Тамара Горбачёва
Мероприятие «Знакомство с русским бытом»
▼ Скачать + Заказать документы
ХОД: (звучит русская народная мелодия). Дети заходят.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости давайте поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки и хорошее настроение.
Дети берутся за руки, улыбаются друг другу.
Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (руки в стороны)
Здравствуй, легкий ветерок, (покачиваем руками из стороны в сторону)
Пташки, аленький цветок,
Утро раннее и день,
Все кто с нами здесь теперь.
Публикация «Мероприятие „Знакомство с русским бытом“» размещена в разделах
Наша беседа не случайно началась именно с этих слов. Говоря «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы».
поэтому слово «здравствуйте», надо говорить приветливо, глядя в лицо тому человеку, с которым здороваешься.
Появилось это слово в далекие-далекие времена, когда не было еще ваших мам, пап, и даже дедушек и бабушек. Скажите, а вам интересно узнать, как жили люди в те далекие-далекие времена?
Дети: да.
Воспитатель: Я вам про это сегодня расскажу на нашем занятии.
Дети зашли и сели на стулья.
Воспитатель: Русские люди всегда славились гостеприимством. Гость на порог — хозяину радость. Гостей встречали хлебом-солью и говорили: Милости просим, гости дорогие, проходите.
Ребята, как вы думаете, что в избе было самым главным?
Попробуйте отгадать загадку:
Большая, белая, в избе главная.
Кормит, греет все местечки.
Угадали – это … печка.
Демонстрация макета «Русская печь».
Воспитатель: Печь обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица, в ней готовили пищу, пекли румяные пирожки. А давайте и мы с вами испечём пирожков.
Дети: давайте.
Пальчиковая гимнастика.
Я пеку, пеку, пеку – имитация «пекут пирожки»
Всем друзьям по пирогу – руки в стороны развели
Пирожок для мышки – загибаем большой палец.
Для заиньки-малышки – загибаем указательный палец.
Для лягушки пирожок – загибаем средний палец.
Мишка, съешь и ты, дружок – загибаем безымянный палец.
Пирожок тебе, лиса,- загибаем мизинец.
Очень вкусная игра – раскрываем кулачки.
Пока наши пироги пекутся, подскажите мне, а в какой русской народной сказке печка помогла героям в беде? («Гуси-лебеди»)
Посмотрите, что это стоит в нашей печке?
Показ чугунка.
Чугунок, ты чугунок.
У тебя ни рук, ни ног.
В черной саже весь копченый,
На огне разгоряченный.
А какая каша вкусная
в нем томится в печке русской.
Это чугунок – специальная посуда, в которой готовили еду в печи.
Дети проговаривают – это чугунок.
Посмотрите, возьмите его в руки. Какой он? (тяжелый) А как же такой тяжелый и горячий чугунок вытащить из печки? Для этого у хозяйки был помощник. Это ухват - деревянная палка с металлической рогаткой.
Показ ухвата.
Из русской печи
Щи да кашу тащи.
Чугунок очень рад
Что схватил его ухват.
Спросить предположения детей, почему он так называется (ухватывает чугунок, подхватывает, показать, как это делается).
Дети проговаривают – это ухват.
Воспитатель: (открываю крышку) Ребята, посмотрите, а чугунок у нас не пустой, а с загадками. Попробуем их отгадать.
Дети: да.
Воспитатель:
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»,
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки,
Поиграй и ты немножко
на красивых ярких ….(ложках)
Объясните, как вы догадались?
Воспитатель: Правильно, ребята, ложками едят. В семье у каждого была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».
Вспомните, в какой русской народной сказке говорится о ложке:
Эта ложка не простая, точеная, ручка золоченая. Никому её не отдам. /Жихарка/.
А ещё люди обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент.
Давайте и мы с вами поиграем на ложках.
Музыкальная игра с ложками по показу (под РН мелодию)
Воспитатель: А в нашем чугунке следующая загадка, сможете отгадать? Ну, тогда слушайте:
Девица красная по воду шла,
На плече дугу несла.
На дуге два крючка,
На крючках два ведра.
Как вы думаете, что несла девица? (коромысло).
Показ коромысла.
Дети проговаривают – это коромысло.
