Замуруева Наталья
«Звуки [р]-[р’]. Буква Р». Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группы
«Звуки Р и Рь. Буква Р»
Автор: Замуруева Наталья Викторовна
Цель: закрепление знаний о звуках Р, РЬ, буквы Р.
Задачи:
Образовательные:
• Актуализация представлений о звуках речи, о гласных и согласных, твердых и мягких, глухих и звонких согласных;
• Совершенствование навыков звукового анализа слов, составления и анализа предложения;
• закрепление знаний о звуках Р, РЬ, буквы Р;
• Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие:
Развитие памяти, мышления, фонематических процессов, интонационной выразительности речи, речевого дыхания, общей и мелкой моторики
Воспитательные:
• Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества, самостоятельности и активности
Оборудование: интерактивная доска, презентация, дидактический материал для звукового анализа и корректирующей пробы, рыбки с картинками, прищепки, дидактическое пособие «ведра для рыбалки» с кармашками, «камешки» со словами, обручи, ткань.
Предварительная работа: разучивание зрительной и пальчиковой гимнастики, игры “Море волнуется раз. ”
Ход занятия:
Педагог с детьми встают в круг: Здравствуйте, дети! Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Педагог: Ребята, у нас сегодня будет необычный гость. Чтобы узнать, кто с нами сегодня будет играть, вам необходимо отгадать загадку. Присаживайтесь за столы и внимательно послушайте загадку:
Эта рыбка не простая,
К нам из сказки приплывает.
Все желанья исполняет,
Всё про всех на свете знает.
Ответы детей.
1 слайд (появляется золотая рыбка).
«Здравствуйте, ребята! Я к вам сегодня приплыла поиграть с буквами и звуками. У меня очень много друзей - обитателей морей, озёр и рек. Хотите с ними познакомиться?»
Ответы детей.
2слайд (картинки: карась, ёрш, карп, осётр, рак, краб)
Педагог: Ребята, какой звук мы слышим в названии всех друзей золотой рыбки?
Ответы детей: звук р.
Педагог: Давайте уточним, как же правильно его произносить?
Язычок поднят вверх, как при выполнении упражнения “лошадка”. При выдохе - кончик языка начинает дрожать.
Педагог : ребята, а какой это звук? давайте дадим ему характеристику.
Это гласный или согласный? согласный, потому что воздух встречает преграду - язык поднимается вверх.
А в этих словах - он твёрдый или мягкий? (краб, рак, осётр, ёрш, карп, карась).
Правильно, твёрдый.
А давайте определим, он звонкий или глухой?
Дети кладут руку на горлышко – дрожит.
Закрывают уши руками – звенит.
3 слайд. Золотая рыбка: «А вот ещё мои друзья приплыли: это пескарь, креветка и треска».
Педагог: а какой звук мы слышим во всех этих словах? Рь.
Давайте дадим ему характеристику.
Ответы детей: это согласный, звонкий, мягкий.
Педагог: Молодцы, ребята. А у вас ушки внимательные?
Ответы детей.
Педагог: давайте проверим, поиграем в игру “Поймай звук р”.
Я говорю, а вы внимательно слушаете и если услышите р, то ловите его - хлопайте в ладошки.
Сначала послушайте слоги: Па, ла, ма, ра, ло, ко, ро, зу, ур, ву, му, ри, ди, фи, ли.
Теперь слушайте слова: Лапа, рама, волки, руки, метры, лак, рак, клад, морж, лук, роза, лампа, рыба, двор, стол.
А теперь я произнесу два предложения:
Лена поймала плотву. Рома на рынке выбрал карасей.
В каком предложении вы услышали слова с звуком р? в первом про Лену или во втором про Рому?
Ответы детей.
Правильно. А сколько слов в предложении про Рому?
Правильно, пять. Рома на рынке выбрал карасей.
Педагог: Какие у вас внимательные ушки! Все звуки р поймали.
Педагог: Мальчики и девочки, а хотите отправится на волшебную рыбалку?
Ответы детей.
Педагог: Давайте разделимся на 2 команды. Первая команда будет ловить рыб, у которых картинки со звуком “Р”, а вторая команда рыб, у которых в названии есть звук «Рь». Какое ведро нужно взять первой команде? синее. Правильно, потому что они собирают картинки с твёрдым звуком р, а вторая команда возьмёт какое? зелёное ведро для картинок со звуком рь.
Педагог: Но располагать рыбки с картинками надо в зависимости от того, где находится звук: в начале, в середине или конце слова.
Картинки: ракета, баран, корова, помидор, редис, рис, курица, дверь.
Ребята играют в игру “Рыбалка”.
Затем вместе с педагогом дети проверяют “результаты рыбалки”.
Золотая рыбка: Ребята, а давайте вспомним букву, которая обозначает звуки р, рь?
