Анастасия Алексеевна Изгагина
Конспект занятия «1 Апреля — Международный день птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
«1 апреля - Международный день птиц»
Выполнила: Изгагина А. А
Воспитатель 1к. к.
Цели:
1) Закрепить с детьми названия перелётных птиц, стремление больше узнать о них, об их жизни в весенний период;
2) Научить выделять и называть их характерные особенности; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении;
3) Закрепить с детьми обрядовые песни - заклички, игры, продолжая приобщать к народной культуре;
Публикация «Конспект занятия „1 Апреля — Международный день птиц“» размещена в разделах
- День птиц. 1 апреля
- День птиц. Конспекты занятий к 1 апреля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
4) Развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь, умение отгадывать загадки, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, любовь к родной природе.
Тип занятия : закрепление полученных знаний.
Предварительная работа:
беседы и наблюдения за птицами на прогулке, прослушивание записи с пением птиц; рассматривание иллюстраций с птицами, загадывание загадок, заучивание и чтение стихов, рассказов о перелётных птицах.
Ход занятия
Ребята, а вы знаете, что сегодня у всех птиц будет «день рождения». Этот день называется «Международный день птиц». Поэтому, сегодня наше занятие будет посвящено птицам.
(слышится стук в дверь, входит Незнайка).
Незнайка:
Ой, здравствуйте ребята, мне сказали, что вы сможете помочь.
Воспитатель:
Незнайка, в чём мы тебе можем помочь.
Незнайка:
Сегодня праздник птиц и мне Знайка поручил подготовиться к этому дню, но я ничего о птицах не знаю. Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель:
Ребята поможем Незнайке?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Незнайка, присоединяйся к нам, и мы тебе расскажем о птицах, которые прилетают весной.
Встаньте рядышком друг с другом
Словно месяц полукругом
И послушайте загадку
Дайте правильно отгадку.
Загадка: Она приходит с ласкою
И со своею сказкой
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Воспитатель:
-Ребята, расскажите Незнайке, что бывает только весной? (тает снег, расцветают подснежники, лопаются почки и появляются маленькие листочки, день становится длиннее, появляется первая травка, с юга прилетают птицы).
Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые прилетают с юга.
(вместе с детьми подходим к иллюстрациям с птицами).
Посмотрите, какие красивые птицы изображены на нашем плакате. Посмотрите внимательно.
Скажите, каких птиц вы узнали? (ласточка, кукушка, грачи, скворец, жаворонок, соловей.) - Дети поочерёдно показывают.
Как, одним словом можно назвать этих птиц? (перелётные).
А какие птицы прилетают из тёплых стран первыми? (грачи).
Грачи не боятся холодов и пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека.
Стих по грачей
На проталинах грачи
Белоносые врачи -
Землю ковыряют,
Будто проверяют:
Как здоровье у неё?
Чем и как лечить её?
А какие птицы прилетают последними (ласточки).
А как вы догадались, что это ласточка? (У ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.)
Стих про ласточку
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен;
А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой.
(Алексей Плещеев)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, что это за птица?
Дети:
Скворец.
Стих про скворцов
- Это что за молодЕц!
- Чёрный маленький скворец!
Он по огороду ходит,
Червячков в земле находит!
У нас в скворечнике живёт,
Прилетает каждый год!
Он - заботливый отец,
Этот чёрненький скворец!
Слышите, пищат птенцы?
Скоро вырастут – скворцы
Воспитатель:
А как вы догадались, что это скворец? Давайте рассмотрим скворца (Скворец весь чёрный, клюв прямой длинный; клювом скворцы добывают червяков, жуков из земли).
Воспитатель:
Это кто?
Дети:
Соловей.
Воспитатель:
А по каким признакам догадались, что это соловей? (Сверху соловей окрашен в тёмно-каштановый цвет, снизу оперение светло-серое, грудка и горлышко белые, а хвост красновато-бурый).
Воспитатель:
Это кто?
Дети:
Кукушка.
А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кукушка». (ВСТАЕМ В КРУЖОК)
Вместе: К нам кукушка в огород
Прилетела и поёт,
Ты глаза не открывай,
Кто позвал, тебя, узнай!
Воспитатель:
Ребята, а давайте рассмотрим строение птицы? (Игра «Собери строение птицы»)
Ребята, расскажите Незнайке, чем похожи все птицы? (Клюв, две лапки, перья, крылья, хвост).
Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев).
Воспитатель:
Ребята, а какая первая забота у птиц весной? (поправить старые гнёзда и построить новые). Из чего строят гнёзда птицы? (Из веточек, соломинок, глины, земли, из сухих травинок, лоскутков, пушинок). Где птицы строят свои гнёзда? (На деревьях, на земле, под крышей, в кустах).
