Каленова Наталья
Проект «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОБУ «Сертоловский ДСКВ №2»
Всеволожский район, Ленинградской области
Проект «Золотая осень»
(старшая группа)
Автор: Каленова Н. А., Наумова О. В.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Вид проекта : познавательный, творческий, информационный, краткосрочный
Актуальность проекта :
Темочки:
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через прямой контакт ребенка с природой.
Интересные для наблюдений природные объекты изучать лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
ЦЕЛЬ:
Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
Формирование гуманного отношения к природе и стремление проявлять заботу к окружающей среде.
Развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров.
Создать условия для художественно-эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.
Задачи проекта :
- Расширить и обогатить представления детей, систематизировать и углубить их знания о сезонных изменениях в природе в осенний период.
- Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, умственной).
- Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
- Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.
- Приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми
Предполагаемый результат:
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.
- Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.
- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
- Развитие продуктивной деятельности детей.
- Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
- Развитие детского творчества.
- Чтение наизусть стихотворений об осени.
- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
1 этап: организационный
Знакомство с темой «Золотая осень».
Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, пословиц по теме проекта, песен.
Изучение методической, художественной литературы по выбранной теме.
Привлечь родителей и детей к совместному творчеству в работе по проекту.
Подобрать подвижные игры, физкультминутки, дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, настольные игры).
Индивидуальные и коллективные беседы.
2 этап: основной:
Интегрирование проектной деятельности в образовательные области.
Познавательное развитие:
- Дидактическая игры: "Какой лист?", «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы».
Цель: Создание условий для развитие интереса у детей к экологическим играм.
-Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Изменения в природе осенью».
-Наблюдение за деревьями на участке детского сада;
-Рассматривание иллюстраций на выбранную тему, чтение познавательной информации, выполнение развивающих заданий.
Социально –коммуникативное развитие.
-Сюжетно-ролевые игры: «На прогулке в осеннем лесу», «Овощной магазин», «Магазин цветов».
-Дидактические игры: «Кто больше знает примет осени?», «Какой сок, варенье?», «Хлопай в ладоши», «Какая бывает осень?», «Угадай, что где растет?», «Осенние слова», «Найди дерево по описанию», «Найди пару», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»;
-Беседы: «То, что растет живое», «Сколько красок у осени?», «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса», «Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Труд людей осенью» и др. ;
Речевое развитие.
- Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен о насекомых;
- Составление рассказов об осени;
-Чтение произведений по выбранной теме.
Рассказы:
Катаев В. «Мухомор»; «Грибы».
Лопатина А. «Грибная аптека;
Пришвин М. «Листопад», «Осенние листочки»;
Скребицкий М. «Четыре художника», «Осень», «Белка готовится к зиме»;
Соколов – Микитов Г. И. «Листопадничек»;
Снегирев Г. «Как птицы к зиме готовятся»;
Сладков И. «По грибы»,
Ушинский К. «Осенняя сказка», «Спор деревьев»;
Шим Э. «Храбрый опенок».
Сказки:
Афанасьева М. «Красивые грибы»;
Белых С. «Спор деревьев»;
Скребцова М. «Разговорчивая берёзка».
Стихи:
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»;
К. Бальмонт «Осень»;
И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…».
Пословицы, поговорки, приметы об осени
Физическое развитие.
Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;
физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;
дыхательная гимнастика «Ветерок»;
хороводная игра «К нам осень пришла», «Собираем урожай».
подвижные игры «У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери», «Съедобное-несъедобное», "Охотник и зайцы";
эстафета «Соберем осенний букет», «Перенесем урожай», «Кто быстрее оббежит лужи».
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка:"Разноцветные листочки".
Рисование: "Осенние краски".
Обрывная опликация "Кленовый листик"
Совместная деятельность воспитателя и детей:
-Чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц по теме проекта;
Заключительный этап:
Лепка "Разноцветные листочки",
Рисование "Осенние краски",
Обрывная опликация "Кленовый листик".
Расскраски по теме проекта
Пополнение предметной среды группы картотеками стихов, загадок.
Взаимодействие с родителями.
