Ясуркаева Зарема
НОД в подготовительной группе «Знакомство с жизнью и бытом русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т. д.);
познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар;
Публикация «НОД в подготовительной группе „Знакомство с жизнью и бытом русского народа“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;
воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Оборудование: предметы быта и старины русского народа, костюмы русского народа русская печь, тканные дорожки, вязанные кружки.
Словарная работа: изба, ухват, берестяные полоски
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах по теме " Русская изба". Разучивание пословиц, поговорок, хороводов, отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.
Ход НОД
(дети входят в зал, их встречает хозяюшка).
Воспитатель: – Милости просим, гости дорогие! Гости званные, да, желанные! Рада видеть вас у себя в гостях!
Прошу ко мне в избу, будьте как дома, присаживайтесьпо ближе к печи. Сядем рядком, да поговорим ладком. Гость на порог — хозяину радость.
Воспитатель: Сегодня я вас пригласила к себе домой в русскую избу. А я хозяйка этого дома. И встречаю я вас, так как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям).
Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас.
Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».
– Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.
Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.
В избе была одна комната- горница, она была и кухней и спальней. Вот и у меня небольшая горница, да красивая какая!
В каждой горнице был красный угол с иконами и лампадой
Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете,что в избе было самым главным? Отгадайте загадку: Самым главным в избе была печь.
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Да, в каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила, всю семью. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги, так же можно было сушить грибы, ягоды и разные полезные травы, сушили одежду и даже мылись, на печи спали младшие детки и старики, печь и лечила людей.
Были в избе и горшки, чугунки, ухваты.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит…
(чугунок)
Готовили пищу в чугунах. Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве, чугунок, мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Давайте печь растопим,
Что там у нас посмотрим?
Подбросим дров.
А дрова укладывали с помощью Кочерги - предмет для печи, которым
распределяли дрова.
Эх, гори, гори ясно!
(игра «Гори, гори ясно».
Описание: участники становятся в круг, держа в руках, красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)
Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)
Чтобы не погасло (присесть руки в низ)
Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)
Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)
Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)
Ну что ж о печь мы затопили, а теперь можно взяться и за работу
Воспитатель. Продолжим отгадывать загадки.
«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)
А когда хозяйка стряпала хлеб или пироги,муку сеяла через сито и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
Дети пробуют просеять муку через сито.
Не далеко от печи на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье. хозяйка могла покачать младенца когда он плакал.
Воспитатель: Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка была и источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. лапти. Лапти - плетёная обувь из лыка или бересты
Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи
-А вот стоит прялка. на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления
Загадка
Чем больше я кручусь,
Тем толще становлюсь. (Веретено) .
Девочка должна была уметь прясть уже с 6-8 лет,, чтобы приготовить себе приданное,вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников, некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы. Посмотрите, в нашей избе на полу лежат половицы.
(Давайте попробуем)
Готовили пищу в чугунах, чай пили из
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
Самовар был предметом роскоши, а так же предметом первой необходимости. В бедных семьях чай пили с кусочками сахара, а в богатых с медом, вареньем. И баранками.
Воду для самовара приносили вёдрами, при этом использовали коромысло
(пробуем носить коромысла)
Мебель в русской избе : столы лавки, шкаф для посуды, да сундук, где хранили одежду
СТОЛ занимал в доме важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы.
Столы были большими, т к семье было много детей, лавки тоже были длинными и широкими, чтобы все могли сесть за большой столь, вечером на лавках спали.
Пальчиковая гимнастика.
“Как у нас семья большая”
Как у нас семья большая
Да веселая
(Ритмические хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)
Два у лавки стоят
(Загнуть большие пальцы на обеих руках).
Два учится хотят
(Загнуть указательные пальцы на обеих руках)
Два Степана у сметаны объедаются
(Загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки
Питаются.
(Загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люлке
Качаются
(Загнуть мизинцы)
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.
Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник.
Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
УХВАТ ИЛИ РОГАЧ – его использовали для того, чтобы достать из печи чугунок с горячей едой на стол
Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него. .
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, что раньше засыпали в утюг? (угли)
Излюбленная одежда на Руси: рубахи да сарафаны. Для глажки белья использовали рубель, позже чугунные утюги. (Пробуем гладить,раньше засыпали в утюг? (угли)
Хороводами да Частушками веселил народ душу русскую…
Хороводная игра.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют) .
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются) .
Поклонись, поклонись.
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает) .
Да за ленточку держись.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что вы узнали нового. Я буду задавать вопросы, а вы должны догадаться, о каком предмете идет речь.
1) Что занимало главное место в избе? (Печь)
2) В какой посуде готовили еду? (чугунок)
3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват)
4) Где собиралась семья за обедом? (Стол.)
5) На чем сидели? (лавка, скамейка)
6) Из чего пили чай? (Самовар)
7) Ими едят и на них играют (Ложки)
8) Глиняная посуда для молока (Крынка)
9) Украшает пол в избе (коврик, половица)
10) С ее помощью пряли нитки (прялка)
В какие русские народные игры вы играли?
А что вы сегодня стряпали? А из чего?
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли к мне в гости я угощаю вас баранками. Спасибо дорогие гости, что пришли ко мне в избу до свидания!