Ответы детей.
Педагог: Присаживайтесь за столы и давайте превратим звуки в букву.
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три:
Букву Р рассмотри.
4 слайд: Буква Р.
Педагог: из каких частей состоит буква Р?
Ответы детей: палочка и полукруг.
Педагог: а глазки у вас внимательные?
Ответы детей.
Педагог: давайте проверим, чьи глазки самые внимательные?
Но сначала сделаем для них зарядку.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Закрывают оба глаза
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
Продолжают стоять с закрытыми глазами
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост
Нарисуем букву о, получается легко.
Глазами рисуют букву о
Вверх поднимем, глянем вниз,
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Вправо, влево повернем,
Глаза смотрят вправо- влево
Заниматься вновь начнем.
Глазами смотрят вверх, вниз
Педагог: А теперь давайте возьмём карандаши и проверим, правильно ли мы их держим?
Молодцы, а теперь найдите все буквы «Р» на листе (корректирующая проба) и обведите.
Дети ищут и обводят все буквы «Р» на листе с заданиями.
Педагог: Молодцы, а теперь обменяйтесь листами и проверьте друг друга.
Педагог: Чтобы пальчики лучше работали, давайте сделаем гимнастику для них.
Пять маленьких рыбок
Играли в реке,
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе
Лежало большое
Бревно на песке,
Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок
И рыбка сказала:
“Нырять здесь легко!”
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение
Вторая сказала:
“Ведь здесь глубоко”.
Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест)
А третья сказала:
“Мне хочется спать!”
Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (спит)
Четвёртая стала
Чуть-чуть замерзать.
Быстро качаем ладонями (дрожь)
А пятая крикнула:
“Здесь крокодил!
Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот)
Плывите скорей,
Чтобы не проглотил!”
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают)
А теперь давайте напечатаем букву р и слоги с ней.
Дети сначала читают, а потом печатают: р, ра, ро, ру, ри, ры, рэ.
Каждый ребёнок выполняет задания в своём темпе и в своём объёме.
Педагог: Молодцы! а хотите поиграть с осьминогом в игру “Море волнуется. ”
Дети выполняют упражнение - речь с движением.
«Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три,
К кому подплыл осьминог
слово со звуком «Р» назови.
Педагог: Присаживайтесь за столы, золотая рыбка хочет вам что- то сказать.
Слайд 5: Золотая рыбка: «А у меня еще есть друзья, отгадайте загадку и узнаете их».
Вместо пальцев - ножницы,
Панцирь, вместо кожицы.
В мутной речке прячутся
И все время пятятся. (Раки)
Слайд 6. Слово «Раки».
Педагог: совершенно верно- это слово раки. Присаживайтесь за столы. Давайте составим звуковую схему названия лучших друзей рыбки, но сначала вспомним, какие же бывают звуки.
Беседа с детьми о звуках.
Гласные (воздух не встречает преграду, ничего воздуху не мешает. можно петь, тянуть. А, О,У,И,Э,Ы)
Согласные - воздух встречает преграду - губы, зубы или язык. нельзя петь, тянуть. Согласные: твёрдые - мягкие, звонкие - глухие.
Дети самостоятельно составляют звуковую схему слова раки. Затем все вместе проверяют и комментируют свои действия.
Первый звук р - согласный, звонкий, твёрдый; обозначим синим.
Второй звук а - гласный; обозначим красным.
Третий звук кь - согласный, глухой, мягкий; обозначим зелёным.
Четвёртый звук - и гласный; обозначим красным.
Поднимите руку, у кого схема выполнена без ошибок. Вы все, ребята, молодцы! А скажите, пожалуйста.
Сколько всего звуков в слове раки? 4
Сколько гласных? 2 Назовите их. А, И
Сколько слогов? 2 Назовите их. РА - КИ
Сколько согласных? Назовите их. Р, Кь
Сколько твёрдых согласных? Назовите. Р
Сколько мягких? Назовите Кь
Педагог: Молодцы! Ребята, а посмотрите на камушки около нашего пруда. Они тоже не простые. Если мы их перевернём, то сможем прочитать слова. Прочитаем слова и составим из них предложения.
Дети читают и составляют предложения.
Раки плавают в пруду. Крабы живут в море.
Слайд 7: Золотая рыбка: «Вот спасибо вам, ребята. Очень интересно было с вами играть! Но мне пора в свой сказочный мир. До свидания».
Дети встают в кружок.
Педагог: Ребята, предлагаю вам вспомнить все, что мы делали на занятии? Что нового вы узнали? Что вам было интересно? Что для вас было легко?
В чем вы испытывали затруднения?.
Ответы детей.
Педагог:Вместе за руки возьмёмся, мы друг другу улыбнёмся и гулять скорей пойдём.