марина корецкая
I раздел рабочей программы
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
Содержание…1.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка….3.
1.1.1. Перечень нормативных и нормативно-методических документов….3.
1.1.2. Цель и задачи реализации Программы…. 4.
1.1.3. Цели и задачи программы «Радуга»…. 5.
1.1.4. Региональный компонент …. 6.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы….8.
1.2.1. Основные принципы ДО…. 9.
1.2.2. Принципы программы «Радуга»…. 9.
1.2.3. Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников…10.
Темочки:
1.2.4. Игра –ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте….12
1.2.5. Планируемые результаты освоения программы - целевые ориентиры…. 12.
2. Содержательный раздел.
2.1. Образовательная область «социально-коммуникативное развитие»…14.
2.1.1. Основные цели и задачи образовательной области…. 14.
2.1.2. Формы работы …. 16.
2.1.3. Содержание психолого -педагогической работы…. 16.
2.2. Образовательная область «познавательное развитие»…20.
2.2.1. Основные цели и задачи образовательной области ….20.
2.2.2. Формы работы…21.
2.2.3. Содержание психолого-педагогической работы….21.
2.3. Образовательная область «речевое развитие». 24.
2.3.1. Основные цели и задачи образовательной области …24.
2.3.2. Формы работы …24.
2.3.3. Содержание психолого-педагогической работы…. 24.
2.4. Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»….25.
2.4.1. Основные цели и задачи образовательной области ….26.
2.4.2. Формы работы …27.
2.4.3. Содержание психолого-педагогической работы…. 27.
2.5. Образовательная область «физическое развитие»…. 30.
2.5.1. Основные цели и задачи образовательной области …30.
2.5.2. Формы работы…. 31.
2.5.3. Содержание психолого-педагогической работы…. 31.
3. Организационный раздел.
3.1. Режим дня …. 32.
3.1.1. Система физкультурно-оздоровительной работы….34.
3.2. Учебный план…37.
3.2.1. Перечень основных видов образовательной деятельности…. 37.
3.2.2. Расписание НОД…. 38.
3.2.3. Содержание образовательной деятельности в режиме дня …. 40.
3.3. Комплексно- тематическое содержание образовательной работы…. 44.
3.3.1. Комплексно - тематический план НОД…. 50.
3.3.2. Культурно- досуговая деятельность….61.
3.4. Особенности организации развивающей среды….61.
3.5. Методическое обеспечение…. 63.
3.6. Основные формы работы с родителями….64.
3.7. Социальный паспорт группы…. 65.
Приложения №1. Перечень событий, праздников, мероприятий….67.
№2. Перечень событий, праздников, мероприятий…. 67.
№3. Перечень художественной литературы ….70.
№ 4. Перечень основных движений, подвижных игр и упражнений…. 72.
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка:
Методологической основой рабочей программы является перспективное планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга». Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно - образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Рабочая программа охватывает следующие образовательные области:
• социально - коммуникативное развитие (социализация, труд. безопасность)
• познавательное развитие (познание ФЦКМ, опытно – экспериментальная деятельность, ФЭМП).
• речевое развитие (коммуникация, художественная литература)
• художественно-эстетическое развитие (Изобразительная деятельность, Конструктивно-модельная, Музыкально-художественная деятельность.)
• физическое развитие
.В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования.
Рабочая программа учитывает опыт практической работы, трансформированного в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Эта программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно - образовательного процесса, направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
1.1.1. Программа разработана в соответствии с нормативной базой:- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13
- Основной образовательной программой дошкольного образования;
- Локальными актами ДОУ.
1.1.2. Цели и задачи реализации программы дошкольного образования
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, реализуемой комплексной программы «Радуга», приоритетного направления - физического развития дошкольников с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на :
• создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
• на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.1.3. Уточняя и дополняя задачи реализации образовательной программы, необходимо отметить, что средствами комплексной программы «Радуга» осуществляется решение следующих задач:
Цели:
• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни;
• Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;
• Обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства
Задачи:
• Обеспечивать охрану здоровья детей дошкольного возраста;
• Способствовать физическому и физиологическому развитию, становлению деятельности и сознания;
• Закладывать основы личности;
• Создавать атмосферу эмоционального комфорта, условия для творческого самовыражения.
1.1.4. Региональный компонент согласуется с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Основная образовательная и дополнительные программы в комплексном взаимодействии способствуют целостности дошкольного образования детей, на этапе перехода из одной ступени возраста к другой.
Программа : Е. С. Бабунова «Наш дом- Южный Урал»
Программа раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. Информационная часть программного материала отражает познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношениях
в быту, семье, труде, особенностях отношения к природе, специфике игрового и речевого фольклора, особенностях изобразительного искусства.
Программа имеет методические указания, раскрывающие использование средств, методов, приемов в реализации идей народной педагогики.
