Валентина Кондрашова
«Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов». Конспект НОД руководителя ИЗО студии с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить представление детей о книжной графике, о сложности труда художника – иллюстратора, процессе и последовательности его работы над иллюстрацией.
Задачи:
1. Обобщать и закреплять знания детей о профессии художника-иллюстратора: чем занимаются люди этой профессии, какие инструменты помогают им в работе;
2. Развивать художественные способности и познавательную активность детей средствами изобразительной деятельности: техника лубочных картинок, рисование с помощью штрихов, как средство подготовки руки к письму;
Публикация «„Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов“, Конспект НОД руководителя ИЗО студии с детьми подготовительной группы» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Подготовительная группа
- Художники-иллюстраторы для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
3. Совершенствовать воображение, логическое мышление, диалогическую речь, умение четко отвечать на вопросы;
4. Прививать социальные навыки: подвести детей к пониманию того, что книга – это произведение искусства, поэтому относится к ней, следует бережно и аккуратно;
5. Воспитывать интерес к книжной графике; поддерживать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций знакомых художников (Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина);
Материал: иллюстрации на мультимедийной установке, карточки для д/игры, иллюстрации к сказкам, книги, гелиевые черные ручки, рисунки для работы.
Предварительная работа:
1. чтение литературных произведений с иллюстрациями художников (Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина);
2. рассматривание иллюстраций к различным потешкам, сказкам, рассказам;
3. использование традиционной и нетрадиционной техники в изобразительной деятельности на темы разных сказок, потешек, рассказов;
4. чтение и разучивание стихотворений русских поэтов;
5. рассматривание и изучение техники рисования лубочных картинок, как одной из разновидностей народного изобразительного искусства.
6. подготовка основы книжки для иллюстрирования детьми на открытом мероприятии.
Обогащение словаря: иллюстрации, художники-иллюстраторы, оглавление, лубочные картинки, Ю. А. Васнецов, Е. М. Рачёв, Е. И. Чарушин.
Здоровьесберегающие технологии:
- физминутка (ритмические движения под песню);
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз.
Сюрпризный момент: появление почтальона с посылкой.
Дети вместе с воспитателем по ИЗО входят в музыкальный зал
Воспитатель ИЗО: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Сегодня, нас, наверное, ждет что-то очень необычное. Да и гости к нам пришли не случайно. Так, в чем же дело?
Под музыку в зал входит почтальон
Почтальон: Здравствуйте, ребята! Это детский сад «Солнышко», дети подготовительной к школе группа.
Воспитатель ИЗО: Да, это мы.
Почтальон: Я принес вам посылку.
Воспитатель ИЗО: А кто нам её прислал.
Почтальон: К сожалению, адрес отправителя размыло снегом. Распишитесь тут за получение посылки.
Воспитатель ИЗО: Спасибо вам большое, до свидания.
Почтальон: До свидания.
Воспитатель берет посылку
Воспитатель ИЗО: Вот так сюрприз! Ребята, давайте посмотрим, что там? (воспитатель открывает посылку и достает оттуда книгу). А кто знает, что это? (это книга). Посмотрите, какая она красивая! Это книга о животных. А для чего нам нужны книги? (чтобы читать, из книг мы узнаем много нового и интересного, в книгах много ярких картинок их можно рассматривать).
Воспитатель открывает книгу, а там пустые страницы
Воспитатель ИЗО: Ребята, посмотрите, а книга то незавершенная. А что в книге должно быть? (картинки, текст, оглавление). Я вижу, что вам интересно, вы очень любите книги. И чтобы у нас с вами получилась красивая книга, я предлагаю вам отправиться в библиотеку и узнать, какая должна быть книга.
А чтобы попасть в библиотеку, давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:
В ладоши мы хлопнем 1,2,3
В страну книг нас перенеси
Сердце свое для добра распахни
Дети с воспитателем оставляют книгу на подставке, произносят волшебные слова под музыку и оказываются в библиотеке.
Воспитатель ИЗО: Посмотрите, какая замечательная книжная выставка, сколько красивых, ярких книг. А как вы думаете, кто создает рисунки в книгах?
Дети: Рисунки в книгах создают художники.
Воспитатель ИЗО: Верно. Портреты пишут портретисты, море – маринисты, пейзажи – пейзажисты. А как называют художников, которые передают свои впечатления о героях сказок?
Дети: Художники – иллюстраторы.
Воспитатель ИЗО: Молодцы. А как вы думаете, чем занимаются художники?
Дети: Рисуют, фантазируют.
Воспитатель ИЗО: Хорошо. А теперь подумайте, и ответьте мне, а как правильно называют картинки в книге?
Дети: Иллюстрации.
Воспитатель ИЗО: Верно. Для чего же нужна иллюстрация в книгах?
Дети: Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она наглядно рассказывает о том, какие герои, нравятся ли они художнику, как они поступают.
А посмотрите на эти красочные иллюстрации? (двое детей читают стихотворения к иллюстрациям)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше лепестка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку - малышку. (Дюймовочка)
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет божий затмевает
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит
Воспитатель ИЗО. Ребята, как вы думаете, какими профессиональными качествами должен обладать художник-иллюстратор?