-Консультация для родителей:
«Как сделать осеннюю прогулку интересной»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Вот и пришло самое очаровательное, романтичное и красивое время года – золотая осень. Парки, сады наполнены разнообразными запахами, оттенками и настроением. Солнышко греет, но не жгет. Деревья теряют свою листву, кружится по ветру листопад…Так хочется выйти с детьми на прогулку в парк! Самое время одеться по – теплей, взять с собой корзинку для сбора природного материала. Подойдите к ближайшей цветочной клумбе, ведь их так много в нашем прекрасном городе. Предложите ребенку полюбоваться цветущими растениями, назвать оттенки лепестков, понюхать прекрасный запах. Расскажите чаду, что цветы с клумбы просто так рвать не стоит, но для изготовления гербария можно сорвать понравившийся цветок.
Поднимите вместе с ребенком голову вверх и понаблюдайте за небом, облаками и летающими птицами. Здесь стоит акцентировать внимания дочери или сына на перелетных и зимующих птиц. Назвать птиц, которых вы сейчас видите перед собой. Попросите описать ребенка рядом находящуюся птичку: какого цвета крылья, какой клюв, какие лапки, как можно в холодное время года помогать птицам и пр. Рассмотрите ее и потом дома предложите ее изобразить любым видом художественной техники (лепка, рисование, аппликация). Можно использовать короткие стихи про птиц или загадки с потешками. Например:
Ходят по земле, летают,
Гнёзда строят, отдыхают,
Чистит пёрышки свои,
Ночью спят аж до зари.
Кто-то в зиму остаётся,
Кто-то в тёплые края,
Улетают, но вернутся,
Обещают нам всегда!
Подойдите к дереву, потрогайте его кору, рассмотрите листья с этого дерева, сравните их с другими деревьями и листиками. Найдите общие черты и различия. Соберите самые красивые в корзинку для изготовления поделки. Если это будет сосна или дуб или каштан, то можно собрать желуди, шишки или каштаны!
Наша корзиночка постепенно наполняется природным материалом. Объясните ребенку, зачем вы все это собираете и придумайте вместе идею для поделки. Мы уверены, что ваш сын или дочь обязательно предложат несколько идей для совместного творчества. Изготовление поделки доставит удовольствие всей семье, а ребенок будет еще долго вспоминать сбор гербария.
Осенняя пора богата множеством пословиц, поговорок о труде взрослых, о природных явлениях и народных приметах. Расскажите ребенку, какие вы знаете приметы или поговорки. Так, например, существует поверье, что тёплая осень ведёт к холодной и долгой зиме. Если в лесу много рябины, то осенью будет много дождей, если мало, то, наоборот, осень будет сухой. Осенний иней – признак хорошей солнечной, сухой и тёплой погоды.
Пословицы и поговорки: Холоден сентябрь, да сыт. В ноябре зима с осенью борются. Не забудьте объяснить малышу смысл поговорки.
Во время осенней прогулки не забудьте поиграть:
«С какого дерева листочек?». Предложите ребенку несколько листочков рассмотреть и определить название дерева, с которого они упали. Похвалите сына или дочь за правильный ответ.
«Узнай, чей след». Если внимательно присмотреться, то на песке или земле можно увидеть множество следов: собаки, кошки, вороны, воробья. Рассмотрите увиденные следы и предложите детям узнать, кто же это оставил после себя? Поощряйте добрыми словами ответы детские.
«Рисунок палочкой на земле (песке)». Найдите длинную острую палочку на земле и совместно с ребенком нарисуйте на песке или земле рисунок. Эта игра доставит массу приятных впечатлений и разнообразит прогулку.
«Выше - ниже». Сравните деревья по высоте, так же можно сравнить деревья с кустарниками.
После возвращения домой, рассмотрите с ребенком собранные дары осени, обменяйтесь настроением и эмоциями, обсудите понравившиеся моменты и обязательно выберите свободное время для поделки! Пусть эта осень принесет вышей семье здоровье, семейное благополучие и удачу!
-Участие в выставке рисунков «Осенняя мелодия».
-разучивание с детьми стихов для конкурса "Листопад".
Вывод:
- развивались творческие способности у детей.
- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней.
- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
- расширился и активизировался словарный запас.
- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием приняли участие в оформлении выставки осенних рисунков.