Ирина Бойчук
«Знатоки родного края». Викторина для педагогов ДОО Мурманской области
▼ Скачать + Заказать документы
Малая родина все равно большая,
ведь она единственная.
Ж. Ренуар.
Цель: Повышение уровня экологической культуры и творческой инициативы педагогов ДОО.
Задачи:
- Повышать профессиональную компетентность педагогов ДОО посредством использования соревновательной игры - викторины экологического и краеведческого содержания.
- Активизировать поисково-мыслительную деятельность педагогов, желание участвовать в викторине (интеллектуальном соревновании).
Публикация «„Знатоки родного края“, Викторина для педагогов ДОО Мурманской области» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мурманская область
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Темочки
- Способствовать развитию интереса к своей малой родине, обмену опытом краеведческого и экологического воспитания дошкольников, использования эффективных форм образовательной работы.
- Активизировать педагогов на решение проблем современного экологического образования детей дошкольного возраста, анализ и систему своей работы с дошкольниками.
- Установить деловое общение, атмосферу сотрудничества и игрового соревнования.
Материал и оборудование:
Ноутбук, проектор, презентация к викторине, фишки, колокольчики.
Ход: Звучит фрагмент песни «Увезу тебя я в тундру» (Автор текста: Пляцковский М., композитор: Фрадкин М.)
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня у нас необычная, но интересная встреча – викторина «Знатоки родного края». Проблема патриотического и экологического воспитания в современное время очень актуальна. Это процесс формирования сознания человека, который любит свою Родину, свою землю, где он родился и живет; бережет ее природные ресурсы и культурные достопримечательности; с уважением относится к трудовым и героическим достижениям своих земляков. В образовательную систему нашего ДОУ входит региональное содержание, чтобы целенаправленно формировать у воспитанников социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества. Но для того, чтобы увлечь детей, заинтересовать, развить познавательную активность и любознательность, воспитатель сам должен обладать широким кругозором, стремиться к саморазвитию, реализации своего творческого потенциала. Только знающий, мыслящий, творческий и любящий свой родной край педагог может развить эти качества у своих воспитанников.
Правила игры - викторины:
1) Первым отвечает на вопрос участник игры, который позвонил в колокольчик.
2) Участникам игры перебивать ответы других запрещается; дополнять - разрешается.
3) За каждый правильный, содержательный ответ участник получает фишку.
4) Выигрывает участник, у которого в конце игры – викторины окажется самое большое количество фишек.
Внимание! Игра начинается!
(На экране – каждое задание. После ответа – правильный ответ и фото или видео).
Разминка «Народная мудрость»
Задание: Добавьте словечко»
1. Осень идёт и за собою дождь (ведет).
2. Зима без мороза (не бывает).
3. Весна красна цветами, а осень (пирогами).
4. Всё зимой сгодится, что летом (уродится).
1 раунд. «Мы – экологи»
Вопрос № 1: Что такое «экология»?
Варианты ответа:
Экология
1. – это занятие познавательного цикла в детском саду.
2. - это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой
и друг с другом, о взаимоотношениях человека с природой.
3. - это деятельность научных работников Кольского научного центра Российской академии наук.
(Правильный ответ № 2: - это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом, о взаимоотношениях человека с природой).
Вопрос № 2: В какой день отмечается Всемирный день заповедников?
[i]Варианты ответа:[/i]
1. 11 января.
2. 8 июля.
3. 30 сентября.
(Правильный ответ № 1: 11 января).
Вопрос № 3: Чем знаменит день - 15 апреля?
Варианты ответа:
1. День прилета птиц.
2. День экологических знаний.
3. Встреча экологов.
(Правильный ответ: № 2. 15 апреля во всем мире отмечается день экологических знаний. Он проводится с целью формирования экологических знаний и экологической культуры населения).
Вопрос № 4: Что такое «Гольфстрим»?
Варианты ответа:
Гольфстрим - это
1. Красивый горный массив.
2. Водопад.
3. Теплое течение.
(Правильный ответ № 3. Это главное теплое течение Земли, которое формирует погодные условия, делает скандинавские страны пригодными для проживания. Если Гольфстрим остановится, то нас ждет наступление Ледникового периода).
2 раунд. Озера Мурманской области
Вопрос № 1: Какое озеро самое крупное (большое) на Кольском полуострове?
Варианты ответов:
1. Имандра.
2. Ловозеро.