Дети. Уметь рисовать, быть добрым, понимать детей, представлять сказку.
Воспитатель ИЗО: Молодцы, ребята. Какой материал нужен для работы художнику – иллюстратору?
Дети: Краски, кисти, бумага, вода, карандаш, палитра, краски гуашевые или акварельные, резинка.
Воспитатель ИЗО: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Найди лишний предмет»
(Дидактическая игра «Найди лишний предмет». Кисть, лопата, краски, карандаш. Вода, корабль, холст, мольберт. Бумага, пастель, фломастер, топор).
Художники-иллюстраторы рисуют различными художественными материалами: это краски, уголь, пастель, а еще они любят рисовать цветными карандашами. И сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.
Дети вместе с воспитателем выполняют ритмические упражнения под песню «Карандаши»
После игры воспитатель предлагает детям пройти и сесть у м/м
Воспитатель ИЗО: Ребята, а сейчас я вам напомню, как работает иллюстратор над рисунками в книге.
Обычно художнику нравится рисовать что-то одно: или про животных, или про детей, или иллюстрировать сказки. Он сначала внимательно читает несколько раз, затем представляет себе героя, пытается понять какой он: добрый или злой, хвастливый или простодушный, сердитый или веселый, где он живет, как одевается. Затем делает много рисунков – набросков.
Каждый художник по - своему видит мир, его красоту, каждый по - своему видит героев, о которых рассказывает писатель.
Художник – иллюстратор придумывает и конструкцию книжки, ее оформление от начала до конца.
Иллюстрации в книге могут располагаться с левой стороны, с правой, вверху страницы, внизу.
Воспитатель ИЗО: А сейчас я предлагаю вам поиграть еще в одну игру, которая называется «Узнай художника – иллюстратора». Я вам буду рассказывать о художнике, а вы внимательно послушайте и отгадайте кто это?
Воспитатель ИЗО: Ребята, я знаю, что вы любите песенки – потешки. Вспомните такие произведения, как Сорока-белобока, «Краденое солнце», «Волк и козлята» Кто расскажет мне, какой художник рисовал иллюстрации к этим произведениям?
Дети: Юрий Алексеевич Васнецов
Воспитатель ИЗО: Верно. Какой художник иллюстрировал сказки о животных. Он одевал своих героев – животных в русскую народную одежду, рисовал гуашью, акварелью и углем. В его иллюстрациях отражена русская природа. Все его рисунки, пронизаны русским духом.
Дети: Евгений Михайлович Рачёв.
Воспитатель ИЗО: Этот художник родился в Вятке. Он очень любил животных и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе с родителями будущий художник лечил, выхаживал уток. Родные часто дарили ему животных и птиц. Он всегда за ними наблюдал и зарисовывал понравившиеся случаи из их жизни.
Дети: Евгений Иванович Чарушин
Воспитатель ИЗО: Молодцы. Посмотрите на его замечательные иллюстрации? Кто на них изображен?
Дети: Животные (собачка, котенок, рысь, зайчики)
Воспитатель ИЗО: А какие по характеру эти животные?
Дети: Игривые, добрые, ласковые.
Воспитатель ИЗО: А что бы вы могли им предложить?
Дети: Я бы предложил пойти ко мне в гости, я бы с ними поиграл, я бы покормил его. А я бы познакомил его со своими родителями, друзьями.
Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.
Воспитатель ИЗО. В чём заключается работа художника-иллюстратора?
Дети. Он читает стихотворение или сказку, представляет героев, делает эскиз, раскрашивает или сразу рисует штрихами.
Воспитатель ИЗО. Что становится результатом труда художника-иллюстратора?
Дети. Красивая книжка.
Воспитатель ИЗО. В чём польза его работы?
Дети. Дети, которые не умеют читать, смогут по картинкам рассказать историю. С картинками история интереснее.
Воспитатель ИЗО: Мы сегодня много с вами вспомнили о художниках-иллюстраторах, о том, как они создают книги и рисуют в них иллюстрации. И сейчас я предлагаю вам вернуться в детский сад и доделать нашу книгу о забавных животных. Для этого давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:
В ладоши мы хлопнем 1,2,3
В детский сад нас верни
Дети с воспитателем оказываются в детском саду.
Воспитатель ИЗО: Ребята, сейчас вы на некоторое время станете художниками-иллюстраторами. Вам нужно будет дорисовать красивые иллюстрации к нашей будущей книге о животных. Посмотрите внимательно на обложку книги. В какой технике она выполнена? И сейчас, каждый будет рисовать любое понравившееся ему животное в технике лубочных картинок.
А перед работой давайте подготовим наши ручки к работе.
Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
По окончанию работы, ребята выходят к воспитателю, становятся полукругом, в руках держат свои работы.
ИЗО: Ребята, как красиво вы дорисовали иллюстрации в нашей будущей книге. А расскажите мне, каких животных вы рисовали.
Ребята рассказываю про то, что и как они сейчас рисовали.
Воспитатель ИЗО: Ребята, а что вам больше всего сегодня понравилось?
Ответы детей
Воспитатель подводит дифференцированную оценку детской деятельности.