Программа рекомендована для детей старшего дошкольного возраста, однако подготовительный период ее реализации может быть начат в более ранние сроки.
Цели: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.
Задачи:
• способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала.
• формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию региона.
• развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.
Пособие: Т. А. Тарасова, Л. С. Власова «Я и моё здоровье»
В пособии раскрываются следующие цели валеологического образования и воспитания дошкольников:
• воспитание у детей культуры здоровья, включающей ознакомление с ценностями здорового образа жизни, проявление, глубокого интереса к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;
• создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важного фактора развития личности ребенка.
Реализация поставленных целей позволяет решать следующие задачи:
• воспитывать здоровьесберегающее сознание детей, включающее в себя элементарные знания о своем организме, методах его закаливания, стремление заботиться о собственном здоровье, вести здоровый образ жизни;
• развивать знания и умения, направленные на оздоровление, укрепление индивидуального здоровья, проектировать собственный вариант здорового образа жизни; самостоятельно (по возможности) решать возникающие проблемы здоровья;
• воспитывать здоровьесохраняющее мировоззрение, т. е. взгляды, оценочные суждения о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека;
• формировать осознанную потребность в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни.
Основными принципами программно-методического обеспечения пособия «Я и мое здоровье» являются:
• доступность, наглядность, активность, сознательность обучения, его развивающая и воспитывающая направленность;
• формирование базисных основ культуры здоровья;
• интеграция знаний из различных наук с целью формирования соответствующего мышления и поведения;
• личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком в регламентированной, нерегламентированной и самостоятельной деятельности;
• учет психологических особенностей усвоения знаний детьми на каждом возрастном этапе;
• активное овладение детьми элементарными знаниями о своем здоровье и навыками его сбережения;
• формирование деятельностно-практического отношения к полученным знаниям о себе и своем здоровье;
• организация предметно-развивающей среды в детском саду.
Стратегия данного пособия — увеличение количества и качества здоровья у каждого ребенка.
Материалы, предлагаемые для педагогов, включают в себя программное содержание, методические рекомендации, практические разработки.
Программное содержание формирование трех уровней так называемых валеологических знаний и умений дошкольников
В пособии раскрываются следующие цели валеологического образования и воспитания дошкольников:
• воспитание у детей культуры здоровья, включающей ознакомление с ценностями здорового образа жизни, проявление, глубокого интереса к оздоровлению собственного организма, развитие навыков ведения здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих;
• создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важного фактора развития личности ребенка.
Реализация поставленных целей позволяет решать следующие задачи:
• воспитывать здоровьесберегающее сознание детей, включающее в себя элементарные знания о своем организме, методах его закаливания, стремление заботиться о собственном здоровье, вести здоровый образ жизни;
• развивать знания и умения, направленные на оздоровление, укрепление индивидуального здоровья, проектировать собственный вариант здорового образа жизни; самостоятельно (по возможности) решать возникающие проблемы здоровья;
• воспитывать здоровьесохраняющее мировоззрение, т. е. взгляды, оценочные суждения о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека;
• формировать осознанную потребность в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни.
Основными принципами программно-методического обеспечения пособия «Я и мое здоровье» являются:
• доступность, наглядность, активность, сознательность обучения, его развивающая и воспитывающая направленность;
• формирование базисных основ культуры здоровья;
• интеграция знаний из различных наук с целью формирования соответствующего мышления и поведения;
• личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком в регламентированной, нерегламентированной и самостоятельной деятельности;
• учет психологических особенностей усвоения знаний детьми на каждом возрастном этапе;
• активное овладение детьми элементарными знаниями о своем здоровье и навыками его сбережения;
• формирование деятельностно-практического отношения к полученным знаниям о себе и своем здоровье;
• организация предметно-развивающей среды в детском саду.
Стратегия данного пособия — увеличение количества и качества здоровья у каждого ребенка.
Материалы, предлагаемые для педагогов, включают в себя программное содержание, методические рекомендации, практические разработки.
Программное содержание формирование трех уровней так называемых валеологических знаний и умений дошкольников.
Обязательная часть Программы построена на основе примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Радуга» ( авторский коллектив: Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон) – (далее – «Радуга
. Часть, формируемая участниками образовательного процесса Программы построена на основе программ : «Ладушки» И. Каплуновой. ,Пензулаева физкультурные занятия с деттьми 3-4 лет.
1.2. Принципы и подходы к реализации образовательной программы
Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы :
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС
1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
1.2.1. Основные принципы дошкольного образования
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития.
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество ДОУ с семьей.
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
.2.2. Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «Радуга» :
Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования.
Принципы:
1. принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;
2. принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
3. решение поставленные цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегру-женности детей;
4. единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;
5. принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных областей;
6. принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.
ия и умения в различных видах деятельности.