Крестина Арюткина
Применение современных информационно-коммуникативных технологий в работе с дошкольниками, имеющими ФФНР
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Своевременное и качественное формирование фонематического восприятия является необходимым условием развития речи ребенка и залогом его успешного обучения в школе. Вместе с тем, многие исследователи (А. М. Горчакова, О. Н. Жовницкая, Л. А. Зайцева, И. С. Зайцев, Н. П. Самарцева, Г. В. Чиркина и др.) отмечают, что количество детей, имеющих речевые нарушения, в настоящее время значительно возросло. При этом группа дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием является одной из наиболее многочисленных.
Публикация «Применение современных информационно-коммуникативных технологий в работе с дошкольниками, имеющими ФФНР» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Фонетико-фонематическое недоразвитие – дефект речевого развития, особенно часто отмечаемый у старших дошкольников – детей 5-6 лет. Данная проблема давно привлекает внимание исследователей. Ее изучению были посвящены работы Б. Я. Булатовской, Ю. М. Вернадского, Н. И. Каспаровой, Г. В. Кручинского, Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. А. Ткаченко и многих других авторов. Наиболее глубоко эта проблема исследовалась группой ученых под руководством Р. Е. Левиной.
В процессе изучения фонетико-фонематического недоразвития речи Р. Е. Левина, В. К. Орфинская, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. А. Ткаченко установили, что его главной характеристикой является незаконченность процессов формирования произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционным характеристикам. Полученные результаты позволили этим авторам дать определение этого речевого нарушения: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [8].
Как категория фонетико-фонематическое недоразвитие относится к психолого-педагогической классификации речевых нарушений и объединяет большую группу речевых расстройств (ринолалию, дизартрию, дислалию акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы) [8].
В настоящее время достаточно глубоко изучены механизмы, приводящие к возникновению фонетико-фонематических нарушений, условия, влияющие на степень их выраженности, а также определены пути коррекции. В научной литературе имеются рекомендации, определяющие пути преодоления дефекта. В то же время, многочисленность группы дошкольников с подобным дефектом, выраженность и стойкость имеющихся у них затруднений, то негативное влияние, которое они оказывают в дальнейшем на процесс обучения, позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования средств и содержания коррекционно-развивающего воздействия.
К числу наиболее современных и перспективных технологий коррекционно-развивающего воздействия исследователи относят информационно-коммуникационные технологии.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационные технологии представляют собой комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе эти методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютерными технологиями [6].
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер занимает центральное место [6].
По мнению таких исследователей, как П. В. Сысоев, С. В. Титова и др., современные информационно-коммуникационные средства усиливают индивидуализацию обучения, обеспечивают обучающимся доступ к информации и позволяют представить ее в интересной детям форме, эффективно сочетающей в себе вербальные и визуальные компоненты [6; 7].
Как было отмечено ранее, увеличение количества детей, имеющих речевые нарушения (в том числе ФФНР, сложность структуры и устойчивость выявляемых дефектов побуждает искать новые формы и методы логопедической работы. Выбор эффективных средств коррекционного воздействия определяется задачами, которые должен решать логопед – обеспечить проведение планомерной системной коррекционной работы с детьми с опорой на их сохранные виды восприятия. Оптимальному решению данной задачи способствуют специализированные компьютерные технологии.
Исследователь Л. Р. Лизунова отмечает, что использование в коррекционной деятельности компьютерных технологий, которые учитывают закономерности и особенности развития детей с нарушением речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения [4].
Как указывают Ю. Ф. Гаркуша, Н. А. Черлина, Е. В. Манин, информационно-коммуникационные технологии могут быть успешно использованы логопедом в различных видах профессиональной деятельности: диагностической; в процессе проведения индивидуальных и фронтальных занятий, в работе с родителями [2].
Оценивая эффективность применения информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ФФНР, мы считаем необходимым подчеркнуть возможности подачи материала в игровой форме, которые они предоставляют.
Для детей дошкольного возраста игра – ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается личность. Правильно подобранные обучающие компьютерные игры и задания воспринимаются дошкольниками, прежде всего, как игровая деятельность, а затем уже как учебная, что повышает эффективность занятий [1].
В настоящее время в процессе диагностики и коррекции речевых дефектов дошкольников с ФФНР логопеды успешно используют целый ряд современных электронных продуктов, в частности, электронный альбом «Логопедическая-диагностика «Мерсибо»», пособие «Учимся говорить правильно» (2008); программа «Игры для Тигры» (2004); «Звуковой калейдоскоп» («Мерсибо») и другие. Рассмотрим особенности и возможности применения в логопедической практике наиболее известных из них.
Значительную помощь в проведении диагностики речевого развития ребенка логопеду может оказать использование «Логопедической экспресс-диагностики «Мерсибо» (интерактивные игры и упражнения). Ее применение позволяет сократить сроки обследования, так как необходимый диагностический материал предоставлен одном диске. Следует отметить, что программа имеет интерактивный характер – она дает возможность использовать микрофон для записи речи ребенка, предоставляет ему возможность услышать свою речь, сравнить варианты произношения, проконтролировать себя.