3. Умбозеро.
(Правильный ответ № 1. Самое крупное озеро - Имандра. Длина озера 109 километров,
ширина меняется от 9 до 19 километров. Общая площадь водоема 885 кв. м.)
Вопрос № 2: Какое озеро – самое глубокое?
Варианты ответов:
1. Имандра.
2. Умбозеро.
3. Могильное озеро.
(Правильный ответ № 2. Самое глубокое – Умбозеро. Максимальная глубина – 115 метров. Умбозеро - второе по величине в Мурманской области).
Вопрос № 3: Чем уникально озеро Могильное?
(Правильный ответ: Озеро находится в Кольском районе Мурманской области на территории сельского поселения Териберка. Совсем небольшое, имеет всего 560 метров в длину и 280 в ширину, максимальная глубина 17 метров. В связи с уникальностью реликтовое озеро Могильное с 1978 года объявлено заповедным. В 1985 году озеру Могильному присвоили статус государственного памятника природы республиканского значения.
- Самый нижний слой с глубины 15 метров и ниже насыщен сероводородом, убивающем всё живое, поэтому живут здесь только отдельные виды бактерий.
- Второй «этаж» окрашен в вишнёвый цвет. Такой необычной окраске он обязан пурпурным бактериям.
- Третий «этаж» - морская вода. Солёность этого слоя такая же, как в море. Здесь обитают морские жители: треска, окунь, морские водоросли, морские звёзды, но они меньше размерами, чем аналогичные обитатели в Баренцевом море.
- Четвёртый слой – это смешение солёной и пресной воды, малопригодный для жизни водных обитателей, сюда поднимаются медузы и некоторые ракообразные.
- Пятый, у поверхности озера – слой пресной воды. Толщина этого слоя достигает пяти метров. Здесь царство пресноводных организмов.
Вот такое необычное и удивительное озеро)
3 раунд. Реки Мурманской области
Вопрос № 1: Какая река самая длинная?
Варианты ответа:
1. Варзуга.
2. Паз.
3. Поной.
4. Кола.
(Правильный ответ № 3: Самая длинная река – ПОНОЙ. Длина - 426 км.)
Вопрос № 2: Какая река имеет пороги и впадает в Белое море?
Варианты ответов:
1. Варзуга.
2. Печенга.
3. Куна.
4. Тулома.
(Правильный ответ № 1: Варзуга — река на юге Кольского полуострова. Протекает из центральной части полуострова на юг. Впадает в Белое море. Длина — 254 км. В среднем и нижнем течении Варзуга порожиста. Самый крупный порог называется Падун, имеет три водопада).
4 раунд. Заповедники Заполярья.
Вопрос № 1: Какой заповедник создан первым (вторым, третьим?
Варианты ответов:
1. Пасвик.
2. Кандалакшский.
3. Лапландский.
(Правильный ответ:
1. Лапландский – 1930 г.
2. Кандалакшский – 1932 г.
3. Пасвик – 1992 г.)
Вопрос № 2: С какой целью создан Лапландский заповедник?
Варианты ответа:
1. Сохранение, восстановление и поддержание численности дикого северного оленя.
2. Охрана главного горного массива заповедника — Чунатундра.
3. Научно – исследовательская деятельность.
(Правильный ответ № 1. Сохранение, восстановление и поддержание численности дикого северного оленя. Лапландский заповедник имеет статус Биосферного резервата ЮНЕСКО).
Вопрос № 3: С какой целью создан Кандалакшский заповедник?
Варианты ответа:1. Охрана промысловых видов птиц и, в первую очередь, обыкновенной гаги.
2. Охрана атлантического северного тюленя.
3. Увеличение количества заповедников на Кольском полуострове.
(Правильный ответ № 1: Охрана промысловых видов птиц и, в первую
очередь, обыкновенной гаги. Кандалакшский заповедник - первый морской заповедник, образованный в России).
Вопрос № 4: С какой целью создан Пасвик?
Варианты ответа:
1. Сотрудничество с Норвегией в области охраны уникальной по красоте и значению северной природы.
2. Охрана северных лесов и связанной с ними флоры и фауны.
3. Исправление экологической ситуации в Печенгском районе.
(Правильный ответ № 2: Охрана северных лесов и связанной с ними
флоры и фауны. Река ПАЗ – достопримечательность Пасвика, протекает по территории России, Норвегии, Финляндии. На реке – остров Варлама - природно - исторический музей под открытым небом).
