Приложение МААМ

«Звуки [р]-[р’]. Буква Р». Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Замуруева Наталья
«Звуки [р]-[р’]. Буква Р». Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группы

«Звуки Р и Рь. Буква Р»

Автор: Замуруева Наталья Викторовна

Цель: закрепление знаний о звуках Р, РЬ, буквы Р.

Задачи:

Образовательные:

• Актуализация представлений о звуках речи, о гласных и согласных, твердых и мягких, глухих и звонких согласных;

• Совершенствование навыков звукового анализа слов, составления и анализа предложения;

• закрепление знаний о звуках Р, РЬ, буквы Р;

• Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.

Развивающие:

Развитие памяти, мышления, фонематических процессов, интонационной выразительности речи, речевого дыхания, общей и мелкой моторики

Воспитательные:

• Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества, самостоятельности и активности

Оборудование: интерактивная доска, презентация, дидактический материал для звукового анализа и корректирующей пробы, рыбки с картинками, прищепки, дидактическое пособие «ведра для рыбалки» с кармашками, «камешки» со словами, обручи, ткань.

Предварительная работа: разучивание зрительной и пальчиковой гимнастики, игры “Море волнуется раз. ”

Ход занятия:

Педагог с детьми встают в круг: Здравствуйте, дети! Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Педагог: Ребята, у нас сегодня будет необычный гость. Чтобы узнать, кто с нами сегодня будет играть, вам необходимо отгадать загадку. Присаживайтесь за столы и внимательно послушайте загадку:

Эта рыбка не простая,

К нам из сказки приплывает.

Все желанья исполняет,

Всё про всех на свете знает.

Ответы детей.

1 слайд (появляется золотая рыбка).

«Здравствуйте, ребята! Я к вам сегодня приплыла поиграть с буквами и звуками. У меня очень много друзей - обитателей морей, озёр и рек. Хотите с ними познакомиться?»

Ответы детей.

2слайд (картинки: карась, ёрш, карп, осётр, рак, краб)

Педагог: Ребята, какой звук мы слышим в названии всех друзей золотой рыбки?

Ответы детей: звук р.

Педагог: Давайте уточним, как же правильно его произносить?

Язычок поднят вверх, как при выполнении упражнения “лошадка”. При выдохе - кончик языка начинает дрожать.

Педагог : ребята, а какой это звук? давайте дадим ему характеристику.

Это гласный или согласный? согласный, потому что воздух встречает преграду - язык поднимается вверх.

А в этих словах - он твёрдый или мягкий? (краб, рак, осётр, ёрш, карп, карась).

Правильно, твёрдый.

А давайте определим, он звонкий или глухой?

Дети кладут руку на горлышко – дрожит.

Закрывают уши руками – звенит.

3 слайд. Золотая рыбка: «А вот ещё мои друзья приплыли: это пескарь, креветка и треска».

Педагог: а какой звук мы слышим во всех этих словах? Рь.

Давайте дадим ему характеристику.

Ответы детей: это согласный, звонкий, мягкий.

Педагог: Молодцы, ребята. А у вас ушки внимательные?

Ответы детей.

Педагог: давайте проверим, поиграем в игру “Поймай звук р”.

Я говорю, а вы внимательно слушаете и если услышите р, то ловите его - хлопайте в ладошки.

Сначала послушайте слоги: Па, ла, ма, ра, ло, ко, ро, зу, ур, ву, му, ри, ди, фи, ли.

Теперь слушайте слова: Лапа, рама, волки, руки, метры, лак, рак, клад, морж, лук, роза, лампа, рыба, двор, стол.

А теперь я произнесу два предложения:

Лена поймала плотву. Рома на рынке выбрал карасей.

В каком предложении вы услышали слова с звуком р? в первом про Лену или во втором про Рому?

Ответы детей.

Правильно. А сколько слов в предложении про Рому?

Правильно, пять. Рома на рынке выбрал карасей.

Педагог: Какие у вас внимательные ушки! Все звуки р поймали.

Педагог: Мальчики и девочки, а хотите отправится на волшебную рыбалку?

Ответы детей.

Педагог: Давайте разделимся на 2 команды. Первая команда будет ловить рыб, у которых картинки со звуком “Р”, а вторая команда рыб, у которых в названии есть звук «Рь». Какое ведро нужно взять первой команде? синее. Правильно, потому что они собирают картинки с твёрдым звуком р, а вторая команда возьмёт какое? зелёное ведро для картинок со звуком рь.

Педагог: Но располагать рыбки с картинками надо в зависимости от того, где находится звук: в начале, в середине или конце слова.

Картинки: ракета, баран, корова, помидор, редис, рис, курица, дверь.

Ребята играют в игру “Рыбалка”.

Затем вместе с педагогом дети проверяют “результаты рыбалки”.

Золотая рыбка: Ребята, а давайте вспомним букву, которая обозначает звуки р, рь?

Ответы детей.

Педагог: Присаживайтесь за столы и давайте превратим звуки в букву.

