Виктория Пасечная (Ключкина )
Использование и применение песочной графики в работе с дошкольниками в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Если меня попросят назвать универсальную все возрастную игровую среду, то я отвечу, не сомневаясь : «Песок».
Песок – загадочный материал, он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности
Публикация «Использование и применение песочной графики в работе с дошкольниками в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Я хочу поделиться своим опытом в коррекционно-развивающей работе с песком, как одним из перспективных и доступных методов в работе педагога-психолога с дошкольниками.
Песок – это замечательный сенсорный материал, непревзойденная по своим возможностям предметно- игровая среда и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования. Игра с ним активизирует и поддерживает детскую фантазию и инициативу. В процессе работы с песком у ребенка закрепляется направленность на процесс, а это и есть залог развития.
Используя песок, можно осуществить практически любые свои идеи, а так же совершать увлекательные путешествия, решать множество проблем, ощутить радость творчества.
Песок оказывает не только расслабляющее действие, но и несет лечебную, коррекционную и обучающую функции.
Исследователями обнаружено, что отрицательные эмоции, возникающие у детей, находят свое отражение в песочной картине. Но при совместном создании такой картины они постепенно ослабевают и как бы «уходят в песок». Песок, как вода, поглощает отрицательную энергию, очищает ее, стабилизирует эмоциональное состояние ребенка. В этом и заключается терапевтический эффект песочной терапии.
Песок является отличным сенсорным стимулятором, например, беспокойные дети, замкнутые и стеснительные, положительно реагируют на теплый песок – они становятся более расслабленными, раскованными. А двигательно- расторможенные, инициативные и раздражительные дети реагируют на прохладный песок – он помогает им сконцентрироваться, охлаждая и расслабляя их. Играя с песком, дети проявляют уверенность и любознательность.
Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей выхода. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами.
Песочная терапия представляет собой невербальную форму психокоррекции.
Ее цель — достижения эффекта «самоисцеления» посредством спонтанного самовыражения. Человек ощущает себя творцом и через свое творение трехмерно выражает свой внутренний мир. В этом заключается принцип песочной терапии.
Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми и взрослыми со следующим спектром проблем:
• Различные формы нарушения поведения;
• Сложности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
• Психосоматические заболевания;
• Повышенная тревожность, страхи;
• Сложности, связанные с изменениями в семье (развод, переезд, потеря близкого человека и т. п);
• Неврозы.
• Нарушения в развитии высших психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения) ;
• Отсутствие мотивации, отказ взаимодействовать со взрослыми (воспитатель, родитель).
• Кризисные состояния.
• Дети с ОВЗ.
• Подготовка руки к овладению письма.
В коррекционно-развивающей работе с дошкольниками наиболее эффективно включение в занятия :
1. Элементы песочной анимации - рисование песком на световых столах.
2. Арт-терапия: классическая красками и цветным песком.
3. Элементы сказкотерапии и кукольный театр.
В своей работе с детьми я часто использую элементы песочной анимационной терапии на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным. Играя с песком, ребенок испытывает удовольствие, что побуждает его к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в идеях на песке. Дети получают удовольствие от занятия с песком, расслабляются.
На занятия с детьми я знакомлю их со свойствами песка, техниками рисования и прорисовывания деталей. Посредствам песка происходит развитие обеих рук, так как песочная анимация предполагает и работу одновременно обеими руками. Это способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга.
Занятия строятся на основе сказок или волшебных историй, которые способствуют не только развитию фантазии и речи у детей, но и более глубокому раскрытию ребенка. Когда ребенок работает с элементами анимационной терапии, он сам придумывает и оживляет сказочные сюжеты. Занятия помогают отреагировать на негативные переживания и снять возникшее психоэмоциональное напряжение, например : застенчивость, агрессию, тревожность.
В работе с песком используются основные технические элементы рисования:
• Песочным карандашом, валиком для песка, стилусами для песка, скребками для песка, кисточками, штампами.
• Одновременно использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, засыпанием из кулачка.
• Кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами.
В работе с песком можно использовать различного вида материалы: ребристый мячик, сито, морские камни и ракушки, мелкие животные, мерная ложечка, детские лопатки и грабли, песочный карандаш, различные формочки, бусы, разноцветные камни, трафареты, рамки, стилусы для песка, скребки для песка, валики для песка, зеркало (отражение половинки, в общем все то, что ребенок может использовать воплощая идеи.
Совместные занятия педагога-психолога и воспитателя позволяют ребенку раскрыться, так как наша работа может вестись как индивидуально, так и в группе.
Мой опыт работы показывает, что использование элементов песочной терапии и анимационной песочной терапии и классической терапии дает положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к занятиям;
- воспитанники чувствуют себя более успешными;
- на занятиях нет места монотонности и скуке;
- у малышей более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.
- развиваются психические процессы.
Песок- выступает как сенсорный стимулятор.
Применять метод песочной терапии можно для развития мелкой моторики. Песочные игры, отличное развивающее занятие для детей. В таких играх развивается не только мелкая моторика, но и глазомер, мышление, фантазия, концентрация внимания и усидчивость. Дети 6-7 лет с большим удовольствием работают на занятиях по «подготовке ведущей кисти руки ребенка к письму» песочным карандашом.
Преимущество и плюсы использования данного метода песочной анимации выражаются в том, что она:
• способствует процессу индивидуализации;
• снимает скованность, освобождает творческий потенциал, внутренние чувства, обостряет восприятие и актуализирует воспоминания;
• развивает воображение, обеспечивает многократный опыт благодаря множественности символических значений;
• позволяет снять контроль сознания, обеспечивает непосредственную игру, где нет никакого правильного или неправильного пути;
• является естественным языком для детей;
• не имеет ограничений для использования с людьми разных культур, рас, возрастов и интеллектуальных статусов;
• дает клиенту возможность от роли «пострадавшего» перейти к роли «создателя» своей жизни;
• служит дополнением к другим методам психокоррекционной и психотерапевтической работы;
• обеспечивает психологу возможность личной психотерапии.
Включение мною в традиционные развивающие занятия элементов песочной терапии дает больший воспитательный и образовательных эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.
Опыт применения песочной терапии в рамках работы психолога показывает, что различные модификации песочной терапии могут быть очень эффективными в работе не только психологов, но и учителей- дефектологов, логопедов.