5 раунд. Птицы Севера.
Вопрос № 1: Кто такой орнитолог?
(Ответ: Учёный, изучающий птиц).
Вопрос № 2: У какой птицы самый длинный язык?
(Ответ: У дятла).
Вопрос № 3: Как называется самец кукушки?
(Ответ: Кукух).
Вопрос № 4: Кто такой лесной петух?
(Ответ: Глухарь).
Вопрос № 5: Какую птицу называют северным воробьем? Какая птица считается национальной птицей Норвегии?
(Ответ: Оляпку. Оляпка.).
Оляпку называют «водяной дрозд» или «водяной воробей». Птица оляпка размером со скворца. Оперение имеет тёмно-бурое с ярким белым передником, густое. Перышки у оляпки не намокают. Эта птичка распространена на Кольском полуострове. Она обитает по берегам быстрых прозрачных рек и ручьев. Почему? – Потому, что питается водными насекомыми и рачками, которых оляпка собирает на мелководье, между камней и под водой. Главной особенностью оляпки является способность хорошо плавать и нырять. Приподнимая крылья и ловко маневрируя в потоке воды, оляпка как бы «бежит» по дну. Под водой оляпка может оставаться до 50 секунд, пробегая за это время до 20 метров. Гнездо оляпка устраивает всегда близ воды, между береговыми камнями или в норах, построенных из мха и стебельков трав. Насиживает кладку только самка, но выкармливают птенцов в течение 20—25 дней оба родителя. За год успевает вырастить два выводка. Зимует птицы на незамерзающих участках рек и речушек в предгорьях. Живёт, как правило, оседло, но иногда встречаются и кочующие особи. Оляпка считается национальной птицей Норвегии.
Вопрос №6: Гнездовьями какой редкой северной птицы славится Кандалакшский заповедник?
(Ответ: Гаги)
Гага – крупная красивая птица. Особенно нарядно оперение самца, в котором сочетаются черный и белый цвета. Гаги прилетают в Арктику весной. Они селятся на островах, часто у самого берега моря, иногда в долине небольшого ручья. Птиц собирается очень много. Они громко кричат, хлопают крыльями. Суровые арктические острова привлекают птиц, потому что здесь мало врагов, на острова не добраться хищникам. Для птиц на островах много корма, питаются они жуками, червяками и другой мелкой живностью. Гаги обустраивают свои гнезда в расщелинах скал, среди камней. Они находят небольшую ямку и устилают ее сухими травинками и пухом, выщипывая его у себя на груди. А гагачий пух особенный! Он легкий и необыкновенно мягкий и теплый. Яйцам, закутанным этим пухом, не страшны никакие морозы! Когда появляются птенцы, родители их учат плавать, нырять и самостоятельно находить себе корм. Зимой гаги всей колонией снимаются с мест и улетают в южные края.
Вопрос № 7: Какая птица - национальный символ Финляндии, обитатель Кандалакшского заповедника?
(Ответ: Лебедь – кликун).
Лебедь-кликун является национальным символом Финляндии. Это водоплавающая птица из семейства утиных. Лебедь-кликун получил своё название за громкие, трубные крики, особенно часто издаваемые в полёте. Это крупная птица (от 7 до 10 кг, иногда больше). Тело вытянутое, длина шеи примерно равна длине туловища. Ноги короткие, отнесены назад. В оперении птицы большое количество пуха. Клюв лимонно-жёлтый с чёрным кончиком. Оперение белое. Самец и самка внешне практически не отличаются друг от друга. Шею кликун держит прямо, не сгибая её. Лебеди-кликуны питаются в основном растительной пищей, водными растениями, а также поедают мелких беспозвоночных животных. Птенцы питаются в основном животным кормом на мелководье, добывая пищу со дна, наполовину ныряя в воду, как утки. Некоторые птицы остаются зимовать на местах гнездовья. Обычно не улетают на зимовку кликуны из Скандинавии, остаются птицы на Белом и Балтийском морях. Плавая, лебедь – кликун шею держит вертикально, крылья плотно прижаты к телу. Обычно лебедь-кликун плавает неторопливо и величественно, но если его преследовать, то с трудом можно догнать даже на лодке. Взлетая с воды, долго разбегается, «молотит» лапами по воде, постепенно набирая скорость и высоту. По земле ходить не любит и делает это крайне неохотно и редко. Кликун - осторожная птица, которая держится на широких водных пространствах, подальше от берегов. Гнездо устраивается в зарослях тростника, камыша или рогоза, реже на мелководье, где гнездо опирается на дно водоёма. Дно лотка выстилается травой, мхом и выщипанными из живота и груди самки перьями. В кладке 3 - 7 яиц, которые насиживает самка. Яйца белого или желтоватого цвета. Пока самка насиживает яйца, самец находится поблизости и охраняет гнездо. Через 5 недель вылупляются птенцы, о которых заботятся оба родителя. Птенцы могут самостоятельно добывать себе пищу. Часто птенцы держатся возле родителей уже после того, как научатся летать.
