбилейный. В десятки городов и станиц отправляют свою продукцию многочисленные предприятия.
А в каком городе мы с вами живем?
(показ слайдов о Новокубанске)
Дети: В городе Новокубанске.
Ведущая: Как называется наш микрорайон?
Дети: Капланово.
Ведущая: Как называется наш детский сад?
Дети: Детский сад № 15 «Дружба».
Ведущая: Молодцы, ребята, вы показали прекрасные знания, а сейчас я предлагаю отправиться в прошлое, чтобы увидеть с чего начинается история нашего родного края. На чем можно перенестись в прошлое?
Ответы детей: На машине времени!
(Ведущая указывает на импровизированную машину времени (ширма-ракета, украшенная звездами)
Ведущая: Все приготовились? ПУСК! (звучит космическая музыка, крутится зеркальный шар, создавая на потолке иллюзию звездного неба).
Ведущая: Мы мчимся с вами через дни и недели, месяцы и годы, столетия и века, назад в прошлое! Повторяем волшебные слова: «1,2,3, машина времени нас в прошлое неси. Путешествие продолжается, ракета отправляется»
Дети: (повторяют слова и встают в круг).
Проводится коммуникативная игра «Машина времени»
Ведущая: Возьмитесь за руки, друзья,
И встаньте в круг плотнее! (дети идут по кругу)
Круг разорвать никак нельзя,
Ведь он – машина времени.
Мы сейчас потопаем, (дети топают)
А теперь похлопаем, (дети хлопают)
Руки вместе поднимаем, (дети поднимают руки)
В прошлое мы попадаем (кружатся на месте)
Ведущая: Стоп! Машина времени остановилась! Станция «Историческая» (музыка прекращает звучать, ведущая подводит детей к Мини-музею, оборудованному у боковой стены «Казачья хата»).
Ведущая: Посмотрите, как здесь все необычно! Мы оказались в прошлом, в казачьей хате, вот так когда-то жили ваши бабушки и дедушки.
Звучит музыка «Кубань-красавица», к детям выходит, пританцовывая Кубанская Казачка, одетая в традиционный казачий костюм.
Казачка: (кланяется) Здорово дневали, казачата!
Дети: Здравствуйте!
Казачка: Добро пожаловать к нам на Кубань! Давайте с вами постоим в этом чудесном доме и рассмотрим все вокруг: вот так раньше жили казаки. Мы поговорим с вами об истории микрорайона Капланово – вашей малой Родине. Давным-давно когда микрорайона еще не было, а были, как вы думаете что?
Дети: Леса, поля, холмы и равнины.
Казачка: Леса, да не простые, почти вся земля была покрыта мелким лесом. Через наши леса и равнины протекает река, знаете какая?
Дети: Река Кубань!
Казачка: А как вы думаете, что было дальше? Не знаете? Сейчас расскажу! Первые жители поселились вблизи реки Кубань. Их основным занятием являлось хлебопашество, рыбная ловля и продажа леса. И вот из нескольких десятков семей, первыми заселивших наш микрорайон возродилась наша малая Родина Капланово. В те времена многие из жителей были казаками.
Ребята, а вы знаете кто такие казаки?
Дети: (Дети отвечают).
Казачка: Правильно! Поселились казаки на Кубани и жили свободно. Верой и правдой служили русскому царю: стерегли границы. Были они люди храбрые, удалые, умели и воевать, и жить ладно. А семьи у казаков были большие, много детей, по 5-7 человек, жили все в любви и дружбе.
Ведущая: Давайте рассмотрим предметы быта в нашей казачьей хате. Посмотрите, какой это необычный дом. Такие дома называли мазанками. Как вы думаете, ребята, из чего их строили?
Дети: Из деревьев, бревен, камней, кирпичей.
Ведущая: Правильно, а мазанками их называли потому, что стены хаток делали из глиняных кирпичей, саманов. Потом их «мазали» глиной, выравнивая стены. А крышу крыли соломой. А вы, знаете, какими ремеслами занимались казаки?
Дети: Ткали, вышивали, резали по дереву, чеканили по металлу, плели из соломки, прутьев ивы, а еще играли на музыкальных инструментах.
Исполняется песня "Мы с тобой казаки"
Казачка: Молодцы, вы настоящие казачата! Все в доме казаки изготавливали своими руками. Чтобы хорошо жить, надо трудиться. Какую работу выполняли маленькие казачата? (Дети отвечают). Правильно, помогали старшим в огороде, нянчили детей, пасли скот. А что хорошего в труде? (Дети отвечают) Местные земли осваивались с большим трудом, в основном сеяли пшеницу, ячмень, овёс, гречиху, а позднее и подсолнух, также занимались развитием животноводства. Вот поэтому, ребята, так важен труд! Своим трудом люди создали наш замечательный микрорайон Капланово и город Новокубанск.
Далее казачка отвечает на вопросы детей об убранстве дома: о посуде, рушниках, росписи стен, прялке, веретене и русской печке.
