Филатова Анна
Конспект занятия «Звуковая культура речи. Звук [З]. В гостях у комарика» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: упражнять в чётком произношении звука З.
Программные задачи:
1. Образовательные:
• упражнять детей в произношении звука З, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком;
• упражнять в умении образовывать существительные множественного числа родительного падежа в употреблении предложно – падежных конструкций;
2. Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Звуковая культура речи, Звук [З], В гостях у комарика“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание;
• развивать диалогическую и монологическую речь;
• развивать моторику речевого аппарата, слуховое восприятие; уточнить и закрепить артикуляцию звука «З»;
• совершенствовать интонационную выразительность.
3. Воспитательные:
• воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Предварительная работа:
Разучивание пальчиковой гимнастики «Шарик»; предварительное чтение произведений К. И Чуковского «Краденое солнце», «Муха – Цокотуха», «Краденое солнце».
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: демонстрационная доска; игрушки-куклы: комарик, муха - цокотуха, бабочка, муравей, стрекоза, паук, картинка язычка, картинки к произведению К. И. Чуковского «Краденое солнце".
Ход:
1. Вводная часть.
Воспитатель:
- «Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуйте, мои друзья! Вот он, ты и вот он, я!
(Дети сидят на стульчиках)
( За ширмой сидят игрушки: комарик, муха – цокотуха)
Воспитатель:
- Дети, догадайтесь, кто к нам спешит в гости?
«Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Разрешенья не спросит,
Подлетит - и укусит!» (Комар)
(Воспитатель из-за ширмы достаёт и показывает игрушку)
Воспитатель:
— Ребята, комарик пришёл к нам в гости и хочет подружиться с нашим язычком. Мы вместе научимся говорить звук «З» и определять его в словах.
2. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
(Показ картинки язычка. Комарик сидит и слушает. Дети повторяют за воспитателем)
Воспитатель:
- Мы с вами, сейчас будем делать гимнастику для язычка, чтобы он был гибким и хорошо умел говорить.
Гимнастика для язычка
«Язычок сидел дома и решил, подружиться с ребятами выглянул из окна (показ язычка).
Посмотрел вверх, потом посмотрел вниз, а затем снова вверх. (показ язычка, дети повторяют)
И увидел яркое солнышко. Язычок очень обрадовался и улыбнулся (упражнение «Улыбка»)
Вышел на прогулку и побежал быстро - быстро (показ).
- Теперь и ваш язычок легко справится с песенкой комара.
Послушайте ее: «З- З –З»
(воспитатель произносит изолированный звук «З»)
— Давайте вместе споем песню комара.
(воспитатель напоминает, что при пении песенки губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубки).
Начинайте тихонько: «З-З-З-З» (хоровое и 5-6 индивидуальных выступлений)
1. Девочки поют тихо «З- З-3»;
2. Мальчики поют громко «З- З-3»;
3. Маленькие комарики (девочки) поют «Зи-Зи-Зи»
4. Большие комарики (мальчики) «Зу-Зу-Зу»
(повторяют 3 раза, после показа воспитателя, тренируется сила голоса)
Воспитатель:
- Послушайте дети, наш комарик придумал интересную песенку.
Воспитатель проговаривает чистоговорку:
«ЗА – ЗА – ЗА – комар, кузнечик, стрекоза» (весело)
- Давайте и мы исполним веселую песенку комарика
(дети хором и индивидуально повторяют чистоговорку)
«ЗУ – ЗУ – ЗУ – мы поймали стрекозу» (удивлённо)
Как сказать одним словом: комар, кузнечик, стрекоза - это насекомые.
(воспитатель предлагает повторить чистоговорку сначала мальчикам, потом девочкам и индивидуально)
Воспитатель:
— Комарику очень понравилось, как вы поете. Поиграем.
2. Словесная игра «Поймай комарика»
(Дети стоят вокруг воспитателя хлопают в ладоши, услышав в словах звук «З»)
Воспитатель:
- Дети, комарик придумал загадки, в которых есть его песенка «З».
- Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите песенку комарика звук «З».
Воспитатель:
Берёза, зеркало, зубы, зима, собака, зебра, пчела.
3. Игра «Назови лишний предмет?»
(Картинки на магнитной доске)
Заяц, таз, зебра, обезьяна, коза, змея.
- Выберите только животных и назовите их:
Заяц, зебра, обезьяна, коза - звери или животные.
4. Игра «Один - много»
Заяц - зайцы, коза - козы, зебра – зебры, змея - змеи, обезьяна - обезьяны.
- Молодцы, вы отгадали все загадки комарика.
5. Пальчиковая гимнастика:
«Надуваем шарик» : придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мячик или шарик.
«Шарик лопнул» : пальцы возвращаются в исходное положение.
«Шарик»
«Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надуваю я»
(повторить 2- 3 раза)
6. Работа над стихотворением.
Комарик нам принёс книгу К. И. Чуковского «Краденое солнце»
(воспитатель показывает в книге картинку про крокодила)
Воспитатель:
-Давайте вспомним, что крокодил проглотил солнце и стало темно и страшно.
- Что сделали птицы и звери? (заплакали, заревели)
А крокодил злодей веселился.
И тогда на помощь пришёл медведь (показ иллюстрации по книге).
Воспитатель:
- Послушайте отрывок:
«Не стерпел медведь,
Заревел медведь,
И на злого врага
Налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»
Испугался Крокодил.
Завопил, заголосил.
А из пасти из зубастой
Солнце вывалилось…»
(воспитатель делает акцент на выделенных словах, побуждая детей проговаривать эти слова вместе с ним, повторяют 1-2 раза слова со звуком «З»)
Воспитатель:
- Какие вы услышали слова со звуком «З»?
- Итак, мы произнесли слова со звуком "З" - заревел, заголосил, завопил, зубастой.
Воспитатель:
«Засияло солнце, звери и птицы обрадовались
И закричали:
«Здравствуй солнце золотое!»
- Как, они закричали? (громко и радостно)
-Давайте и мы произнесём это предложение радостно.
«Здравствуй солнце золотое!»
(Ответы хоровые и индивидуальные 3- 4 раза)
7. Рефлексия.
-Дети с каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук «з»)
Комарик, из какой сказка Корнея Ивановича Чуковского?
(«Муха-Цокотуха»)