Наталия Александрова
3-D конструкторы в работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
При реализации ФГОС ДО, как известно, необходимо учитывать особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с этим, в стандарте указано, что реализация образовательной программы должна происходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка[3]. В настоящее время педагоги дошкольных образовательных организаций испытывают трудности в планировании образовательной деятельности с детьми с ОНР. Прежде всего, это связано с выбором основных принципов и походов к обучению таких детей. Вместе с тем, есть проблемы в отборе содержания образования.
Публикация «3-D конструкторы в работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
- Конструкторы для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Строительный материал. Методические разработки
- Темочки
Известно, что целостный образовательный процесс ДОУ – это системный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно ориентированный характер. Этот процесс направлен на достижение социально значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Именно поэтому, образовательный процесс должен обеспечивать каждому ребенку возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальностью. По мнению К. А. Белой, образовательный процесс необходимо строить на принципах комплексно - тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей. В связи с этим, необходимо спроектировать целостную модель организации образовательного процесса, создать систему, последовательность в планировании образовательного процесса[1].
Как показывает многолетняя практика, педагоги дошкольных образовательных учреждений, работающие с детьми с ОНР нередко в основу организации образовательных содержаний ставят тему, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Именно тема в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. При таком подходе, организация тематического дня и содержание образовательных областей естественным образом объединяется, что дает возможность педагогу интегрировать образовательную деятельность, избегать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям. Таким образом, тема дня задает содержание, которое реализуется в разнообразных видах детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная и двигательная). Игра (сюжетно-ролевая, режиссерская, драматизация, с правилами) также является одной из форм реализации содержания тематического дня. Рассматривая игру как свободную самостоятельную деятельность детей, воспитатель продумывает, как может быть реализована большая часть содержания тематического дня[2].
В соответствии с ФГОС ДО, реализация задач познавательного развития в образовательной деятельности у дошкольников происходит как процесс формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира[3]. Так в рамках НОД дошкольники знакомятся с животными и птицами разных стран, местами их обитания, с жилыми и нежилыми объектами окружающего мира, транспортом и пр. Для создания детей интереса к теме, расширения и закрепления представлений об окружающем мире педагоги активно планируют конструктивно - модельную деятельность с помощью 3-D конструктора из фетра. В частности, познавательная деятельность организуется в тесной взаимосвязи с конструктивно - модельной деятельностью. Так, педагоги, подбирая содержание по ознакомлению с миром животных, предлагают детям рассматривание картин, иллюстраций, организуют беседы по теме, проводят дидактические игры, и активно включают конструирование различных фигур животных, используя 3-D конструктор. Следует отметить, что он является современным нетрадиционным строительным материалом, который позволяет сооружать различные постройки. Яркие и интересные детали привлекают внимание детей, а сами детали из фетра безопасны в использовании. Кроме этого, все детали скрепляются между собой фетровыми замочками, которые крепко держат конструкцию. Отличительной особенностью наборов 3-D конструктора из мягкого фетра является то, что они подобраны по тематике. Например, «Дом», «Мельница», «Ферма», «Лес», «Африка» и прочее. Используя данный конструктор, педагоги решают задачи по формированию умений конструировать объемные конструкции, такие, как дом, животные, птица, машина, забор, дороги и т. п. Детям нравится сам процесс моделирования из мягкого фетра, они стараются подобрать детали конструктора, и, соединяя их, добиться максимальной схожести с воображаемым предметом или с образцом. Кроме этого, дети учатся устанавливать связи между основными частями сооружений, называют их цвет, форму, величину, здесь же происходит активизация словаря. Когда постройки закончены, и фигурки из набора готовы, дети с удовольствием обыгрывают их, разворачивая сюжеты в паре, в группе сверстником. Игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Такие подходы, по мнению педагогов, способствуют реализации всех задач речевого развития детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Комплексно-тематическое планирование и организация образовательного процесса в ДОО К. Ю. Белая [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка».URL : https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnotematicheskoe-planirovanie-i-organizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-v-doo
2. О. Н. Корсакова, Н. Б. Князькина., Рекомендации к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. - Волжск, 2015
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».