• Ласточки строят гнёзда под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не забралась в гнездо кошка. Строительный материал — это глина, земля, а склеивается всё слюной самой птицы. Ласточки прилетают к нам в середине мая.
• Соловьи поселяются в густых зарослях черёмухи, ивы или камыша. Устраивают гнёзда прямо на земле.
• Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой-нибудь птице.
• Грачи строят гнёзда на высоких деревьях. Грач приносит ветки, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но от гнезда одна из птиц не улетает, иначе гнездо займёт другая пара птиц.
Вот, когда гнёзда готовы, какая следующая забота у перелётных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов).
А кто заботится, высиживает, бережёт их? (Мама-птица-самка).
Кто кормит маму и птенцов? (Папа-самец).
Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (Сделать и развесить скворечники).
Молодцы! А вы знаете, ребята, что птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями. Песни у птиц бывают разные. Иногда голос одной и той же птицы меняется. Для птиц весенние песни – это серьёзное и важное дело. Надо сказать, что поют только самцы.
А сейчас сядьте поудобнее послушайте, и посмотрите на природу в весеннем лесу и пение птиц. Догадайтесь, какое у них настроение.
Звучит видеозапись «Голоса птиц в весеннем лесу». Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (радостное, весёлое, на душе легко и т. д.)
Воспитатель:
Ребята, а давайте поиграем в игру «Кто лишний?» посмотрите внимательно, все ли птицы у нас на картинках перелётные? Кто здесь лишний? (Синица, снегирь, голубь.)
Воспитатель:
И так, зачем, ребята нужны нам птицы? (они уничтожают вредных насекомых, жуков, мошек, радуют нас своим пением, внешним видом, чудной окраской своего оперения, являются санитарами леса, создают красоту природы).
Послушайте стихотворение.
Чтоб от вредных насекомых
Сады, цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!
Вот и подошло к концу наше занятие. Незнайка, мы тебе помогли? Ты теперь справишься с заданием?
Подготовишься к празднику «Международному дню птиц».
Незнайка:
Да, ребята, теперь я всё смогу сделать. Большое вам спасибо, без вас бы мне не справиться. (РАЗДАЕТ УГОШЕНИЕ).
Выполнила: Изгагина А. А
Воспитатель 1к. к.
Цели:
1) Закрепить с детьми названия перелётных птиц, стремление больше узнать о них, об их жизни в весенний период;
2) Научить выделять и называть их характерные особенности; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении;
3) Закрепить с детьми обрядовые песни - заклички, игры, продолжая приобщать к народной культуре;
4) Развивать воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь, умение отгадывать загадки, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, любовь к родной природе.
Тип занятия : закрепление полученных знаний.
Педагогические принципы:
– учет индивидуальных и возрастных особенностей;
– принцип доступности;
– принцип развивающего обучения;
– принцип рефлективности.
Сопутствующие методы:
– игровой;
– объяснительно – иллюстративный;
– частично – поисковый;
– практический.
Способы оценки результатов:
– анализ;
– самоанализ;
– рефлексия;
– подведение итогов.
Предварительная работа:
беседы и наблюдения за птицами на прогулке, прослушивание записи с пением птиц; рассматривание иллюстраций с птицами, загадывание загадок, заучивание и чтение стихов, рассказов о перелётных птицах.
Ход занятия
Ребята, а вы знаете, что сегодня у всех птиц будет «день рождения». Этот день называется «Международный день птиц». Поэтому, сегодня наше занятие будет посвящено птицам.
(слышится стук в дверь, входит Незнайка).
Незнайка:
Ой, здравствуйте ребята, мне сказали, что вы сможете помочь.
Воспитатель:
Незнайка, в чём мы тебе можем помочь.
Незнайка:
Сегодня праздник птиц и мне Знайка поручил подготовиться к этому дню, но я ничего о птицах не знаю. Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель:
Ребята поможем Незнайке?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Незнайка, присоединяйся к нам, и мы тебе расскажем о птицах, которые прилетают весной.
Встаньте рядышком друг с другом
Словно месяц полукругом
И послушайте загадку
Дайте правильно отгадку.
Загадка: Она приходит с ласкою
И со своею сказкой
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Воспитатель:
-Ребята, расскажите Незнайке, что бывает только весной? (тает снег, расцветают подснежники, лопаются почки и появляются маленькие листочки, день становится длиннее, появляется первая травка, с юга прилетают птицы).
Сегодня мы с вами поговорим о птицах, которые прилетают с юга.
(вместе с детьми подходим к иллюстрациям с птицами).
