баранова татьяна ивановна
Анализ опыта работы педагогов по формированию представлений об окружающем мире детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с окружающим миром – один из важнейших разделов работы с детьми раннего возраста.
Анализируя опыт работы педагогов по формированию представлений об окружающем мире детей дошкольного возраста, необходимо отметить, что многие педагоги-воспитатели используют в своей работе дидактические игры.
Публикация «Анализ опыта работы педагогов по формированию представлений об окружающем мире детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности - познания окружающего мира и себя в нем. Главным средством удовлетворения этой потребности является сенсорное (чувственное) освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий, и наглядных представлений.
Для младшего дошкольника типичен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-образного мышления. Маленькому ребенку в постижении окружающего мира помогают взрослые.
Обучение детей на занятиях по ознакомлению с природой осуществляется разными методами (наблюдение, рассматривание картин, игрушек и т. д., широко используются активные действия детей (предметные, продуктивные, игровые, включенные в игры, инсценировки с игрушками). Выбор метода зависит от вида занятия, его основной задачи. В соответствии с этим используются и разнообразные словесные методы (чтение художественного произведения, рассказ воспитателя).
Во время проведения прогулок воспитатель, как правило, обращает внимание ребенка на окружающую природу. Не спеша, давая внимательно рассмотреть то, о чем говорит, взрослый рассказывает о природных изменениях окружающего мира в различные времена года. Осенью дети вместе с воспитателем рассматривают деревья на участке группы: (как изменяется цвет листьев, как они опадают с дерева при малейшем дуновении ветра, как природа засыпает, трава становится коричневой и желтой, цветы опускают свои головки и засыхают).
Дети в это время любят собирать красивые листья, поднимая их с земли, они ощущают их в своих маленьких ручках, листья шуршат под их маленькими ножками, дети внимательно слушают осень. Собирают красивые букеты, тут же разбрасывают их, получая массу удовольствия, и формируя при этом мелкую моторику рук, обогащая свои сенсорные ощущения. Все это, несомненно, развивает восприятие ребенком окружающего мира, обогащает его речь и интеллект.
Воспитатель обращает внимание детей и на изменения в животном мире. Прежде всего, это птицы, которые все чаще и чаще прилетают на участок группы в поисках пищи. Взрослый объясняет ребятам, что корма становиться все меньше и меньше, птицам труднее прокормить себя. Для этого люди вешают на деревья кормушки.
Наступает зима: выпадает первый снег. Приближаются новогодние праздники. Елки, расположенные на участке взрослые наряжают бумажными игрушками. Дети радуются, это вызывает у них положительные праздничные эмоции. На прогулку ребята берут с собой лопатки и играют ими, копая снег. Совместно с взрослыми они учатся лепить снеговика, катая снежные комки, которые быстро увеличиваются в размере. А потом происходят интересные игры с вылепленным снеговиком.
Птицы реже появляются, им трудно искать корм. Для этого на участке установлена кормушка. Собираясь на прогулку, воспитатель берет с собой зерно или хлебные крошки. На участке дети наблюдают за кормлением птиц из кормушки. Все это учит детишек любить родную природу, беречь окружающую среду.
Как показывает практика, правильно организованная прогулка помогает детям интересно проводить время на свежем воздухе. Занятия по ознакомлению с природой дают возможность последовательно формировать у них знания об особенностях природного окружения.
Существуют различные методы ознакомления ребенка с природой, окружающим миром. В том числе и словесные беседы в помещении группы, показ наглядного материала, дидактическая игра.
Представления о мире, отношение к людям формируется в течение 3-4 лет после рождения (Ж. Пиаже, Э. К. Суслова, О. Н. Юденко). В Забайкальском крае в 2010 году разработали модель педагогической стратегии этнокультурного образования дошкольников. Так, в МБДОУ №16 «Дюймовочка» разработан проект «Забайкальские кружева». Детей знакомят с традициями и обычаями родного края в уголке крестьянского быта, где представлены экспонаты старинной кухонной утвари, мебели, одежды. В театрально-речевой студии «Матрешки» дошкольники участвуют в театрализованных играх и спектаклях по сказкам забайкальского народа. При участии родителей сформирован мини-музей «Куклы наших бабушек» (обереговые, обрядовые и игровые). В группах во время режимных моментов звучат песни забайкальского народа, читаются произведения забайкальских авторов.
