Александра Трунова
10 типичных ошибок, которые совершают родители, обучая ребенка чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение чтению — важный этап развития ребенка. На практике приходится сталкиваться с 10 ошибками, которые допускают родители при обучении ребенка чтению.
Ошибка 1. Разделение буквы и звука
Обучение ребенка чтению, началом которого стало изучение букв, в будущем создает большие проблемы. Поэтому следует называть звук и букву одинаково. Например, буква «М» должна звучать как звук «М», а не как «ЭМ». Если ребенок усвоит последний вариант произношения, слог «МА» будет прочитан им как «ЭМА» вместо правильного «МА». В детском сознании буква и звук должны соответствовать друг другу.
Публикация «10 типичных ошибок, которые совершают родители, обучая ребенка чтению» размещена в разделах
Ошибка 2. Изучение букв с помощью алфавита с картинками
Заучивание ребенком букв с помощью картинок надолго создает в детском сознании устойчивую связь буквы и привязанного к ней изображения. Цветные иллюстрации помогут выучить алфавит, но создадут трудности при чтении. Ребенку будет трудно понять, почему слово «КОТ» получается сложением нескольких понятий, например, «КЕНГУРУ», «ОБЛАКО» и «ТЕЛЕФОН».
Ошибка 3. Отсутствие системы
Еще одной ошибкой при обучении ребенка чтению являются бессистемные занятия. Заниматься следует регулярно, но не более 15 минут в день. Память детей достаточно кратковременна, поэтому для закрепления навыка требуется череда повторений
.
Ошибка 4. Обучение чтению по буквам
Начиная читать, ребенок произносит сначала звуки, а потом пытается их сложить. Например, произносит «М» и «А», а затем вместе «МА». Сталкиваясь с длинным словом, ребенок забывает, какой звук был им произнесен в начале. Правильным является чтение по слогам. Ребенок может «тянуть» определенный звук при чтении. Например, произносить «МММММАММММА». Главное, чтобы процесс чтения не обрывался на первом звуке. Хорошего результата можно добиться, научив ребенка пропевать слоги.
Ошибка 5. Принуждение к чтению
Еще одна ошибка родителей — принуждение к занятиям. В этом случае может возникнуть стойкая неприязнь к чтению, что станет барьером на пути к обучению. Не стоит использовать чтение и в качестве наказания. Фраза родителей : «Если не сделаешь, как я скажу, сейчас пойдем читать!» — идет вразрез с желанием привить любовь к этому занятию. Косвенное подталкивание в виде фраз «Вот сейчас дочитаем главу и пойдем играть» также использовать нельзя.
Ошибка 6. Чтение «нанизыванием» букв
В процессе обучения чтению родителями возникает ошибка в произношении слова. Ребенок произносит каждую букву отдельно, вместо того, чтобы произнести слоги один за другим. Например, «М-А-Ш-И-Н-А» вместо «МА-ШИ-НА». При чтении длинных слов ребенок отвлекается и не помнит, какие звуки уже произнес.
Ошибка 7. Родители больше не читают детям
Многие родители совершают ошибку, переставая читать ребенку сказки на ночь и петь колыбельные. Считая, что ребенок уже научился читать сам и больше не нуждается в участии папы и мамы, родители упускают важный момент совместного общения и совместного чтения. Общение помогает сформировать словарный запас ребенка, что важно не только для чтения, но и для общего развития.
Ошибка 8. Отсутствие контроля понимания при обучении чтению
В процессе обучения может возникнуть ситуация, когда ребенок читает механически, не воспринимая смысл прочитанного. Произнося слог за слогом, он не осознает значение получившегося слова. Чтобы избежать этой ошибки, рекомендуется просить ребенка пересказать прочитанный текст или задавать уточняющие вопросы.
Ошибка 9. Отсутствие примера взрослых
Обучение чтению будет успешнее, если у ребенка развит интерес к этому занятию. Интерес к книгам возникает и поддерживается в семье, где взрослые сами любят читать. Времяпровождение у телевизора или компьютера не мотивирует ребенка научиться читать, поскольку он не видит в этом смысла.
Ошибка 10. Недостаточный уровень готовности ребенка к чтению
Родители допускают ошибку, делая первые шаги в обучении ребенка слишком рано. Начиная обучение чтению с двух лет или ранее, можно добиться только механического повтора звуков. Готовность к изучению грамоты подразумевает:
• достаточный словарный запас;
• способность на слух различать разные звуки (например, ребенок понимает разницу между «дом» и «том»);
• отсутствие проблем в произношении звуков;
• хорошую ориентацию: ребенок должен различать «право — лево, верх — низ», чтобы правильно следовать по тексту.
Ошибки, которые совершают большинство родителей при обучении ребенка чтению, исправляются грамотным и системным подходом к изучению материала, а также учетом индивидуальных особенностей своего ребенка.
Порой, для исправления неправильно сформированного навыка чтения, учителю требуется до полугода систематической работы. В таком случае лучше вообще не учить ребенка читать, чем учить его неправильно.