Посмотрите, какие красивые птицы изображены на нашем плакате. Посмотрите внимательно.
Скажите, каких птиц вы узнали? (ласточка, кукушка, грачи, скворец, жаворонок, соловей.) - Дети поочерёдно показывают.
Как, одним словом можно назвать этих птиц? (перелётные).
А какие птицы прилетают из тёплых стран первыми? (грачи).
Грачи не боятся холодов и пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека.
Стих по грачей
На проталинах грачи
Белоносые врачи -
Землю ковыряют,
Будто проверяют:
Как здоровье у неё?
Чем и как лечить её?
А какие птицы прилетают последними (ласточки).
А как вы догадались, что это ласточка? (У ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.)
Стих про ласточку
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен;
А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой.
(Алексей Плещеев)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, что это за птица?
Дети:
Скворец.
Стих про скворцов
- Это что за молодЕц!
- Чёрный маленький скворец!
Он по огороду ходит,
Червячков в земле находит!
У нас в скворечнике живёт,
Прилетает каждый год!
Он - заботливый отец,
Этот чёрненький скворец!
Слышите, пищат птенцы?
Скоро вырастут – скворцы
Воспитатель:
А как вы догадались, что это скворец? Давайте рассмотрим скворца (Скворец весь чёрный, клюв прямой длинный; клювом скворцы добывают червяков, жуков из земли).
Воспитатель:
Это кто?
Дети:
Соловей.
Воспитатель:
А по каким признакам догадались, что это соловей? (Сверху соловей окрашен в тёмно-каштановый цвет, снизу оперение светло-серое, грудка и горлышко белые, а хвост красновато-бурый).
Воспитатель:
Это кто?
Дети:
Кукушка.
А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кукушка». (ВСТАЕМ В КРУЖОК)
Вместе: К нам кукушка в огород
Прилетела и поёт,
Ты глаза не открывай,
Кто позвал, тебя, узнай!
Воспитатель:
Ребята, а давайте рассмотрим строение птицы? (Игра «Собери строение птицы»)
Ребята, расскажите Незнайке, чем похожи все птицы? (Клюв, две лапки, перья, крылья, хвост).
Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом оперения, формой хвоста, размером крыльев).
Воспитатель:
Ребята, а какая первая забота у птиц весной? (поправить старые гнёзда и построить новые). Из чего строят гнёзда птицы? (Из веточек, соломинок, глины, земли, из сухих травинок, лоскутков, пушинок). Где птицы строят свои гнёзда? (На деревьях, на земле, под крышей, в кустах).
• Ласточки строят гнёзда под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не забралась в гнездо кошка. Строительный материал — это глина, земля, а склеивается всё слюной самой птицы. Ласточки прилетают к нам в середине мая.
• Соловьи поселяются в густых зарослях черёмухи, ивы или камыша. Устраивают гнёзда прямо на земле.
• Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой-нибудь птице.
• Грачи строят гнёзда на высоких деревьях. Грач приносит ветки, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но от гнезда одна из птиц не улетает, иначе гнездо займёт другая пара птиц.
Вот, когда гнёзда готовы, какая следующая забота у перелётных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов).
А кто заботится, высиживает, бережёт их? (Мама-птица-самка).
Кто кормит маму и птенцов? (Папа-самец).
Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (Сделать и развесить скворечники).
Молодцы! А вы знаете, ребята, что птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями. Песни у птиц бывают разные. Иногда голос одной и той же птицы меняется. Для птиц весенние песни – это серьёзное и важное дело. Надо сказать, что поют только самцы.
А сейчас сядьте поудобнее послушайте, и посмотрите на природу в весеннем лесу и пение птиц. Догадайтесь, какое у них настроение.
Звучит видеозапись «Голоса птиц в весеннем лесу». Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (радостное, весёлое, на душе легко и т. д.)
Воспитатель:
Ребята, а давайте поиграем в игру «Кто лишний?» посмотрите внимательно, все ли птицы у нас на картинках перелётные? Кто здесь лишний? (Синица, снегирь, голубь.)
Воспитатель:
И так, зачем, ребята нужны нам птицы? (они уничтожают вредных насекомых, жуков, мошек, радуют нас своим пением, внешним видом, чудной окраской своего оперения, являются санитарами леса, создают красоту природы).
Послушайте стихотворение.
Чтоб от вредных насекомых
Сады, цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!
Вот и подошло к концу наше занятие. Незнайка, мы тебе помогли? Ты теперь справишься с заданием?
Подготовишься к празднику «Международному дню птиц».
Незнайка:
Да, ребята, теперь я всё смогу сделать. Большое вам спасибо, без вас бы мне не справиться. (РАЗДАЕТ УГОШЕНИЕ).