6 раунд. Животные Севера.
Вопрос № 1: Детеныш какого северного животного, родившись, в тот же день уже может бегать?
(Ответ: Детеныш северного оленя).
Вопрос № 2: Какое хищное животное Севера редко охотится на северных оленей, но имеет привычку «хоронить» жертву, забрасывая ее растительным покровом или снегом?
(Ответ: Бурый медведь).
Вопрос № 3: Какое самое крупное животное занесено в Красную книгу Мурманской области?
(Ответ: Синий кит).
Вопрос № 4: Какое животное в далеком прошлом дало возможность человеку освоить Север?
(Ответ: Северный олень).
Вопрос № 5: Какое северное животное хорошо плавает, в воде может развивать скорость до 5 - 6 км в час, ныряет с открытыми глазами, может пробыть под водой около двух минут?
(Ответ: Белый медведь).
7 раунд. Коренные жители Кольского Заполярья.
Вопрос № 1: Кто является коренными жителями Кольского полуострова?
(Ответ: Коренные жители - саами, лопари).
Вопрос № 2: Какова численность коренного населения в современное время?
(Ответ: Численность коренного населения - около 1.9 тыс.)
Вопрос № 3: Какие промыслы коренного населения являются традиционными?
(Ответ: Традиционные промыслы саами - рыболовство, оленеводство, охота).
8 раунд. Педагоги – профессионалы.
Ведущий: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста во многом будет зависеть от технологий, методов и приемов, с помощью которых педагог организует процесс познания воспитанников.
Вопрос № 1: Что такое «экологическая акция»?
Варианты ответов:
Экологическая акция
1. – это социально значимое, природоохранное мероприятие.
2. – это «отдых на природе».
3. – это целевая прогулка.
(Правильный ответ № 1: Экологическая акция – это социально значимое, природоохранное мероприятие.)
Задание № 2: Назовите самые популярные, эффективные экологические акции из опыта работы.
(«Берегите лес и его жителей от пожара!», «Покормим птиц зимой», «Зеленая елочка – живая иголочка», «Украсим планету цветами», «Собираем отработанные батарейки», «Мусор не бросаем – в урны собираем!», «Давайте беречь воду!»).
Задание № 3: Назовите методические пособия (парциальные программы, наиболее эффективные на ваш взгляд, по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста.
(С. Н. Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М. : Мозаика – Синтез, 2010.
Н. А. Рыжова. Наш дом – природа. М. : Карапуз, 2005.
Н. Г. Пантелеева. Знакомим детей с малой родиной. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2018.
Т. А. Шорыгина. Беседы о русском севере. М. : ТЦ Сфера, 2017).
Задание № 4: Назовите самый важный и значимый метод экологического воспитания ребенка.
(Ответ: Пример взрослых, в первую очередь родителей, - самый важный и значимый метод экологического воспитания ребенка).
Задание № 5: Поделитесь впечатлением от игры: какое было настроение, что нового узнали, была ли игра интересной и полезной? Ваши рекомендации по содержанию и организации игры.
Ведущий: Уважаемые коллеги, спасибо за игру, яркие и содержательные ответы, умение поделиться опытом и дополнить ответы других участников. Вы, несомненно, проявили профессиональную компетентность, смекалку, грамотность, быстроту реакции, артистичность. Надеюсь, вам понравилась игра, и каждый узнал что – то новое для себя, сделал «краеведческое открытие». Предлагаю подвести итоги, посчитать фишки. Желаю вам побед в следующих наших играх!
Подведение итогов, награждение игроков.
Литература:
1. Н. Г. Пантелеева. Знакомим детей с малой родиной. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2018.
2. Т. А. Шорыгина. Беседы о русском севере. М. : ТЦ Сфера, 2017
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/