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три:

Букву Р рассмотри.

4 слайд: Буква Р.

Педагог: из каких частей состоит буква Р?

Ответы детей: палочка и полукруг.

Педагог: а глазки у вас внимательные?

Ответы детей.

Педагог: давайте проверим, чьи глазки самые внимательные?

Но сначала сделаем для них зарядку.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо- влево

Заниматься вновь начнем.

Глазами смотрят вверх, вниз

Педагог: А теперь давайте возьмём карандаши и проверим, правильно ли мы их держим?

Молодцы, а теперь найдите все буквы «Р» на листе (корректирующая проба) и обведите.

Дети ищут и обводят все буквы «Р» на листе с заданиями.

Педагог: Молодцы, а теперь обменяйтесь листами и проверьте друг друга.

Педагог: Чтобы пальчики лучше работали, давайте сделаем гимнастику для них.

Пять маленьких рыбок

Играли в реке,

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе

Лежало большое

Бревно на песке,

Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок

И рыбка сказала:

“Нырять здесь легко!”

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение

Вторая сказала:

“Ведь здесь глубоко”.

Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест)

А третья сказала:

“Мне хочется спать!”

Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (спит)

Четвёртая стала

Чуть-чуть замерзать.

Быстро качаем ладонями (дрожь)

А пятая крикнула:

“Здесь крокодил!

Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот)

Плывите скорей,

Чтобы не проглотил!”

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают)

А теперь давайте напечатаем букву р и слоги с ней.

Дети сначала читают, а потом печатают: р, ра, ро, ру, ри, ры, рэ.

Каждый ребёнок выполняет задания в своём темпе и в своём объёме.

Педагог: Молодцы! а хотите поиграть с осьминогом в игру “Море волнуется. ”

Дети выполняют упражнение - речь с движением.

«Море волнуется раз,

море волнуется два,

море волнуется три,

К кому подплыл осьминог

слово со звуком «Р» назови.

Педагог: Присаживайтесь за столы, золотая рыбка хочет вам что- то сказать.

Слайд 5: Золотая рыбка: «А у меня еще есть друзья, отгадайте загадку и узнаете их».

Вместо пальцев - ножницы,

Панцирь, вместо кожицы.

В мутной речке прячутся

И все время пятятся. (Раки)

Слайд 6. Слово «Раки».

Педагог: совершенно верно- это слово раки. Присаживайтесь за столы. Давайте составим звуковую схему названия лучших друзей рыбки, но сначала вспомним, какие же бывают звуки.

Беседа с детьми о звуках.

Гласные (воздух не встречает преграду, ничего воздуху не мешает. можно петь, тянуть. А, О,У,И,Э,Ы)

Согласные - воздух встречает преграду - губы, зубы или язык. нельзя петь, тянуть. Согласные: твёрдые - мягкие, звонкие - глухие.

Дети самостоятельно составляют звуковую схему слова раки. Затем все вместе проверяют и комментируют свои действия.

Первый звук р - согласный, звонкий, твёрдый; обозначим синим.

Второй звук а - гласный; обозначим красным.

Третий звук кь - согласный, глухой, мягкий; обозначим зелёным.

Четвёртый звук - и гласный; обозначим красным.

Поднимите руку, у кого схема выполнена без ошибок. Вы все, ребята, молодцы! А скажите, пожалуйста.

Сколько всего звуков в слове раки? 4

Сколько гласных? 2 Назовите их. А, И

Сколько слогов? 2 Назовите их. РА - КИ

Сколько согласных? Назовите их. Р, Кь

Сколько твёрдых согласных? Назовите. Р

Сколько мягких? Назовите Кь

Педагог: Молодцы! Ребята, а посмотрите на камушки около нашего пруда. Они тоже не простые. Если мы их перевернём, то сможем прочитать слова. Прочитаем слова и составим из них предложения.

Дети читают и составляют предложения.

Раки плавают в пруду. Крабы живут в море.

Слайд 7: Золотая рыбка: «Вот спасибо вам, ребята. Очень интересно было с вами играть! Но мне пора в свой сказочный мир. До свидания».

Дети встают в кружок.

Педагог: Ребята, предлагаю вам вспомнить все, что мы делали на занятии? Что нового вы узнали? Что вам было интересно? Что для вас было легко?

В чем вы испытывали затруднения?.

Ответы детей.

Педагог:Вместе за руки возьмёмся, мы друг другу улыбнёмся и гулять скорей пойдём.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группеКонспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группе «Конспект занятия по обучению грамоте Звуки [С], [С’].Буква Сс. В подготовительной группе». Образовательные задачи: Закрепить представление.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С] и [Ш]»Конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [С] и [Ш]» Вид деятельности: Занятие по подготовке к обучению грамоте Тема: «Звуки [С] и [Ш]» Цель: Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Звуки [р]-[р’]. Буква Р». Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 6 февраля 2025 в 13:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Звуки [р]-[р’]. Буква Р». Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Замуруева Наталья (УИ 1812497) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД