Надя Борисова
«Звуки [н]-[н’]. Буква Нн». Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
воспитатель: Борисова Н. Г.
Задачи:
1. Уточнить и закрепить знания детей о звуках [м-м’]; учить различать их.
2. Учить детей определять местоположение заданного звука в слове.
3. Познакомить детей со звуками [н и н’], уточнить их артикуляцию.
4. Познакомить с буковой Н.
5. Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуками
[н-н’].
6. Упражнять детей в правильном употреблении предлогов;
7. Развивать мелкую моторику руки детей в процессе работы с буквенным
конструктором.
Публикация «„Звуки [н]-[н’], Буква Нн“, Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Оборудование:
Изображение Знайки, набор картинок, в названии которых есть звуки [м-м’] и [н-н’]; буквенное панно, перфокарты на каждого ребёнка, зеркала, ножницы, бумажные буквы.
Перед занятием проводится артикуляционная гимнастика («Чистим зубы», «Пятачёк», «Сытый хомячок»).
Ход занятия:
- Сейчас у нас будет занятие - подготовка к обучению грамоте. Сегодня мы повторим и закрепим знания о звуках [м и м’], поупражняемся в различении твёрдости и мягкости звуков, будем находить нужный звук в слове, определять где находится предмет. А ещё мы познакомимся с новым звуком и с буквой, которая его обозначает.
- Посмотрите, ребята, возле нашего Знайки появился конверт. Как вы думаете, что в нём находится? (Предположения детей). Вы хотите узнать, что там?
Воспитатель открывает конверт и показывает детям его содержимое. Ребята, это задания, которые Знайка приготовил для вас. Вы готовы их выполнить?
Задание 1. «Угадай букву и звуки, которые она обозначает». Посмотрите внимательно на эту букву, кто её узнал?
Какие звуки обозначает буква М? Это какие звуки : гласные или согласные? Почему вы так думаете? Подумайте и скажите, чем отличаются друг от друга звуки [м] и [м’]?
Задание 2. «Загрузи машину». Знайка просит вас загрузить машину словами, в названии которых слышится твёрдый звук [м] или мягкий звук [м’]. У машины два прицепа: синий и зелёный. Слова с твёрдым звуком [м] мы будем складывать в какой прицеп? А в зелёный какие положим слова?
Дети выполняют задание.
Задание 3. «Отгадай, где спрятался звук»
Следующее задание от Знайки: в названиях слов, которые изображены на карточках спрятались звуки [м] и [м’]. Внимательно посмотрите на карточку, и с помощью фишки определите, где спрятался звук.
Работа с перфокартами
Задание 4. «Отгадайте загадки и узнаете, новый звук»
Ребята, Знайка приготовил для вас загадки:
- Инструмент бывалый —
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижёт.
(Ножницы)
Я длинная и тонкая
Я смотана в клубок
Сбежала от котёнка я
В укромный уголок
(Нитка)
- Какой первый звук слышится в слове ножницы? ([н])
- А в слове нитка? ([н’])
- Чем они отличаются? ([н] – звук твёрдый, а [н’] - мягкий)
- Как вы думаете, это какие звуки, гласные или согласные? (согласные)
- Почему вы так думаете? (их нельзя пропеть, воздушная струя на пути встречает преграду)
-Давайте произнесём звук Н перед зеркалом. Что вы чувствуете? (Губы разомкнуты, зубы сближены, голосовые связки вибрируют, воздушная струя направлена на кончик языка, воздушная струя встречает во рту преграду.)
А теперь, произнесите мягкий звук [н’], есть какая-то разница между ними? Попробуйте их произнести по очереди. (При произнесении звука [н] язык находится за верхними зубами, а при произнесении звука [н’] – за нижними).
- Звуки [н] и [н’] обозначаются буквой Нн (Воспитатель показывает заглавную и маленькую буквы). На что вам кажется, похожа буква Н?
- Из каких элементов она состоит? Какие по длине эти палочки? Сколько всего элементов в букве Н?
- С помощью ножниц разрежьте букву на составляющие элементы, а потом сложите её снова. (Работа с ножницами с буквенным конструктором).
- Давайте напишем букву Н в воздухе пальчиком.
- А теперь напишите её у себя на ладошке.
- У буквы Нн должна быть своя квартира в буквенном домике. Куда мы её поселим? (на четвёртый этаж, в квартиру № 1).
Заселение буквы Нн.
Физкультминутка
Друг наш, Знайка потянулся.
Руки в боки, и нагнулся.
Встал, присел и снова встал.
На носочки встал легонько.
И за стол свой сел тихонько.
Задание 5. «Помогите Незнайке отправиться в путешествие»
- Ребята, у нашего друга Знайки, есть друг Незнайка. Он собрался отправиться в путешествие на воздушном шаре. Шар взлетит если сложить в его корзину слова со звуками [н] и [н’]. Незнайка ни как не может разобраться и определить нужные слова. Помогите ему, пожалуйста. Вы согласны?
- У вас на столах лежат картинки. Нужно выбрать те, в названии которых есть нужные нам звуки [н] и [н’]. Нужно правильно определить слова, а после мы сложим их в конверт и передадим Незнайке.
Задание 6. «Игривая белка»
- Летит Незнайка на своём воздушном шаре, смотрит с высоты и видит: растёт внизу большое дерево, а по нему скачет туда-сюда белка.
Посмотрите внимательно, где увидел белку Незнайка? (работа с предлогами)
- Ну чтож, похоже что вы справились со всеми заданиями Знайки. Наше занятие подходит к концу. Скажите, что нового вы сегодня узнали? Что вам было интересно?
Воспитатель хвалит детей.