Для чего нужно коромысло? (чтобы легче было воду нести)
Воспитатель: Рано утром брала мама коромысло, вёдра и шла на колодец за водой. Это сейчас у нас у всех в квартирах есть кран, и вода течет по трубам. А раньше на окраине деревни был колодец, и люди ходили к нему за водой. Колодцы были очень глубокие, и вода в них была чистая и студеная. (Что значит студеная) Над колодцем делали крышу или закрывали крышкой. (Зачем на колодце нужна крыша) (Чтоб снег и дождь не капали, чтоб листья и мусор не попадали в воду).
Принесёт мама водицы, умывает ребятишек да приговаривает:
Водичка, водичка.
Умой Ване личико.
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок.
Дети повторяют потешку вместе с воспитателем.
Воспитатель: а у нас в чугунке еще загадка.
Для кудрей и хохолков
целых 25 зубков,
И под каждым, под зубком
лягут волосы рядком (расческа).
Воспитатель: а старину этот предмет называли гребешок, делали его из дерева. Как вы думаете, почему его так называли? (от слова гребут)
Показ гребешка.
Дети проговаривают – гребешок.
Воспитатель: Мама дочку гребешком причесывала и при этом приговаривала (пригласить девочку причесывает куклу и проговаривает потешку).
Расти коса до пояса,
не вырони ни волоса,
Расти косынька до пят,
все волосыньки в ряд.
Расти коса не путайся,
дочка маму слушайся.
Воспитатель: Ребята, а чугунок то наш пустой, давайте в нем сварим кашу. Проводится игра «Варим кашу» (под РН Мелодию)
Раз, два, три, кашу, горшок, вари! (дети стоят в кругу, взявшись за руки)
Мы внимательными будем, ничего не позабудем (идут по кругу в хороводе)
Наливаем молоко. (останавливаются, руки вперед, плавные движения кистями рук перед собой вверх-вниз).
Мы внимательными будем, ничего не позабудем: (идут по кругу в хороводе)
Сыплем соль. (останавливаются, руки вперед, имитация щепотки, двигая пальцами)
Мы внимательными будем, ничего не позабудем (идут по кругу в хороводе)
Сыплем сахар. (останавливаются, руки вперед, шелест ладонями)
Мы внимательными будем, ничего не позабудем: (идут по кругу в хороводе)
Насыпаем всю крупу. (останавливаются, поочередные хлопки по коленям, животу, плечам, хлопок в ладоши)
Мы внимательными были, ничего не позабыли (идут по кругу)
Каша варится – «пых-пых!» (пружинка)
Для друзей и для родных (поочередное выставление рук вперед ладонями вверх)
А себя мы позабавим, (хлопки)
Попрыгаем, поприседаем, (прыгают, приседают)
Каша варится, пыхтит, (пружинка)
Вкусным запахом дразнит. («ветерок»)
А теперь широким кругом Мы походим друг за другом (идут в хороводе по кругу)
И попробуем-ка нашу (имитируем еду) Вместе сваренную кашу! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: (раздается мяуканье) А кто это? (кошка)
(показываю кошку)
Вот она, наша Мурысонька, хранительница дома. А какую пользу она приносит? ( отвечают: Кошка очень полезна. Она ловит мышей, которые могут наносить вред человеку (грызут овощи, едят зерно). Человек очень любит гладить кошку (это очень успокаивает, а ещё дети очень любят играть с кошкой.)
Воспитатель: Давайте спросим, где она была?
Чтение потешки «Кисонька-Мурысонька»
(дети задают вопрос – воспитатель за кошку отвечает)
Мурысонька, ты прянички одна ела, а мы и для тебя каши приготовили!
(поставила кошку с миской пусть ест)
Ребята, а вы чувствуете, пирогами как пахнет! Это пироги наши испеклись
(достаю пироги)
Итог: Вот какая печка – кормилица пирогов нам напекла.
Достаю из печи пироги
А наше занятие подошло к концу.
Какое у вас настроение?
Понравилось вам наше занятие?
Что вам больше всего понравилось?
Ребята, давайте мы с вами, как в давние времена, скажем печке добрые и ласковые слова, повторяйте вместе со мной:
Ой, ты печка – сударыня
Помоги нам, боярыня
Ты свари, испеки
Обогрей, освети,
полечи и спаси,
В дом богатство неси! А теперь я вас и гостей буду угощать пирогами.