Казачка: Вижу, казачата, очень много вы знаете о своем родном крае, а поиграть со мной хотите? Главное блюдо казаков – это вареники. Из чего лепят вареники? (ответы детей). Какую начинку кладут в вареники? (ответы детей). Когда я вас поджидала, налепила много вареников, а вот сварить их не успела. Поможете мне?
Проводится казачья народная игра «Кубанские вареники» (казачата делятся на две команды, участники по очереди носят вареники по-одному на расписных деревянных досточках, к двум чугункам, стоящим на очаге-столе и бросают их «вариться», кто быстрей справиться с заданием, тот и победил.)
Ведущая: Спасибо, тебе Кубанская Казачка за помощь, а нам пора отправляться дальше, в горы Краснодарского края. Вот только на чем нам поехать, мы не знаем, а ведь путь туда трудный и неблизкий.
Казачка: А я вам помогу. У меня во дворе пасутся лошадки, раньше все казаки и казачата умели скакать верхом. Вы на них садитесь и отправляйтесь в горы, лучшего транспорта для гор вам не найти. До встречи, казачата!
Дети прощаются с Казачкой, берут у плетня лошадок и парами: (мальчик-девочка) скачут по кругу, под веселую казачью народную песню «Эх, кони вороные».
Ведущая тем временем открывает следующую декорацию: новый занавес, на нем изображены горы, пастух у костра и стадо барашков.
Ведущая: Прибыли! Станция «Горная». Вот мы и приехали в горы, посмотрите, ребята, как здесь красиво! Именно здесь берет свое начало главная река Краснодарского края наша Кубань.
Под веселую дагестанскую песню «На Кавказе», выходит Пастушок, танцует с кинжалом в руках "Лезгинку".
Пастушок: (говорит с кавказским акцентом) Приветствую вас, в Горах Кавказа! Вы такие маленькие, но уже смелые джигиты!
Ведущая: Да, наши казачата, умеют скакать на лошадях, забираться в горы и переправляться через реки.
Пастух: А вот это мы сейчас проверим! Есть у меня интересная игра, ведь когда переходишь через реку, нужно сберечь и не потерять главное для воина: оружие, коня и папаху.
Проводится адыгская народная игра «Переправа через Кубань» (дети делятся на две команды, по очереди «скачут» на лошадках, до финиша, змейкой обходя «камни», (круглые мягкие модули). Участники в правой руке держат саблю, с надетой на острие папахой. Задача: правильно и быстро обойти препятствия, не уронив саблю и папаху, передавая эстафету) .
Пастушок: Молодцы, отлично постарались. А теперь еще одно испытание, я предлагаю вам посоревноваться в смелости, ловкости и скорости. Будем вместе играть, моих барашков в круг загонять.
Проводится дагестанская народная игра «Загони барашков в круг» (дети делятся на две команды, с помощью палки, но без помощи рук, дети загоняют «барашков» (шарики или мячи, по одному в свой круг (цветной обруч).
Ведущая: Ну, вот и подошло к концу наше путешествие, спасибо, тебе, Пастушок за помощь и интересные игры. Нам пора возвращаться домой. Но горы такие высокие, а садик наш далеко, как же мы попадем домой?
Пастушок: А я вам помогу, за то, что вы со мной честно играли и мы с вами подружились, я превращаю вас в горных орлов, повторяйте волшебные слова: «1,2,3, все мы горные орлы! Вместе дружно полетим, возвратиться в сад хотим!»
Звучит армянская музыка «Полет над вершиной». Дети прощаются с Пастушком, повторяют слова, бегут по кругу и машут руками «крыльями», имитируя полет орлов.
Ведущая: Стоп, прилетели, а вот и наша последняя станция – «Кубанская».
На этой станции мы поиграем в игру «Это наша Кубань» и заодно подведем итоги нашего путешествия. Мы еще раз вспомним о природе и красоте Краснодарского края - нашей малой Родины. Когда я буду говорить слово «это» вам всем вместе нужно будет громко сказать «Наша Кубань» (во время игры показываются слайды с изображением видов природы Краснодарского края).
Проводится игра-релаксация, с использованием ИКТ-технологий «Это наша Кубань»
Ведущая: Я вижу необозримые поля и горы, покрытые зелеными лесами – это (ответы детей…
Я вижу таинственные ущелья с быстрыми речками и водопадами – это…
Я вижу горные вершины, покрытые вечным льдом, цветущие луга - это.
А вот лебединая стая на водной глади озера – это.
Я вижу бескрайние поля с колосящейся золотой пшеницей - это…
Я держу каравай теплого душистого хлеба - это.
Я вижу счастливых и дружных детей – это (ответы детей)
Подводятся итоги мероприятия:
Ведущая: Вот и закончилось наше путешествие по родной Кубани. Вам понравилось путешествовать по нашему Краснодарскому краю? (ответы детей). На каких станциях мы с вами побывали? Какая станция вам понравилась больше всего? (дети отвечают на вопросы ведущей) Вы все хорошо потрудились, молодцы. До следующего путешествия по родному краю, до свидания. А сейчас садимся в музыкальный паровозик и отправляемся в наши группы.
Звучит песня «Музыкальный паровозик», дети выполняют характерные движения, затем танцуют вместе с героями и отправляются в свои группы