В МАДОУ №20 г. Иркутска «Почемучка» разработан проект «Жилище человека и его безопасность». В процессе осуществления проекта дошкольники усвоили необходимость в построении поселений, объединяющихся в регионы и страны. Дети поняли необходимость и важность обустраивания жилища, создания комфортных условий жизни.
Разработанный в МБДОУ №8 г. Красноярска «Малышок» познавательно-речевой проект «Мир детской культуры в фотографиях столетий», в первую очередь через детские игрушки, одежду, детали быта направлен на показ многообразия мира детей.
В МБДОУ №10 г. Ангарска «Чебурашка» реализован проект «Пряники русские, мятные, вкусные…» : дошкольники узнали, что такое традиции, как можно испечь пряник, развили трудовые умения по лепке из теста, приобщились к литературному наследию русского народа.
МБДОУ № 13 г. Омска «Сказка» в познавательно-исследовательском проекте «Учимся слышать голос родной степи» вывозило детей в степь на экскурсии; дети посещали выставки местных художников, занимались продуктивной деятельностью.
С целью всестороннего изучения родного края был создан краеведческий мини-музей «Гураненок», позволяющий не только рассмотреть предметы со всех сторон, но и практически его освоить.
С традициями народной культуры, русскими календарными праздниками, обычаями, песнями, народными музыкальными инструментами знакомятся дети МБДОУ № 18 г. Иркутска благодаря участию в работе фольклорной студии.
Вот таким образом строится работа по развитию познания окружающего мира дошкольниками Забайкалья [19, 24-17].
Один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности – это детское экспериментирование. В МБДОУ № 15 «Ручеек» г. Усть-Илимск Иркутской области активно используют опыты, которые проводят как во время организованных занимательных дел, так и в свободной самостоятельной деятельности. Например, дети определяют, прозрачно ли молоко и вода; прозрачность материалов, из которых сделана посуда; узнают, какие материалы быстрей нагреваются от горячего чая; выясняют, где быстрее растворится сахар; экспериментируют с мукой и производят другие опыты. Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, наглядно показывают связи между живым и неживым в природе [26, 95].
Педагоги г. Королёв Московской области поделились своим опытом познавательного развития детей. На протяжении многих лет у них существует традиция: встречи с интересными людьми, которые проводятся в рамках формирования первоначальных представлений о труде взрослых. Дети этой детской организации познакомились со многими профессиями своих родителей (инженер-конструктор, инженер-испытатель, пожарный. Врач, парикмахер, овощевод, строитель, швея и др.). На встречах-занятиях дети знакомятся с содержанием профессиональной деятельности, оборудованием, спецодеждой изучаемой профессии. Проводится большая подготовительная работа : например, для встречи с космонавтом дети вместе с воспитателями изучали планеты Солнечной системы, историю родного города, факты, связанные с запуском первого искусственного спутника Земли, с первыми полетами в космос, с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина. Для О. Д. Кононенко делали рисунки на космическую тематику, формировали вместе с родителями вопросы на интересующую тематику. Педагоги детского сада выражают уверенность, что такие встречи в будущем помогут сделать детям правильный выбор своей профессии [33, 32].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа воспитателей в ДОО по познавательному развитию детей сложна и многообразна. Она затрагивает самые различные сферы жизнедеятельности, многообразна по своим формам, зависит от географического расположения ДОО, от целей, которые ставят перед собой педагоги, от их профессиональной компетенции, от наличия правовой и методической документации и многих других факторов.
Итак, дошкольное образование – первая ступень общего образования. Одним из направлений дошкольного образования является познавательное развитие ребёнка, которое участвует в формировании у детей предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Для того, чтобы ребенок, уходя в начальную школу смог соответствовать требованиям целевых ориентиров образовательного стандарта, а именно: проявлял любознательность, интересовался причинно-следственными связями, пытался самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; был склонен наблюдать, экспериментировать, обладал начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, необходимо уже на начальном этапе дошкольного образования работать над его представлениями об окружающем мире.
Необходимо формировать представления детей об окружающем мире, опираясь на знания особенностей его мышления, физиологии, основных видов деятельности.