Использование программы «Учимся говорить правильно» позволяет эффективно решать задачи коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими ФФНР. В содержание программы включены несколько разделов: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи. Каждый раздел включает в себя набор интерактивных заданий, для работы с которыми необходима компьютерная мышь и наушники. Материал, включенный в содержание разделов программы, может быть использован в ходе групповых и индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и произношения у дошкольников, формирования у них предпосылок к овладению грамотой.
Основу программы «Игры для Тигры» составляют методики Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой и других авторов. Программа собрана в четыре больших блока: «Фонематика», «Просодика», «Лексика», «Звукопроизношение». Задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме, что делает процесс коррекции речи при ее применении более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками. Программа позволяет зафиксировать начальное состояние фонетико-фонематических процессов у ребенка, его изменение в процессе работы и конечный результат коррекционного воздействия.
«Звуковой калейдоскоп» («Мерсибо») включает комплекс анимационных игр, направленных на развитие фонематического слуха у детей. Осваивая эти игры, дошкольники учатся выделять ударный звук, определять место звука в слове, анализировать звуковой состав слова.
Рассмотренные электронные продукты могут быть творчески использованы логопедом в работе по коррекции ФФНР у дошкольников, в тоже время количество занятий, которые можно провести с их использованием ограничивается содержанием материала, включенного в разделы.
Исходя из этого, мы считаем, что наилучшим вариантом, как при индивидуальной, так и при фронтальной работе с дошкольниками является использование авторских презентаций, созданных в программе PowerPoint.
В коррекционно-развивающем процессе презентация выступает как мультимедийный цифровой образовательный ресурс [3].
Однообразное повторение речевого материала по напечатанным текстам не привлекает детей и ведет к снижению активности при выполнении заданий. Использование в коррекционной деятельности мультимедийных презентаций, сокращает утомление и повышает мотивационную готовность ребенка к занятию. Использование компьютера способствует концентрации внимания детей, что трудно достигается при фронтальной и групповой работе [4].
Преимущество авторских презентаций состоит в том, что логопед может самостоятельно определить их содержание, структуру и оформление, разработать дидактические задания и упражнения в соответствии с темой и решаемыми в данный момент задачами, уровнем речевого развития воспитанников.
В зависимости от тематики занятия на слайдах может быть размещен необходимый картинный материал, цифровые фотографии, flash–анимации, видеофрагменты. Но наиболее значимой в процессе применения авторских презентаций в работе по коррекции ФФНР у дошкольников нам представляется возможность включения в содержание слайдов аудиофрагментов. Работа с ними, в сочетании с использованием видеоряда, по нашему мнению, позволит повысить эффективность занятий так как движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.
Создание педагогом-логопедом авторских презентаций для занятий с детьми, по нашему мнению, представляет ему больше возможностей для творчества, позволяет учесть индивидуальные особенности, возможности и интересы дошкольников с которыми он занимается.
Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время не определены четкие требования к подобным презентациям – их содержанию, структуре, оформлению; не прописаны четко организационно-педагогические условия их эффективного применения в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими ФФНР. Исследование этой проблемы представляется нам чрезвычайно актуальным, научно и практически значимым.
Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике делает занятия более интересными, повышает доступность материала для детей.
Внедрение компьютеризированных средств в процесс коррекции нарушений речи дошкольников позволяет усовершенствовать организацию и методы логопедического воздействия. Их использование в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ФФНР оценивается исследователями и логопедами-практиками как один из наиболее эффективных инструментов в арсенале современной логопедии. К числу самых действенных из них относятся авторские презентации.
Создание презентаций для проведения групповых и индивидуальных логопедических занятий с дошкольниками, имеющими ФФНР, позволяет педагогу не только учесть индивидуальные особенности и уровень речевого развития детей, с которыми он работает, но также дает большой простор для творческого поиска наиболее эффективных коррекционных средств воздействия на них.
Вместе с тем в настоящее время не определены четкие требования к содержанию, структуре, оформлению авторских презентаций; не прописаны четко организационно-педагогические условия их эффективного применения в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками, имеющими ФФНР. Решение этой проблемы является важной научной задачей, имеющей большое практическое значение.
Литература
1. Веденина, Е. Р. Развивающие и обучающие компьютерные игры в ДОУ / Е. Р. Веденина // Воспитатель ДОУ. – 2010. – № 12. – С. 15–18.
2. Гаркуша, Ю. Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе / Ю. Ф. Гаркуша, Н. А. Черлина, Е. В. Манина // Логопед. – 2004. – № 2. – С. 5–7.
3. Ковригина, Л. В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста / Л. В. Ковригина // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 3. – С. 57–59.
4. Лизунова, Л. Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе / Л. Р. Лизунова // Логопед. – 2006. – № 4. – С. 19–21.
5. Лынская, М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ / М. И. Лынская // Логопед в детском саду. – 2006. – № 6. – С. 21–22.
6. Сысоев, П. В. Современные информационные и коммуникационные технологии : дидактические свойства и функции / П. В. Сысоев // Язык и культура. – 2012. – № 1. – С. 120–133.
7. Титова, С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика : пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов / C. B. Титова. – М. : Изд-во ИКАР, 2014. – 240 с.
8. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа) : учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : МГОПИ, 1993. – С. 4-7.