Пискунова Наталья Ильинична
Участие в работе методических объединений. Доклад «Основные функции дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки РБ Прибайкальское РУО
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Татауровский детский сад «Родничок»
Доклад
Основные функции дидактической игры.
Составила: воспитатель Н. И. Пискунова
2017г
Игра - ведущая деятельность детей и занимает в жизни ребёнка особое место. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра.
Публикация «Участие в работе методических объединений, Доклад „Основные функции дидактической игры“» размещена в разделах
Основные функции дидактической игры.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Содержание игр направлено на развитие психических функций ребёнка (память, мышление, воображение, воля, а также на расширение его представлений об окружающем мире.
Д/и как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические.
В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю. Он не только передаёт определённые знания, формирует представления, но и учит детей играть.
Игры-занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных приёмов.
Д/и используется при обучении детей математике, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Д/ и как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятии расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.
Д/и как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса и осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям если эти правила усвоены. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, например: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали-покажем» и другие.
Д/и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Умственное воспитание- игры развивают сенсорные способности. Развивается речь, мышление. Нравственное воспитание-воспитание нравственных чувств и отношений: уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к родному краю, Родине.
Трудовое воспитание- воспитание первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.
Эстетическое, физическое воспитание.
Основные виды игр.
Все д/и можно разделить на три основных вида :
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольно-печатные;
- словесные игры.
1 в играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой, качеством.
Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм. В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к кукле, которое затем переносится и на своих сверстников, старших ребят.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, цветы, камушки, ракушки) применяем при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?» и т. д.
2 настольно - печатные - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растёт в саду (в лесу, в огороде?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом произрастания, объединяют по этому признаку картинки.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например: «Какую картинку спрятали». Закрепляются знания о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр-учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх ставится обучающая задача: развивать не только речь, но и воображение, творчество. Например «Отгадай, кто это?», ребёнок, взявший карточку, рассматривает её, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха).
3 Словесные игры - построены на словах и действиях играющих. Воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Например, игра «Угадай, кто позвал», игра с пальчиками, «На птичьем дворе», «У медведя во бору», «Сова» и др.
Структурой д/ и являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
1-дидактическая задача. Например, в хорошо известной всем игре «Магазин игрушек» дидактическую задачу можно сформулировать так; «Закрепить знание детей об игрушках, их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность». В каждой д/и своя обучающая задача.
2-игровые правила. Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре.
3-игровые действия. Выполнение игровых правил направляется и контролируется игровыми действиями. Например, в игре «Так бывает или нет?» правилами игры требуется : заметить в стихотворении «Это правда или нет?» Л. Станчева все небылицы:
Тёплая весна сейчас, Поздней осенью медведь
Виноград созрел у нас. Любит в речке посидеть.
Конь рогатый на лугу А зимой среди ветвей
Летом прыгает в снегу. «Га-га-га»- пел соловей.
- Быстро дайте мне ответ - Это правда или нет? (6) небылиц.
Тот кто был внимательным и заметил их, положит перед собой шесть фишек. Дети подняв руку называют все небылицы. Игра заканчивается, когда названа последняя небылица. после этого называют победителя, он получает приз-флажок, значок, открытка.
Любая игра становится дидактической, если имеется её основные компоненты : дидактическая задача, правила, игровые действия.
(Сообщение для общего родительского собрания 17 февраля 2017года.)